search
main
0

“Труд – целительный бальзам, добродетели источник”

Тема “Трудовые отношения в условиях рыночной экономики. Документальное оформление трудовых отношений в условиях рыночной экономики” (Примечание: название темы не сообщается. Учащиеся ее формулируют в конце занятия)

Эпиграф

“Трудом больше, чем правом, поддерживается правосудие”.
П. Прудон, философ

Цели:
1. Показать характер правового регулирования труда граждан в условиях рыночной экономики.
2. Объяснить учащимся, в чем заключаются социальные гарантии для тех, кто устраивается на работу.
3. Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам трудовых отношений, документального их оформления и компьютерной обработки информации.
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции, навыков синтезирующего мышления у учащихся и студентов в век информационного общества.

Оборудование:
1. Таблица.
Советы психолога. “Двенадцать секретов удачной карьеры”.
2. Логические задания:
а) Документы, необходимые для трудоустройства.
б) Логическая задача.
3. Трудовая книжка – оригинал.
4. Контракт.
5. Приказы по личному составу (различные варианты).
Тип урока – интегрированный, обобщение. Систематизация и применение знаний при компьютерной обработке информации студентами.
Мотивация урока:
Ребята, когда ваши родители начинали свой трудовой путь, собственность в нашей стране была государственной и колхозно-кооперативной.
Сегодня в России строятся рыночные отношения, и мы должны научиться, именно научиться жить и работать в этих условиях, т.е. быть конкурентоспособными.
Появилось значительное количество частных предприятий, на которых применяется наемный труд. Новые экономические реалии часто пугают нас.
Какие нормы регулируют их положение? Одинаково ли положение трудящихся на государственном предприятии и в частном?
Какая отрасль права регулирует общественно-трудовые отношения? (Трудовое право).
На этом уроке мы будем говорить не просто о труде, а о его необходимости в жизни каждого человека, красоте его, величии.
Тема нашего обсуждения – защита права на труд, как устроиться на работу, уволиться или лучше перевестись?
Какими правами и обязанностями наделены работники предприятий, организаций, учреждений.
Слово преподавателю правовых дисциплин.
Давайте обратимся к ст. 37 Конституции РФ. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Итак, каждый гражданин имеет право на труд. Давайте будем устраиваться на работу.

“Вы ищете работу”. (Ролевая игра)
Внимательно послушайте диалог и найдите ошибки у того, кто пришел на собеседование. (“Никогда не получишь второй возможности произвести хорошее впечатление”).
Директор фирмы: Что вы можете рассказать о себе?
Устраивающаяся на работу: Я дипломированный специалист. Имею семью, детей. Но иногда болею.
Директор фирмы: Почему вы хотите работать у нас?
Устраивающаяся на работу: Знаете, ваша фирма близко от дома и здесь больше платят, а вообще я очень умная и думаю, мои знания вам помогут.
Директор фирмы: Почему вы уходите с прежнего места работы?
Устраивающаяся на работу: Мой начальник был просто невыносим. Часто ругал меня за опоздания, а ведь я так далеко живу. Кроме того, зарплата была низкой, а я хочу большего.
Директор фирмы: Извините, но вы нам не подходите.
Устраивающаяся на работу: Почему?
Идет дискуссия. Учащиеся делают выводы: чтобы вас приняли на работу, надо.
А) Произвести хорошее впечатление, рассказать о ваших серьезных достижениях на протяжении последних лет (получение диплома, аттестации).
Б) О семейном положении можно не рассказывать.
В) Не надо говорить: “Близко от дома”, лучше продемонстрировать знания о данной фирме и что вы принесете успех, удачу этой фирме.
Г) Далее, никогда не хулите своего начальника, даже если он был последним чудовищем. Согласно КЗоТу, за опоздания, как правило, накладываются дисциплинарные взыскания (а здесь начальник только ругал).
Е) Думаю, что фирма правильно сделала, что отказала в работе этой девушке. Я бы, как руководитель организации, была недовольна таким работником. (Мнения учащихся).
Преподаватель обращает внимание на таблицу “Двенадцать секретов удачной карьеры” (анализ).

Двенадцать секретов удачной карьеры
(Советы психолога)
1. Ежедневно составляйте список из шести важных дел.
2. Помните, что вам платят не только за время, но и за результат работы.
3. Не забывайте пословицу: “Сделал дело – гуляй смело!”.
4. Проявляйте гибкость и творческую инициативу.
5. Не бойтесь совершать ошибок, но старайтесь принимать правильные решения.
6. Делитесь своими полномочиями (как руководитель) с умными исполнителями.
7. Не затягивайте совещания. Говорите кратко и по существу.
8. Учитесь слушать. Интересуйтесь точкой зрения своих сотрудников.
9. Будьте готовы высказать свое мнение. Ценят тех, кто умеет мыслить самостоятельно.
10. Верьте в себя, в свои способности. Оставляйте время, чтобы подумать о новых идеях.
11. Сохраняйте хорошее настроение в любой ситуации.
12. Заботьтесь о своем здоровье. Спорт, физические упражнения, свежий воздух – залог вашей профессиональной деятельности.
Слово преподавателю по делопроизводству.
Что такое трудовой договор (контракт)?
Трудовой договор (контракт) – это соглашение между работником и нанимателем по выполнению определенной специальности или должности.
Трудовой контракт (договор) – документ, фиксирующий согласие сторон об установлении трудовых правоотношений и регулирующий их. Сторонами трудового контракта являются предприятие (работодатель) и работник.
В соответствии со статьей 18 КЗоТ РФ трудовой контракт должен заключаться в письменной форме.
Слово преподавателю правовых дисциплин.
Ответим устно на следующие вопросы:
1. Трудовой договор и контракт – это одно и то же?
2. С какого периода времени введено в трудовом законодательстве РФ слово “контракт”?
(Закон РФ от 25 сентября 1992 г.)
3. На какой срок может заключаться трудовой контракт?
А) бессрочный.
Б) на 5 лет.
В) на время выполнения определенной работы.
Слово преподавателю по делопроизводству.
4. Перечислите основные условия, которые должны быть указаны в контракте:
А) наименование предприятия, его адрес;
Б) конкретная работа в соответствии с профессией или должностью;
В) дата начала и ее окончания, если срочный договор;
Г) оплата труда;
Д) обязанности предприятия по обеспечению охраны труда.
5. Перечислите дополнительные условия, которые может содержать контракт:
А) испытательный срок;
Б) повышение квалификации;
В) совмещение профессий (должностей);
Г) дополнительный отпуск.
6. Перечислите категории работающих, на которых распространяется контрактная форма.
А) на постоянных работников;
Б) на временных работников;
В) работающих на основном месте работы;
Г) работающих по совместительству.
7. Кто подписывает контракт?
8. Сколько экземпляров имеет контракт?
9. Срок хранения контрактов.
(75 лет – “В”).
А теперь посмотрим готовые контракты, напечатанные студентами на уроке “Компьютерное делопроизводство”, и расскажем про замеченные вами ошибки.
(На столе разложены варианты контрактов с ошибками, пропуском реквизитов).
Слово преподавателю правовых дисциплин.
Предлагаю вам следующее логическое задание:
1. Внимательно ознакомьтесь с документами, перечисленными для трудоустройства.
(На столах лежит распечатанный материал с перечнем документов, необходимых для трудоустройства).
1. Заявление.
2. Трудовая книжка.
3. Медицинская справка (санитарная книжка) – для всех категорий работников, особенно для подростков до 18 лет, работников, связанных с вредными условиями труда или занятых на тяжелых работах, работников общественного питания.
4. Паспорт (прописка).
Примечание. В РФ до 1 января 2006 г. старые советские паспорта необходимо обменять на российские. С этого дня старые паспорта будут недействительными. Согласно закону необходимо обратиться в паспортный отдел ЖКХ. Сумма денег для оплаты = 50 руб. + фотография 35 руб.
5. Военный билет (для военнослужащих).
6. Документ об образовании (диплом).
7. Справка из ЖЭКа (на чьем иждивении находится гражданин).
8. Приказ вышестоящего органа управления (для должностных лиц).
9. Справка из милиции о том, что у вас не было судимостей.

Логическая задача
“Я решил устроиться на работу в одну оптовую фирму грузчиком, а мне говорят, что сначала принеси справку из милиции, что у тебя нет судимости. Да. Я когда-то был судим, получил условный срок, но судимость давно снята. Имеет ли право работодатель требовать с меня какие-то справки?

Алексей К.
Новокузнецк”.

Давайте ответим Алексею К.
Согласно ст. 6 “Типовых правил внутреннего распорядка” требовать справку из милиции работодатель НЕ ВПРАВЕ.
Кроме того, запрещается необоснованно отказывать в работе:
1. По мотивам пола, расы, национальной принадлежности или инвалидам в счет брони.
2. Без объявления причин.
3. Вследствие необоснованной оценки качеств или ссылки на отсутствие вакансий при их наличии.
4. В противном случае жалоба об отказе в приеме на работу рассматривается в суде.
IV. Слово преподавателю по делопроизводству.
Трудовая книжка – основной документ трудовой деятельности человека (сведения о работе, профессии, образовании, награждениях, повышении квалификации).
Взыскания не заносятся, т.к. они носят временный характер.
Слово преподавателю правовых дисциплин.
Если трудовая книжка потеряна, то ее можно восстановить по последнему месту работы, согласно ЗАКОНУ.
Трудовая книжка относится к числу основных документов, подтверждающих общий, непрерывный и специальный стаж работы (ст. 39 КЗоТа РФ)
Ответим устно на следующие вопросы:
1. Кем и когда заводится трудовая книжка?
2. На основании каких документов производятся записи в трудовой книжке?
3. Какие сведения указывают на титульном листе трудовой книжки?
4. Возможны ли исправления в записях трудовой книжки? И в каком случае?
5. Какая запись в трудовой книжке имеет ссылку на статью КЗоТа?
6. Надо ли знакомить работника с записями в его трудовой книжке?
7. Где производят записи, если трудовая книжка заканчивается?
8. Где хранятся трудовые книжки?
Задание: подберите записи в трудовой книжке, соответствующие приказам по Л/С.
(На столе разложены отпечатанные на компьютере приказы по личному составу и записи со сведениями о работе).
Слово преподавателю правовых дисциплин.
V. Подведение итогов урока.
Студенты сами формулируют название темы занятия, используя эпиграфы, содержание изученного материала.
Идет оценивание знаний студентов. (Учащихся).
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин;
Ирина ГОЛОВАНОВА,
преподаватель делопроизводства;
Валентина КУРЫШКИНА,
преподаватель компьютерной обработки информации горнотехнического колледжа

Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте