search
main
0

Трудная задача – расслышать друг друга

Школа-интернат №30 – специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида, где обучаются слабослышащие, позднооглохшие, а также глухие дети, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации – самому прогрессивному методу протезирования.

Досье «УГ»Информация к сведениюСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №30 им. К.А.Микаэльяна была организована в 1939 году.На основании приказа Мосгороно от 17 января 1959 года школа №337 была переименована в специальную школу-интернат №30 и переведена в новое здание по улице Олений Вал, дом 22, где она и находится в настоящее время.Директором средней школы №337 и средней школы-интерната №30 с 1939 по 1985 год был Карп Авдеевич Микаэльян.В 1965 году на территории школы-интерната №30 построен специальный детский сад №1860.Из-за перегрузки школы произошло три деления, в результате чего образовались школы-интернаты: №10 в 1970 году, №22 – в 1975 году, в 1987 году – №52.За 1987-1989 годы для укрепления здоровья детей построен спортивный комплекс с бассейнами, тренажерными и спортивными залами.В 1989 году школе-интернату №30 было присвоено имя основателя и первого директора школы Карпа Микаэльяна.В 2000 году построен новый современный учебный корпус.

Учебный план определяет перечень учебных предметов, обязательных на каждой ступени обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников второй и третьей ступеней.

Преподавание на первой ступени идет по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией К.Коровина и А.Зикеева, на второй и третьей ступенях – по программам для общеобразовательных школ с учетом специфики учреждения.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении детей с недостатками слуха в школе-интернате создано два отделения.

Первое отделение – для детей, получивших дошкольную подготовку в полном объеме, имеющих нормальный интеллект, повышенную мотивацию обучения, самостоятельную развитую речь с незначительными лексическими и грамматическими нарушениями. Второе отделение – для детей с интеллектом «норма», прошедших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи. В особую группу выделены дети, имеющие сочетание двух и более первичных дефектов: тугоухость и задержку психического развития (ЗПР), грубое речевое недоразвитие или отсутствие речи.

Учебный план имеет следующие особенности:

По каждому отделению в учебном плане на первой ступени предусмотрено три варианта с разными сроками обучения.

Вариант образовательного маршрута ребенка зависит от уровня развития речи и сохранности слуховой функции, а также условий воспитания до поступления в школу. Вариативность позволяет выбрать для каждого ребенка индивидуальный личностно-ориентированный образовательный маршрут с учетом «зоны ближайшего развития» и психофизического состояния.

В классах первого отделения предусмотрено изучение иностранного языка, так как учащиеся имеют достаточно сформированные речевые навыки.

На третьей ступени формируются непрофильные и лицейские классы.

Более пятидесяти лет школа-интернат взаимодействует с МГТУ им. Н.Э.Баумана и реализует довузовскую подготовку учащихся по профилю «математика, физика, информатика», что и определяет выбор физико-математического направления обучения в лицейском классе.

На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, ставшее обязательным для обеспечения базового уровня образования. Кроме того, в учебном плане предусмотрены часы коррекционной работы по формированию правильного произношения и развития остаточного слухового восприятия, введен учебный предмет «Фонетическая ритмика». Индивидуальные занятия проводятся в учебное и во внеурочное время.

Часы школьного компонента направлены на выполнение образовательных программ. Для физического оздоровления детей со 2-го класса вводится третий урок физической культуры – плавание. ОБЖ интегрируется в курсы учебных предметов (развитие речи, окружающий мир, технология, физическая культура). На третьей ступени общего (коррекционного) образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество, а также для возможности продолжения непрерывного образования в высших и средних учебных заведениях.

Школа-интернат работает по унифицированному режиму дня, охватывающему полный рабочий день учащихся. В 2008-2009 учебном году в режим дня учащихся было внесено изменение для более правильной организации питания учащихся начальной школы. На проведение обеда для младших школьников выделено время продолжительностью 30 минут, для старших классов – 20 минут. Это соответствует возрастным особенностям самообслуживания учащихся и их умению организовать себя. Продолжительность урока в школе 40 минут, во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия, консультации, работа кружков и секций, другая внеклассная деятельность.

Проблема перегрузки решается через включение в расписание предметов, обеспечивающих смену учебной деятельности. У младших школьников основные предметы чередуются с музыкально-ритмическими занятиями, уроками изобразительного искусства, физической культуры, плавания, труда, а у учащихся средних и старших классов – предметы естественно-математического цикла с предметами гуманитарного цикла, а также с уроками физкультуры, плавания, технологии.

Для снятия напряжения и для отдыха учащихся в школе введены две большие – по 20 и 30 минут – динамические паузы, остальные перемены – по 10-15 минут. Таким образом, объем двигательной активности в перемены составляет от 1,5 до 2 часов ежедневно.

Учебная нагрузка в расписании по отношению к учебному плану не превышается. Для предупреждения перегрузки и равномерного распределения учебного и каникулярного времени с 2007-2008 учебного года школа работает по триместрам, что положительно сказывается на организации учебного процесса и здоровье учащихся.

Из года в год учащиеся школы становятся студентами московских вузов, колледжей. В 2007-2008 учебном году ученик школы Максим Ерешко получил серебряную медаль «За отличие в учебе» (всего в школе 109 медалистов), а в 2007 году он стал победителем в приоритетном национальном проекте «Образование». В 2008-2009 учебном году 7 выпускников успешно окончили школу, 4 сдали ЕГЭ по русскому языку и один ученик – по математике, шесть поступили в высшие учебные заведения, один – в колледж. За последние годы в МГТУ им. Баумана поступили 26 выпускников.

Это, конечно, большая заслуга педагогического коллектива, ведь у значительной части учащихся наряду с основным дефектом физического развития есть сопутствующие заболевания – сердечно-сосудистой системы, зрения, органов дыхания, эндокринной системы, органов пищеварения, кожные и костно-мышечные болезни, врожденные аномалии, заболевания центральной нервной системы. Но это свидетельствует не о плохом состоянии здоровья учащихся, а об улучшении качества диагностики и качества медицинского контроля и обслуживания.

С каждым годом увеличивается число детей из семей слабослышащих и позднооглохших, оно достигло в большинстве классов 50 и более процентов, что создает дополнительные трудности в обучении детей устной и письменной речи. Социальные педагоги и дефектологи школы провели большую работу с родителями, особенно слабослышащими и глухими, по разъяснению необходимости протезирования детей современными слуховыми аппаратами.

За период 2004-2009 годов работа психологической службы велась в следующих направлениях сопровождения образовательного процесса:

диагностика – плановая и по запросам;

коррекционно-развивающие занятия – групповые и индивидуальные;

консультирование;

профилактическая работа.

Это позволило выявить объективную картину уровня состояния речи и восприятия учащихся, закрепить вербальные и невербальные способы общения, преодолеть психологический барьер.

Кроме того, проводилось консультирование родителей по преодолению неуверенности в воспитании слабослышащих детей. Были выявлены наиболее типичные ошибки родителей и даны рекомендации по их преодолению.

В составе педагогического коллектива школы-интерната №30 работают учителя начальной и средней школы, учителя-дефектологи и психологи, воспитатели и социальные педагоги, всего 76 человек.

Высшую квалификационную категорию имеют 39 человек – 51%, первую – 29 – 38%, вторую – 4-5%. Высшее дефектологическое образование имеют 34 педагога – 44,7%.

В возрасте до 35 лет в школе работают 18 учителей – 23,7%.

Учителями, воспитателями, психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования и техниками работают 9 выпускников школы, которые получили высшее и среднее специальное образование.

Повышение квалификации педагоги проходят каждые пять лет не только по преподаваемому предмету, но и на специальных курсах в МИОО по коррекционной работе в образовательных учреждениях II вида.

За последние годы 9 учителей приняли участие в конкурсе «Сердце, отданное детям», проводимом в рамках конкурса «Учитель года», в том числе три учителя в 2008 году стали победителями Восточного окружного управления образования.

Победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в приоритетном национальном проекте «Образование» стала учительница биологии Е.Губарева (2008 год), грант Москвы получили 4 учителя.

Многие учителя школы имеют высокие профессиональные награды:

нагрудный знак «Почетный работник общего образования» – 22 учителя;

«Заслуженный тренер Российской Федерации» – 1.

Правительственные награды:

медаль «Ветеран труда» – 8 учителей;

медаль «В память 850-летия Москвы» – 17;

медаль к ордену «За заслуги перед Отечеством II степени» – 1;

медаль «За милосердие» – 1.

В составе педагогического коллектива имеются 1 кандидат педагогических наук, 2 аспиранта.

Педагогический коллектив школы активно участвует в курсах повышения квалификации учителей Москвы и разных регионов РФ – проводит открытые уроки, семинары, лекции и занятия по специфике школы.

Основные задачи методической работы в школе:

. повышение качества проведения учебных занятий и самоподготовки на основе внедрения новых информационных технологий;

. качественное проведение предметных недель, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства, развития интереса учащихся к изучаемым предметам;

. профессиональное становление молодых специалистов;

. обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов, внедрение новых форм и методов обучения.

Методическую работу в школе-интернате возглавляет методический совет, в состав которого входят председатели методических объединений учителей школы, заместители директора, опытные учителя. На заседаниях определяется стратегическая линия развития школы, разрабатываются и уточняются программа развития школы, образовательная программа школы, общешкольный годовой план, учебные планы, осуществляется экспертиза методических материалов, разработанных учителями школы.

Методический совет руководит изучением, обобщением и распространением в школе передового педагогического опыта, новых педагогических технологий, программ дополнительного образования, работой молодых специалистов.

Для более глубокого и качественного изучения методических проблем выбираются такие темы, над которыми школа работает в течение трех лет, что позволяет диагностировать, изучать, внедрять новые технологии.

Педагогический коллектив школы работает над темой «Пути и средства медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации слабослышащих учащихся». Разработана «Программа развития», в которой определены основные направления работы, диагностика затруднений, предполагаемые результаты, имеются отчеты по выполненным задачам.

В школе сложилось 8 методических объединений учителей-предметников, начальной школы, дефектологов, воспитателей, каждое из которых вносит свой вклад в реализацию методической работы в школе. Учителя-предметники ежегодно проводят предметные недели, цель которых повысить интерес к изучаемым дисциплинам, расширить кругозор слабослышащих учащихся. Особый интерес у учащихся вызывают математика, информатика, биология, литература, история. Занимательная форма и разнообразие заданий повышают уровень мотивации к более глубокому изучению отдельных предметов. Учащиеся охотно принимают участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и проектной деятельности.

Учащиеся школы активно выступают за честь школы в окружных и городских мероприятиях, добиваясь почетных дипломов и грамот.

Традиционными стали открытые родительские собрания, семинары для воспитателей детских садов и родителей будущих первоклассников, городские семинары по преемственности обучения детского сада и первого класса начальной школы, а также всероссийские семинары по проблемам обучения слабослышащих учащихся, которые проводят АПК И ПРО РФ, МИОО на базе школы.

Методический совет разрабатывает темы и формы проведения педагогических советов школы-интерната №30.

На заседания педагогических советов приглашались сотрудники фирмы «Отофон», а также преподаватели кафедры управления МПГУ профессор Фадеева Е.И., профессор МГПУ Туджанова К.И., заведующая кафедрой сурдопедагогики профессор Речицкая Е.Г., заведующая кафедры специальной психологии АПК и ПРО Грибова О.Е., декан дефектологического факультета профессор Е.А.Малхасьян, профессор МГТУ им. Баумана А.Г.Станевский.

Учителя школы Т.М.Власова, О.А.Полозова, Л.В.Каричкина, Л.Б.Мацкевич, А.Г.Спицын являются авторами статей, учебных и методических пособий.

Часто приглашаются для чтения лекций слушателям курсов повышения квалификации в МИОО учителя школы Е.А.Каверина, Т.М.Власова, О.А.Полозова. Формирование произношения и развития слухового восприятия является одной из важнейших задач ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №30 им. К.А.Микаэльяна.

Социализация слабослышащих детей в слышащее общество невозможна при отсутствии у них навыка восприятия устной речи и невнятном произношении, поэтому коррекционная работа ведется в ходе всего образовательного процесса в условиях специально педагогически созданного слухоречевого режима при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры коллективного и индивидуального использования. С каждым годом укрепляется материально-техническая база школы. Большинство кабинетов оборудованы компьютерной техникой, все кабинеты имеют комплект звукоусиливающей аппаратуры.

В школе большое внимание уделяется диагностике остаточного слуха учащихся. Есть специальный кабинет, оснащенный сурдокамерой и аудиометрами, где дети проходят обследование тонального и речевого слуха, отслеживается динамика развития их слуховой функции.

При школе имеется медицинский физиотерапевтический кабинет, в котором проводится лечение носоглотки на специальной аппаратуре. Это позволяет детям проходить назначения врача по месту учебы и не пропускать занятия. Результаты всех обследований фиксируются в медицинских картах. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный коррекционный образовательный маршрут для каждого ребенка. Для этого ведется индивидуальный подбор упражнений.

О качестве работы школы можно судить по следующим показателям:

количество детей, имеющих возможность осуществлять коммуникацию на слуховом уровне, – 68,3%;

количество детей, вступающих в контакт преимущественно на слухо-зрительной основе, – 25,5%;

количество детей, не имеющих затруднений по уровню внятности при вступлении в контакт со слышащими, – 72,1%.

Такой уровень речевых и слуховых навыков позволяет определенной части детей легко интегрироваться в речевую среду. За три года в общеобразовательные школы перешли 14 учащихся, которые успешно обучаются среди слышащих.

Индивидуальный подход, учитывающий психофизические особенности развития каждого ученика, включая детей со сложной структурой дефекта, тесное взаимодействие сурдопедагогов, учителей, воспитателей и родителей позволяют достичь детям высокого уровня общения. Это способствует их социализации в общество слышащих.

В школе-интернате №30 существует традиция – ежегодно проводить речевые конференции как своеобразный отчет о работе по формированию произношения. Форма проведения конференций совершенствуется от года к году: от простых литературных монтажей к инсценировкам и сложным спектаклям с танцами, песнями, с оформлением красивыми яркими декорациями и костюмами, широким применением презентаций и музыки. Этот вид работы над речью помогает формировать у детей навык публичного выступления перед аудиторией.

Воспитательная работа в школе направлена на развитие творческой активности, самостоятельности и сознательного отношения к учебе и труду. Программа внеклассной деятельности строится в соответствии со школьной методической темой.

Учащиеся школы добиваются высоких результатов в своей внеклассной деятельности, становятся дипломантами и лауреатами конкурсов «Взгляд ребенка», «Утренняя звезда», «Шаг в будущее», «Надежда», победителями соревнований по плаванию в Москве и в России.

Выпускники школы на протяжении многих лет становятся студентами Московского государственного специализированного института искусств для инвалидов и других художественно-промышленных учебных заведений, МГИФиС. Школа и учащиеся награждены многочисленными грамотами и призами, многие из которых хранятся в школьном музее.

Л.ПАВЛОВА, директор школы-интерната №30

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте