search
main
0

Труд подливает масло в огонь жизни… Правовое регулирование общественных отношений

Тема “Право на труд”

Право на труд является центральным в группе экономических прав и означает получение возможности каждым человеком зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Вместе с тем реализация его затрагивает и осуществление целого ряда социальных гарантий (право на справедливое вознаграждение, право на защиту от безработицы, право на отдых и др.).
Свобода труда. Новая Конституция Российской Федерации провозгласила свободу труда (в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека), что явилось новшеством в нашей стране. В советское время за уклонение от производительного труда (тунеядство) могли привлечь не только к административной, но и к уголовной ответственности. Сегодня любой человек вправе жить на территории государства и не заниматься трудовой деятельностью в силу своих убеждений, наличия (или отсутствия) средств к существованию или иных причин.
Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что труд является свободным лишь в обществе, социальная политика которого направлена на искоренение любой дискриминации. Кодекс законов о труде России (далее КЗоТ) углубляет основополагающие положения Конституции, распространяя требования о запрете дискриминации на момент возникновения трудовых правоотношений. Так, в соответствии со ст. 16 запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Вместе с тем явные или скрытые нарушения равенства при реализации прав человека в этой области еще многочисленны. Особенно это касается работающих женщин и пенсионеров.
Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, также впервые в России нашел отражение на конституционном уровне. Принудительный труд – эта любая работа или служба, требуемые от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Однако необходимо отметить, что согласно международно-правовым актам не является принудительным трудом работа или служба, выполнение которой требуется от гражданина в силу закона об обязательной военной службе и для работ чисто военного характера или работ по приговору суда. Труд в условиях чрезвычайных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар, война и т.п.) также не является принудительным трудом. Необходимо учитывать, что речь идет только о мужчинах, так как женщины не могут привлекаться к такому труду, кроме как по приговору суда.
Трудовой договор. В условиях рыночных, частнособственнических отношений основным правовым актом, защищающим интересы наемных работников в сфере трудовых отношений, является коллективный договор, который заключается между работниками (в лице их представителей) и предприятием. Заключение и действие коллективных договоров осуществляется на основе Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” (1992 г.).
Мировая цивилизация не знает лучшей юридической формы воплощения свободы труда в трудовых отношениях, чем трудовой договор, который дает возможность каждому выполнять работу, в наибольшей степени соответствующую его интересам. Трудовой договор (контракт) – это соглашение между гражданином (который в этом случае приобретает статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями), где специально оговорены условия труда (специальность, должность и т.п.), уровень оплаты труда, с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон и нормативными актами.
Большое распространение в настоящее время получил срочный трудовой договор (т.е. на определенный срок), который заключается в форме контракта и позволяет работнику (как, впрочем, и нанимателю) проявить большую самостоятельность в определении условий и содержания работы. В контракте можно, например, предусмотреть более высокую оплату труда, индивидуальный режим работы, выделение каких-либо дополнительных материальных благ и т.п. Одновременно контракт может устанавливать и некоторые более жесткие условия для работника, чем это предусмотрено законодательством (например, неустойку за досрочное прекращение контракта по инициативе работника и пр.).
Поступать на работу по найму, заключать трудовые договора граждане могут с 16-летнего возраста, в исключительных случаях – с 15 лет.
Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, позволяющая реализовать конституционное право на труд в безопасных и здоровых условиях. Решению этих проблем государство придает особое значение, о чем свидетельствует и принятие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (1993 г.). Важно отметить, что действие этих Основ распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и что работодатели обязаны указывать в трудовом договоре (контракте) достоверные характеристики условий труда и предоставляемые компенсации и льготы за труд в тяжелых или вредных (опасных) условиях. Согласно ст. 139 КЗоТ создание безопасных и здоровых условий труда возложено на работодателя.
Законодательство об охране труда постоянно совершенствуется и на сегодняшний день закрепляет высокий уровень гарантий для работников. Однако соблюдение его на практике оставляет желать лучшего. Так, в 1994 г., по данным Госкомстата Российской Федерации, жертвами производственного травматизма стали более 300 тыс. человек. Из них 6 тыс. 770 человек умерли, почти 18 тыс. человек стали инвалидами от трудового увечья или профессионального заболевания.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция). Государственным инспекторам по охране труда предоставлены широкие полномочия вплоть до принятия решений о приостановке работы предприятий, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений. Среди мер, направленных на соблюдение здоровых и безопасных условий труда, следует назвать возможность привлечения нарушителей к материальной, административной и уголовной ответственности.
Оплата труда. Наемный труд всегда является трудом возмездным. Государство, регламентируя вопросы оплаты труда в КЗоТ и других нормативных актах, основывается на положениях Конституции РФ о запрете какой-либо дискриминации в оплате труда и об установлении минимального уровня оплаты труда. Необходимо отметить, что дифференциация оплаты труда в зависимости от условий труда, квалификации работника и т.п. не является дискриминацией.
Минимальный уровень оплаты труда является государственной гарантией минимального вознаграждения за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. В то же время нельзя не обратить внимание, что минимальный уровень оплаты труда в несколько раз ниже прожиточного минимума. Очевидно, что он вряд ли отвечает провозглашенным в ст. 7 Конституции РФ целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хронические невыплаты заработной платы также являются вопиющим нарушением права на справедливое вознаграждение за труд.
Право на забастовку. В нашем трудовом законодательстве появилось немыслимое ранее положение – право на забастовку как исключительная мера решения трудового спора. Нужно сказать, что правовое регулирование коллективных трудовых споров появилось с принятием Закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” (1989 г.), который впервые установил возможность разрешения коллективных трудовых споров при помощи забастовки в том случае, если все примирительные процедуры не устранили причины конфликта.
Действующая Конституция пошла в этом вопросе дальше и закрепила право на забастовку. Международно-правовыми актами о правах человека регламентация права на забастовку отнесена к сфере внутреннего законодательства, т.е. государство само вправе устанавливать, когда и при каких условиях такой способ разрешения спора возможен, а когда он недопустим. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, принятый в 1995 г., по-новому определил, какие забастовки являются незаконными. Так, согласно ст. 17 этого закона, незаконными являются забастовки, которые создают реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц; забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Кроме того, право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении. Закон подробно регламентирует и другие аспекты реализации права на забастовку.
Наиболее распространенные причины забастовок – это невыплата заработной платы, а также реструктуризация некоторых отраслей промышленности и массовые сокращения производства, которые приводят к сокращению больших групп работников. Забастовки стали реальностью нашего времени, сообщения о них звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает.
Право на отдых. Конституция РФ в соответствии со ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закрепляет право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого. Заключив трудовой договор (контракт), гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска.
Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде рабочего времени и времени отдыха. В соответствии со ст. 42 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени для работников не может превышать 40 часов в неделю. Для некоторых категорий работников установлено сокращенное время (работники моложе восемнадцати лет, лица, занятые на работах с вредными условиями труда, учителя, врачи и др.). Привлечение к сверхурочной работе допускается в исключительных случаях и оплачивается в повышенном размере.
Выходные дни для большинства работников – суббота и воскресенье. На непрерывных производствах, в сфере обслуживания и в некоторых других отраслях хозяйства выходные дни устанавливаются по скользящему графику. В стране предусмотрено 10 праздничных дней в году. Привлечение к работе в выходные и праздничные дни допускается в особом порядке.
Гарантированный Конституцией ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Законодательством предусмотрены отпуска и большей продолжительности (например, работникам моложе восемнадцати лет – не менее 31 календарного дня, судьям Конституционного суда Российской Федерации и депутатам Федерального Собрания – 48 рабочих дней) и дополнительные отпуска с учетом условий труда, продолжительности стажа работы на одном предприятии или выслуги лет на государственной службе.
Проблема безработицы. Мы живем в такое время, когда все более веско начинает звучать мотив безработицы. Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также для общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина подчеркивают взаимосвязь свободного труда и защиты от безработицы.
Отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. Законодательством предусмотрен целый ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако положение дел на рынке труда остается весьма тяжелым. Экономический кризис, сопровождающийся уменьшением объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, низким уровнем исполнения законов, взаимными неплатежами и рядом других факторов, оказал негативное влияние на ситуацию с занятостью населения. Она характеризуется высоким уровнем безработицы, наличием в значительных размерах неполной занятости (скрытая безработица), увеличением темпов роста численности безработных. Предпринимаемые правительством меры, предусмотренные в Федеральной программе содействия занятости населения, прогнозируемой отдачи пока не приносят.
Нашему обществу еще предстоит предпринять много усилий по искоренению дискриминации и нарушений в сфере реализации права на труд, по созданию таких социальных, экономических, организационных и правовых условий, при которых можно будет сказать, что конституционный принцип “труд свободен” реален и соблюдается всеми.

Тема “Право на социальное обеспечение”

В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите: это инвалиды и пожилые люди, многодетные семьи, безработные и т.д. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.
Социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы.
В Конституции, кроме утверждения права на социальное обеспечение, указаны пути и средства, обеспечивающие его реализацию: выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, поощрение создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.
Спектр социальных мероприятий, гарантированных в настоящее время законодательством, достаточно широк: предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной неутрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных жизненных ситуаций (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п.) и более ста видов льгот и услуг. Кроме того, в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения – содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.
Важной положительной чертой продолжает оставаться принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.
Пенсионное обеспечение. Особого рассмотрения требует проблема пенсионного обеспечения. В условиях экономического упадка и повальных неплатежей эта система плохо функционирует, провоцирует серьезные финансовые трудности. Экономические условия в последние годы резко изменились, а пенсионная система не претерпевала существенных изменений практически на протяжении 60 лет. Основные недостатки пенсионной системы заключаются в практически полном отрыве уровня пенсионного обеспечения от размеров трудового вклада пенсионера (в работоспособный период), в несовершенстве финансовой системы пенсионного обеспечения. Это, а также сложность пенсионного законодательства и невысокий уровень жизни пенсионеров вызвали необходимость пенсионной реформы.
Разрабатываемая правительством программа должна существенно изменить существующую систему пенсионного обеспечения, привести ее в соответствие с реалиями современной экономической и демографической ситуации. Уже сегодня в России соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возраста неблагоприятно. Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает, уровень пенсионного обеспечения падает.
Пенсионная реформа предлагает поэтапный переход от всеобщей распределительной системы, построенной на принципе “солидарности поколений”, к смешанной системе, в которой значительная роль будет принадлежать накопительным элементам финансирования пенсий. Главная особенность накопительной пенсионной модели заключается в том, что свою будущую пенсию работник должен накапливать самостоятельно на собственном индивидуальном счете в специализированной пенсионной страховой компании. При этом участие государства сводится к контролю за деятельностью страховой компании и обеспечению правовых гарантий при осуществлении пенсионных накоплений. С 2000 г. началось постепенное введение индивидуальных накопительных счетов. В долгосрочной перспективе пенсия будет состоять из двух частей: трудовая, получаемая от государства (за счет денег Пенсионного фонда России), и накопительная, финансируемая за счет суммы средств, аккумулируемых на именных накопительных счетах. Также реформа предполагает и постепенное увеличение возраста выхода на пенсию (что крайне нежелательно, учитывая снижающуюся среднюю продолжительность жизни в нашей стране).
Надо отметить, что и в западных странах пенсионный вопрос является одной из наиболее насущных проблем. С первого же года трудовой жизни каждый работник лично отслеживает порядок учета стажа для пенсии вместе с размерами и условиями пенсионных отчислений, которые являются важнейшей после зарплаты составляющей любого трудового контракта или соглашения. А степень гарантированности получения пенсии в старости является даже в высокоразвитых и богатых рыночных странах едва ли не главным фактором при выборе места работы и карьеры.
В международных документах о правах человека, закрепляющих право на социальное обеспечение, указывается и на определенный жизненный уровень. Так, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) говорится: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости…” В российском законодательстве подобной нормы в полном объеме не существует – наше государство пока не может гарантировать каждому такой жизненный уровень.

Тема “Право на охрану материнства и детства”

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в нашей стране в Конституции 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан, что находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми. Особое внимание в законодательстве уделяется защите прав детей.
Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.

Тема “Право на жилище”

В период перехода России к рыночным отношениям наметился новый курс в реализации права граждан на жилище – переход от практики распределения государством квартир к стимулированию строительства и покупки гражданами квартир, к созданию рынка жилья. Сегодня очевидно, что государство не способно (особенно в условиях спада экономики, сокращения средств на жилищное строительство) гарантировать каждому соответствующее современным стандартам жилище, осуществить популярный в начале 80-х годов лозунг: каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 г. Поэтому государство всячески стимулирует и поддерживает кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, предоставляя возможность тем гражданам, кто в состоянии сам решить жилищную проблему, сделать это. Конечно, при условии, что жилье, купленное или построенное ими лично, становится их полной собственностью. Кроме того, каждому, кто в свое время получил государственное жилье, предоставлена возможность его приватизировать, т.е. превратить в свою частную собственность. Оформив соответствующие документы и уплатив необходимый налог, можно стать полноправными собственниками своего жилья, получая возможность его продать, обменять, завещать, сдать внаем и т.д. Приватизация проводится на добровольной основе, при наличии согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи. Все вопросы, связанные с приватизацией жилья, регулируются Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РСФСР” (1991 г.). Практически все основные вопросы, связанные с обеспечением граждан жильем, детально регламентируются Жилищным кодексом.
Реализация права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, предполагает лишь содействие со стороны государства в приобретении жилья (например, предоставление долгосрочных целевых ссуд), рассчитывать же на бесплатное жилье могут лишь люди, нуждающиеся в особой социальной защите (малоимущие, многодетные семьи, инвалиды и т.д.). Вместе с тем, как показал проведенный Правительством РФ в 1995 г. анализ доходов граждан, не более 1% населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома или квартиры. Поэтому необходимо кредитование граждан. Чтобы ослабить напряженность в области обеспечения граждан жильем, были разработаны целевые федеральные программы “Жилище”, “Свой дом”, приняты указы Президента РФ “О жилищных кредитах” и “О выпуске и обращении жилищных сертификатов” (1994 г.), утверждены положения “О жилищных кредитах” и “О выпуске и обращении жилищных сертификатов”, предусматривающие выдачу безвозмездных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство и приобретение жилья, а также выпуск ценных бумаг – жилищных сертификатов, гарантирующих получение жилья и защиту вложенных средств от инфляции. Однако нестабильная экономическая ситуация в стране не позволяет направлять значительные средства на эти цели.
Таким образом, действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю.

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте