search
main
0

Трудно быть сильным. Бывший отличник может стать бомжом, а трудная девочка – прекрасным педагогом и воспитателем

У каждого регионального корреспондента «УГ» есть свои «палочки-выручалочки» – учителя, которые моментально откликаются на все наши просьбы, к которым можно, например, почти без зазрения совести позвонить домой в позднее время… Маргарита ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы средней школы №14 Великого Новгорода, выручала меня не единожды. Попросила я ее, например, поучаствовать в конкурсе на лучший девиз для Всероссийского конкурса «Учитель года», объявленном «Учительской газетой», а Маргарита Васильевна не один свой девиз несет, а добрых три десятка от учителей школы. В другой раз я проводила по заданию редакции опрос по совершенствованию нашего раздела «Методическая кухня». Изложила свою просьбу Маргарите Васильевне и, не успев положить трубку телефона, услышала на том конце провода энергичный призыв сразу ко всем в учительской: «Внимание! Девочки! Думаем!» Организаторскими способностями и кипучей энергией Маргарита Васильевна выделяется среди коллег. 31 год она работает в школе. Является почетным работником общего образования РФ. «Стотысячник». Дважды выигрывала областной конкурс на звание лучшего классного руководителя. После всего вышесказанного можно представить, как поразила меня невероятная деталь биографии Маргариты Лихачевой, которая выяснилась при нашей откровенной беседе. Оказалось, в детстве она… была трудным подростком и даже стояла на учете в детской комнате милиции.

Все объяснилось просто – Рита поступила в школу в возрасте 8 лет, и высокую девочку начали дразнить одноклассники. При ее-то характере обида вспыхивала как порох – и вечером Рите приходилось снова пришивать оторванную ручку к портфелю. Директор школы знал эту ученицу начальной школы лично. Отличница Рита моментально делала оба варианта заданий, и, чтобы она не мешала остальным детям, ее удаляли с урока. По пустынным коридорам школы они гуляли вдвоем с директором.

Первая учительница Риты была мудра. Она сказала: «Риточка, не обращай на тех, кто тебя обижает, внимания! Ты можешь стать очень хорошим, сильным человеком, если захочешь!»

Рита стала звеньевой, потом председателем совета отряда, членом совета дружины, членом городского пионерского штаба. Позже – секретарем горкома комсомола. И – учительницей – мечта об этой профессии зародилась в ее сердце с первого класса.

В педагогическом институте группа, руководимая комсоргом Маргаритой, была, как тогда говорили, передовой. Стройотряд – само собой разумеется! В те времена существовала хорошая практика брать в стройотряд трудных подростков – студенты проводили с ними воспитательную работу, и по итогам стройотрядовского лета подростков могли снять с учета в милиции. Стройотряд, командиром которого была Рита, снял с учета всех своих подопечных и потом еще год продолжал с ними работать.

Об арбузах, Артеке и бересте

С работы с трудными подростками начался и педагогический путь Маргариты Лихачевой. У своих семиклассников она оказалась восьмым классным руководителем. Проверку на прочность класс начал прямо с праздничной линейки 1 сентября на местном стадионе. Главный хулиган нарочно прыгнул в лужу и забрызгал парадный костюм Маргариты Васильевны. Начинающая учительница поступила нестандартно: на обратном пути в школу через парк прыгнула в лужу и обрызгала парадный костюм главного хулигана. А придя в класс, сказала всем: «Если вы станете к концу года лучшим классом в школе, поедем на юг арбузы собирать!» В конце года они получили грамоту как лучший класс школы и уехали под Ростов-на-Дону собирать арбузы, зарабатывать деньги и интересно проводить время. До конца школы каждое лето этот класс вместе с Маргаритой Васильевной ездил на юг. Этому первому ее выпуску – 15 лет. А мальчик, забрызгавший ее парадный костюм, окончил педагогический институт.

Все коллективы, в которых классным руководителем являлась Маргарита Лихачева – это классы-«непоседы». Разнообразие их общих дел зависит, наверное, от очередной увлеченности какой-либо идеей самой Маргариты Васильевны. В 2003 году она увезла своих ребят на международный конкурс учителей в Артек – на конкурсе педагог рассказала о результатах экспериментальной программы Ирины Барановой «Периодическая система элементов русской речи». Ныне многие школы России используют учебник по этой программе, соавтором которого является Маргарита Лихачева. Позже Маргарита Васильевна увлеклась экономикой – окончила соответствующие курсы, организовала школьную экономическую компанию и снова приняла участие как соавтор в издании другого известного учебника – «Экономика. Базовый курс.

10-11 класс общеобразовательного учреждения. Под общей редакцией Иосифа Кайзера». А ее ученики завоевали первое место на Международной ярмарке школьных экономических компаний 2008 года в Туле. Работы из бересты, покорившие жюри, они делают уверенно – так же, как умеют ткать на ткацком станке или проводить экскурсии по Великому Новгороду. Все это в рамках авторской программы Маргариты Лихачевой под названием «У древних стен, у Ильмень-озера. История и культура древнего Новгорода». А еще ребята из классов, руководимых Маргаритой Лихачевой, становились матросами на корабле Новгородского клуба юных моряков, чтобы посмотреть Кижи и Валаам, были многолетними призерами городских «Зарниц», собирали музейные материалы по истории городского поста номер один у Вечного огня и увлекались множеством других интересных дел…

Корона для Ксюши

Ученики педагога Лихачевой часто занимают призовые места на городских и областных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе. Но новость о Ксении Миликовой взбудоражила весь город – в 2007 году девятиклассница стала первой на Всероссийской олимпиаде по русскому языку, а в 2008-м подтвердила высокий уровень знаний, заняв на аналогичной олимпиаде призовое место.

«С Ксюшей было очень сложно работать, – неожиданное признание Маргариты Васильевны. – Она – нестандартный ребенок, который умеет очень многое».

Некоторое время назад у претендентки на золотую медаль не складывались взаимоотношения с соучениками. Маргарита Васильевна только ведет уроки в Ксюшином классе, не является его классным руководителем. Но она решила поговорить с Ксюшей по душам: «Не обращай на тех, кто тебя не понимает, внимания! Ты можешь стать очень сильным человеком, если захочешь!»

Подтвердилось творческое кредо Маргариты Лихачевой – стать хорошим преподавателем невозможно без знания ребячьих душ и участия в их судьбе. Чтобы уговорить девочку написать первое сочинение для городского конкурса, Маргарите Васильевне пришлось потрудиться: «Ну, Ксюш, давай напишем сочинение, вдруг получится, ты ведь приносила мне свои стихи почитать, очень хорошие стихи!»

В 2008 году, участвуя в числе 1000 школьников во Всероссийском конкурсе творческих литературных работ «Россия – государство будущего», Ксения Миликова стала победительницей. Коллектив судей единогласно предложил ей вступить в Союз писателей России.

«Отличная учеба не означает успешность в жизни, – рассуждает Маргарита Васильевна. – Недавно со мной на улице поздоровался бомж – я стала вглядываться и узнала бывшего нашего отличника. Предложила помощь – он отказался. Сказал: «Это мне жизненный урок. Вы учили меня быть сильным, а я не смог. Теперь я сам должен начать все заново». Учеба учебой, а педагоги в школе должны создавать человека. Не всем дано учиться на «пять» и «четыре». Разве не важнее, что выйдут в жизнь хорошие люди, создадут хорошие семьи и воспитают хороших детей?! Я вот недавно начала дружить с Интернетом, завалили меня письмами бывшие ученики. Приятнее всего прочесть: «Помните, Вы меня учили, Маргарита Васильевна… Я и сыну своему теперь то же самое говорю…» Считай, и школа прошла мимо, если классный руководитель не работает с учениками, нет интересных дел. Я думаю, что современные школы испытывают в этом отношении дефицит, потому что педагогов не учат быть классными руководителями.

Недавно Маргарита Лихачева создала в Великом Новгороде Клуб классных руководителей. Классные руководители разных школ занимаются вместе на спортивных тренажерах, проводят дружеские викторины и соревнования между своими классами, а еще обязательно приглашают на свои мероприятия трудных подростков, которые очень ждут этих встреч и внимания к себе.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте