search
main
0

Труд сделает из школьника гражданина

В актовом зале Департамента образования прошло городское собрание родительской общественности. Перед собравшимися выступил Владимир ИЗВЕКОВ, заместитель председателя городского Совета родительской общественности.

От практико-ориентированного образования и трудовой занятости детей и подростков во многом зависит качество нашей жизни, товаров и услуг, будущее нашей страны. Известно, что деловая культура должна формироваться с раннего возраста. Это стержневой вопрос не только для образования, но и для семей, всего городского сообщества и городской власти.

Одним из полигонов развития деловых качеств становится школьный двор. В городе уже есть многообразный опыт оборудования дворов образовательных учреждений, подготовлено множество проектов, появились группы энтузиастов, ежегодно определяются лучшие дворы школ.

Есть интересный пример реализации уникального проекта оборудования «Класс на открытом воздухе» в ясеневской школе № 864. В этом межведомственном деле участвовали департаменты образования и международных связей, сенат Берлина, Юго-Западные префектура и управление образования, управа Ясенево, СУ-155, дирекция Битцевского леса, факультет технологии Московского городского педагогического университета и даже пожарники.

Проект разрабатывался и демонстрировался три года. Когда префектура, управа и другие организации увидели, что это серьезное намерение, то они сделали взнос – помогли материалами. Дальше все делалось силами детей, учителей и родителей. Родители участвовали и тоже помогали инструментами и материалами.

Именно тогда родилась класс-проектная технология. Задачи проекта сочетались с задачами учебных тем, было выполнено много мини-проектов по предметам. Постепенно пришло понимание, что «трудно оборудовать дворы, но еще труднее сохранить то, что сделано», а дети уже не ломают то, что сделано их руками.

По решению мэрии, Департамента образования, префектуры и по приглашению сената Берлина большая делегация учащихся ЮЗАО побывала в берлинских школах. Школьники обратили внимание, что во дворах берлинских школ, как и в природе, в малых архитектурных формах преобладали неровные поверхности: оказывается, прямые линии – это агрессивная среда. Для реализации детских проектов в Германии привозят материалы на школьные, уличные и парковые площадки, выделяют прораба, а затем туда приходят дети и творят своими силами различные образы и формы.

В этом году в Мосгорархитектуре в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» проходил конкурс проектов, лучшие из которых могут быть поддержаны грантами Правительства Москвы. Среди них, на мой взгляд, выделялись проекты школ

№№ 2006, 864, 1057, 1924, 1937, 146, 2158, ЦДО «Усадьба Трубецких».

Все это большой шаг вперед, но сегодня этого мало, потому что при этом решается только техническая сторона дела, а родителей вместе с этим интересует образовательный и развивающий эффект, общеучебные и деловые жизненные качества детей, которые развиваются в ходе разработки и реализации проектов. Поэтому, думаю, было бы целесообразно, чтобы этот проект вошел как один из основных элементов в образовательную практику. Тем более что Департамент образования предложил включить родительские комитеты в управление этим процессом.

Важно обеспечить переход от клумбового этапа к массовому созданию пришкольных участков, как это уже было 50 лет назад, с тем чтобы у каждого учащегося была своя маленькая грядка, как это делается в Голландии, наладить рекультивацию земли, чтобы не просить землю у управ, планировать оборудование детских и спортплощадок, озеленение дворов и вокруг них, проводить мониторинг окружающей среды и учебные исследования с использованием переносного приборного комплекта профессора В.Бусыгина. Пришло время создавать во дворах места для учебной групповой работы, проведения уроков и перемен на воздухе, ведь дети без воздуха просто киснут.

Идея «Из семечка – дерево», появившаяся в период создания классов на открытом воздухе», принята во многих школах. Учащиеся в рамках выполнения учебно-социального задания выращивают сеянцы и саженцы для дворов школ, детсадов, улиц, и это хорошо, так как значительная часть саженцев из подмосковной земли не приживается в плохой городской земле. Включение школ в процесс озеленения позволило бы довести количество зеленых насаждений до 5-6 квадратных метров на каждого москвича. Грантовые задания от города школам, увлеченным этой идеей, еще бы сильнее подогрели их активность.

В связи с развитием ученического проектирования важно тиражировать опыт создания главного места в школе –

медиапроектной библиотеки и проектно-читальных чай-залов. Чтобы проекты доводились до результата, было бы неплохо ввести более широкую учебную практику участия студентов колледжей №№18, 34, 38 и вузов в кураторстве детскими проектными группами, которые занимаются благоустройством школьных дворов.

Сегодня есть предложение поддержать почин Юго-Западной и других префектур в отношении выделения первичного взноса в детские проекты материалами и прорабами, а также ввести специальной строкой в городском бюджете по примеру берлинского сената финансирование на материалы для ландшафтного творчества учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте