Третья технологическая революция в истории человечества, начавшаяся во второй половине XX века, привела к появлению постиндустриального общества, которое характеризуется непрерывным появлением новых высоких технологий. Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки направлений деятельности. Теперь в течение трудовой жизни приходится зачастую 4-5 раз менять эти направления.
Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, об общих принципах этих преобразований привела к появлению новой образовательной области (предмета) «Технология» в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира. Технология изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США, Австралии, Израиля, Нидерландов, Швеции, Болгарии, Казахстана, Китая и многих других стран. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие технологии в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, так как этот предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. «Технология» была введена в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации в 1993 году. Она пришла на смену трудовому обучению. Эта образовательная область, синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию. Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, образовательная область «Технология» – необходимая компонента общего образования школьников, предоставляющая им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. С 2000 года проводятся всероссийские олимпиады школьников по технологии, в которых участвуют учащиеся более 60 регионов России. В 1997 и 2001 годах учителя технологии стали учителями года России. Однако в России начиная с 2004 года технологическое образование выживается из школы. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ резко сокращен объем технологической подготовки учащихся. Число часов, выделяемых на изучение технологии в основной школе, сократилось с 360 по базисному учебному плану 1998 года до 245 часов в 2004 году. Технология отсутствует в учебных планах 10 и 11-х классов всех профилей, кроме индустриально-технологического, а в 9-м классе ее заменили так называемым предпрофильным обучением. Во многих школах технология вообще не изучается или материальные технологии заменяются информационными технологиями либо другими предметами, сокращается время на изучение технологии, новое учебное оборудование не поставляется (кроме школ-новостроек или школ после капитального ремонта), а поставляемое оборудование не всегда соответствует утвержденному Министерством образования и науки РФ перечню оборудования. Имеющееся оборудование устарело и выходит из строя, площади учебных мастерских сокращаются или эти мастерские ликвидируются, расходные материалы не оплачиваются, не хватает учителей-мужчин для обучения техническому труду, средний возраст работающих мужчин 55-60 лет, и они уходят из школ из-за сокращения нагрузки, закрываются межшкольные учебные комбинаты. Сейчас Минобрнауки России оснащает учебные кабинеты и лаборатории только в рамках национального проекта «Образование». Победившим школам поставляется оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, географии, но только не технологии (учебных мастерских). Технология не входит в фундаментальное ядро образования. В 2009 году согласно решению Минобрнауки России в перечень экзаменов по выбору выпускника не включена технология. В большинстве разработанных Российской академией образования проектов базисного учебного плана предлагается изучать технологию в начальной школе 1 час в неделю, а в основной – по 2 часа в 5 и 6-х классах и 1 час в 7-м классе, что ставит под угрозу трудовую и технологическую подготовку школьников России. Поэтому на проведенной в октябре 2010 года в Ярославле XVI Международной конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны» было выработано обращение к Министерству образования и науки Российской Федерации. Главные его положения следующие: считать данную область знания одной из приоритетных, как это признано в Австралии, Англии, Казахстане, КНР, Нидерландах, США, Франции, Швеции и др.; при уточнении распределения учебных часов на изучение образовательной области «Технология» в базисном учебном плане обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11-й класс в объеме 2 часов в неделю. На изучение графики (черчения) должно быть выделено не менее 1 часа в неделю дополнительно в 9-м классе; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9-й класс и 144 часа – в 10-12-х классах); для предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части базисного учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта подготовка должна учитывать региональные особенности; сохранить предмет «Технология» в перечне экзаменов по выбору в 11-м классе; обратить особое внимание на реализацию технологических профилей в старшей школе; включить в программы всех профилей в качестве отдельного предмета технологии этих профилей; предусмотреть формирование технологической культуры учащихся при изучении всех профилей; подготовить и разослать письма в управления образования субъектов Российской Федерации об обязательном изучении образовательной области «Технология» для технологического и социально-экономического развития страны и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров с учетом региональных аспектов и в связи с этим о выделении часов на изучение технологии как из инвариантной, так и из вариативной части базисного учебного плана (регионального компонента), а также из внеурочного компонента будущего базисного учебного плана (общественно полезный труд и проектная деятельность) для реализации этих часов учителям технологии; рекомендовать сохранить и расширить сеть межшкольных учебных комбинатов (ресурсных центров) – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; осуществить переход на высокой материальной, учебно-методической и информационной основе к технологической подготовке учащихся 8-11-х классов, включая начальную профессиональную подготовку с учетом потребностей регионов; разработать и реализовать федеральную, региональные и муниципальные программы профориентации молодежи с участием управлений образования, организаций кадровой и молодежной политики, представителей бизнеса и некоммерческих организаций; подготовить рекомендации и разослать письма в регионы РФ о целесообразности создания учебных мест для прохождения профессиональных проб и практик в рамках поддержки технологического образования на предприятиях различных форм собственности; увеличить финансирование для разработки и оснащения школ современным учебным оборудованием и материалами для обеспечения технологического образования школьников (для оснащения всех школ страны новым оборудованием для изучения технологии по допущенному в 2003 году Министерством образования Российской Федерации и переизданному в 2005 году перечню требуется 52 млрд руб.); при переходе на подушевое финансирование школ закрепить в бюджете отдельной статьей выделение средств на материальное обеспечение образовательной области «Технология»; обратить внимание на необходимость повышения квалификации преподавателей, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире; создать федеральный образовательный портал «Технологическое образование»; осуществить периодический выпуск журнала «Технологическое образование». Задачи развития среднего специального образования, подготовки квалифицированных специалистов для сферы материального производства, обеспечения развития инновационной экономики России невозможно решить без развития технологического образования школьников, так как именно в подростковом возрасте у детей формируются профессиональные интересы. Участники XVI Международной конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны» обратились к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой создать государственную вневедомственную комиссию по разработке комплексной государственной программы технологического образования и трудового воспитания, развития технического творчества молодежи и механизма ее реализации. Несмотря на все это, до сих пор в опубликованном проекте федерального стандарта среднего (полного) общего образования технология не входит в список предметов по выбору. Юрий ХОТУНЦЕВ, преподаватель Московского педагогического государственного университета
Комментарии