Если вы услышите такое, например, глубокомысленное утверждение: «Муравьиная куча есть продукт деятельности муравьев», вам покажется, что есть в этой фразе такое, с чем не хочется согласиться. И вы будете правы в своем ощущении. А поразмыслив, легко придете к выводу о том, что нельзя муравьям, как и всем, впрочем, животным – детям природы, – приписывать то, на что способен только человек. Ибо только человек способен к такой присущей только ему форме взаимодействия с окружающей средой, как человеческая деятельность.
Чтобы лучше понять, что такое человеческая деятельность, разложим это понятие на его главные составные части.
Итак, во-первых, это активность, т.е. нечто связанное с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность бывает механической, физической, биологической, социальной и т.д. – в зависимости от форм движения.
Во-вторых, деятельность – это, как уже отмечалось, взаимодействие человека или группы с окружающей средой, с миром.
В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. В деятельности человек преобразует мир, делает его другим, чаще всего улучшает, но нередко и ухудшает, портит. Достаточно вспомнить экологическую проблему, к рассмотрению которой мы обратимся ниже.
В деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои желания, способности, стремления, силы, иные возможности, кроме деятельности. Один человек пишет стихи, другой ремонтирует самые сложные механизмы, третий выращивает рекордного веса овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все свои силы отдает воспитанию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т.д.
Поэтому если мы хотим получше узнать того или иного человека, мы можем, конечно, выслушать его собственное мнение о себе, мнение о нем знакомых и родственников, но самый верный путь познания заключается во внимательном рассмотрении того, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т.е. что и как делает этот человек.
Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности, с помощью деятельности человек не только добывает средства к существованию, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, оттачивает свои способности и возможности.
Деятельность сближает людей, объединяет их в различные сообщества. Мы говорим: «Совместная деятельность», имея в виду согласованные действия людей ради достижения какой-либо цели. Само общение людей есть сложная, требующая больших душевных затрат, не всегда благодарная деятельность. Самая приятная разновидность деятельности в этом направлении – помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Высшая человеческая мудрость утверждает, что отдавать намного приятнее для настоящего, нравственного человека, чем брать. Те, кто ощутил высочайшее наслаждение самоотдачи, знают, что с ней не могут сравниться суетные радости, в основе которых приобретение, завоевание, овладение, потребление.
Виды деятельности. Существуют различные классификации человеческой деятельности. Важнейший вид человеческой деятельности – трудовая. Именно в труде приобретает человек качества зрелой личности. С его помощью создаются все богатства человеческой культуры, как материальной, так и духовной. Выделяется также учебная и игровая деятельность. Некоторые психологи выделяют еще деятельность общения.
Различают также деятельность практическую и теоретическую (духовную). В процессе практической деятельности люди непосредственно преобразуют окружающую природу, общество и себя. Результатом творческой деятельности бывают новые, доселе неизвестные материальные и духовные «продукты».
Деятельность по своему характеру бывает созидательная (создание того, чего не было в природе) или разрушительная (войны, нашествия). Бывает и так, что в процессе созидательной деятельности (строительство электростанций, химических и других предприятий) происходит разрушение природы.
Структура деятельности. Всякая деятельность имеет соответствующую структуру. В эту структуру входят субъект (тот, который действует, проявляет активность) и объект деятельности (то, на что она направлена). Взаимодействие субъекта и объекта деятельности и составляет ее основное содержание.
Деятельность целенаправленна. Чтобы что-то сделать, нужно ранее представить цель деятельности, способы ее выполнения и, если позволяют способности, ее результат. Далеко не всегда человек отдает себе отчет о мотивах своих действий, хотя сделать это отнюдь нелишне.
Деятельность складывается из действий. Каждое действие имеет ту же структуру, что и вся деятельность: осознание цели, мотива, способов действия и результата. Человеку свойственно оценивать результаты своей деятельности и на основе этой оценки вносить в нее коррективы.
Вопросы:
1. Что такое деятельность?
2. Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?
3. Какие бывают виды деятельности?
4. Какова структура деятельности?
Какова роль потребностей, интересов и способностей в деятельности?
Активность человека, характер его деятельности обусловлены потребностями, т.е. состояниями индивида, которые возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. В соответствии с его природной и общественной сущностью потребности разделяются на биологические (в движении, питании, воде, самосохранении, продолжении рода и т.д.) и социальные (в труде, познании, красоте и др.). Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т.д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность – на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино необязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора. А вот интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в шахматы.
Интерес и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.д.
Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько у него развиты способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др. Способности – это такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности – это и наблюдательность, и зрительная память, и эмоциональная память, и техническое воображение, и музыкальный слух и многие другие качества личности человека. Природные (врожденные) задатки способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приобретается в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.
Как соотносятся свобода и деятельность человека?
«Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода – это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода – это не только «свобода от». Это «свобода для» – свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми». Эти рассуждения психолога Э.Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.
Человеку свойственно желать максимальной свободы в своей деятельности. Так уж он устроен. Некоторые пытаются вести себя по принципу «что хочу, то и ворочу». Люди анархистского склада рассуждают приблизительно так: «С какой это стати я буду подчиняться правилам, которые придумали сами же люди? Возможность ошибок в процессе составления правил велика. Многие правила, нормы несовершенны. Пожалуй, не буду обращать на них внимания». Это анархистский стиль деятельности, который никогда не обеспечивал ее долговременных успехов. Другие, наоборот, настолько ощущают себя «привязанными» к нормам и правилам, регламентирующим деятельность и поведение человека в обществе, что оказываются неспособны выйти за рамки необходимости и также обречены на непродуктивность своих действий.
В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. Если у человека есть возможность выбрать те или иные модели поведения и действий, он свободен. Легко проследить, как действует это условие свободы деятельности на примере трех важнейших элементов последней (условия, в которых осуществляется деятельность, цель деятельности и средства для ее достижения). Если возможен выбор, то человек самостоятельно определяет не только цель деятельности и средства ее достижения, но и условия, при которых эта деятельность осуществляется наиболее продуктивно. Если существует возможность выбора, человек может выразить в своей активности особенности своей личности. Свобода самовыражения – залог творчества. Но возможности выбора не беспредельны. Мешают нам свободно выбирать условия, цели и средства деятельности объективные закономерные естественные связи между ними. Например, глупо летом ставить цель покататься на лыжах по лесу, а зимой – пойти пособирать грибы. Существует объективная связь между целью и средствами ее достижения. Вряд ли, скажем, удастся наколоть дров с помощью молотка и разжечь костер из железных прутьев. Это простые примеры ограничений, которые накладывает на наши усилия что-то сделать природа. И мы легко миримся с такими ограничениями. Другое дело – социальные ограничения. Вы хотите написать о злоупотреблениях местного начальства, а вашу заметку (под благовидным предлогом) не берет ни один орган печати. Вы хотите открыть свое дело, но на пути его оформления встречаете такую бездну препон в виде утрясок-согласований, что быстро опускаете руки. Вам хотелось бы ездить на работу на автомобиле, но вы не можете заработать на его покупку достаточно денег. Вам хотелось бы подарить любимому дорогую вещь, но вашего заработка едва хватает на самое необходимое – еду, оплату жилья, одежду… Следовательно, в данном случае общество, в котором вы живете, не предоставляет вам достаточно возможностей выбора.
Однако трудно представить себе общество, диапазон возможностей выбора в котором был бы безграничным. Даже в самом демократическом обществе равенство прав не гарантирует равенства возможностей выбора. В подлинно свободном обществе должен быть не безграничный диапазон возможностей выбора, а возможность всем гражданам выбирать в рамках достигнутого обществом диапазона реальных предложений.
Высшая ступень свободы – свобода созидания, возможность не только выбирать то, что предлагает общество, но и создавать новые ценности, творить новые возможности. Свобода творчества – это свобода создавать новые средства, ставить новые цели, творить небывалые ранее условия деятельности.
Нужна ли действующему человеку воля?
Представим себе, что для какой-то деятельности имеются все предпосылки: на основе потребности сформировался мотив, определена цель, продуманы средства ее достижения. Остается приступить к действиям, но… Что-то не получается: настроения нет, голова побаливает, мысли отвлекающие лезут в голову. Но проходит время, эта временная заминка преодолевается и деятельность начинается. Благодаря чему? Благодаря тому, что была подключена, вступила в действие воля. Воля – это та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевыми действиями в собственном смысле являются действия, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля также есть власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Внутренние препятствия возникают часто как следствие столкновения противоречащих друг другу побуждений: хочется отдохнуть, но надо идти встречать родственника; хочется досмотреть футбольный матч, но надо идти на дежурство и т.д. Проявить волю – значит заставить себя сделать то, что нужно, подавить те влечения и желания, которые этому мешают. Преодоление внешних препятствий – такое же непростое дело, как и преодоление внутренних помех. Затруднения в учении, трудности, неудачи по службе, семейные неурядицы – все это и многое другое способно выбить из колеи, сделать недееспособным безвольного человека. Тот же, кто обладает волей, умеет добиваться поставленной цели, доводить дело до конца несмотря на самые серьезные внешние препятствия. Воля тесно связана с чувствами, которые являются ее двигателем, но воля также помогает обуздать разбушевавшиеся эмоции, взять власть над ними. Волевые действия непременно обдуманны, всесторонне взвешены. Импульсивность действий и поступков слабо сочетается с волей.
Можно выделить две основные стадии волевого действия: подготовительную («мысленное действие», заканчивающееся принятием решения) и завершающую («фактическое действие», заключающееся в исполнении принятого решения). В психологии выделяют такие волевые качества человека, как сознательность решений, действий, решительность, владение собой, энергия и настойчивость.
Что еще почитать, обсудить: мнения, факты и т.д.
Мы строим дома, выращиваем хлеб и плавим сталь, создаем теории и шьем сапоги – все это деятельность. В чем же специфика этой активности по сравнению, скажем, с активностью животных, которые тоже добывают себе пищу, вьют гнезда и выращивают потомство?
Прежде всего в том, что деятельность имеет целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью. Например, когда вы зеваете или прогуливаетесь – это активность, а не деятельность… Важность цели для деятельности проявляется в том, что мы часто обозначаем одну и ту же деятельность именно по цели, достижению которой она подчинена, и на вопрос: «Что ты делаешь?» отвечаем: «Строю дом», «Готовлю обед», «Разжигаю костер», «Ловлю рыбу» и т.п.
Другой важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает способы и средства достижения цели, намечает последовательность своих будущих действий…
Всякая деятельность характеризуется структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления…
* * *
Еще одной важной чертой деятельности, на которую редко обращают внимание, является ее безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно ее совершает… Зажигая свет в комнате, вы просто щелкаете выключателем и тем самым приводите в движение процесс, который завершается тем, что лампочка загорается. Поэтому деятельность, направленная на достижение некоторой цели, будет осуществляться одинаково всеми индивидами. (А.НИКИФОРОВ, философ).
Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (У.ЧЭННИНГ, писатель)
…Воля противоположна желанию и представляет собой разумное побуждение? (ЗАНОН, философ)
В соединении с добрым побуждением крепкая воля настолько является источником благоденствия и счастья, насколько она, при отсутствии нравственных начал, есть источник зла. (С.СМАЙЛС, писатель)
Тесты и задания
А) 1. Основой человеческого существования является…
а) потребительство;
б) деятельность;
в) любовь;
г) дружба.
2. Деятельность складывается из…
а) поступков;
б) намерений;
в) действий.
3. Деятельность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл, называется…
а) «показухой»;
б) поведением;
в) самовыражением.
4. Именно в деятельности человек становится существом_________________.
Б) Существует притча о трех рабочих, кативших тачки с кирпичом. Прохожий спросил каждого из них, что тот делает. «Не видишь разве, – ответил первый, – кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», – ответил второй. А третий сказал: «Храм строю».
Как вы думаете, была ли у них одна и та же деятельность? Или они выполняли разные деятельности, которые реализовались в одинаковых действиях? Поясните свое мнение.
Темы рефератов
1. Какая деятельность должна быть предпочтительнее для человека – выгодная или интересная?
2. Как взаимосвязаны виды деятельности?
Анатолий Никитин, кандидат педагогических наук
Комментарии