search
main
0

Тройка,

семерка, туз

Сегодня о гуманизации школы, образования пишут все. Одни видят спасение в педагогике сотрудничества, другие – в строгом отборе учеников для специальных классов, третьи – в традициях русской классической гимназии. Но почему-то в любом случае и у детей, “интеллектуально продвинутых”, развивается эмоциональная тупость. И большинство школьных предметов “не отвечает” за очеловечивание и гармонизацию личности.

Между тем школа стала открытой. И уже никакие педагогические ухищрения не в силах оградить детей от реальной жизни, от часто агрессивной социальной среды. По пальцам

перечесть тех, кто возьмется превратить нынешние социокультурные обстоятельства в воспитательное пространство. Стать конкурентоспособным “среде”.

На “гербе” 6-й киреевской с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла – “Через прекрасное – к доброму”. В перспективе – создание модели школы открытого типа, “территории любви, добра, творчества, свободной личности”. Ибо, по мысли коллектива, школа, построенная на одной идее обучения, обречена на провал.

Вся жизнь 6-й освещена каким-то загадочным светом…

Первый звонок. В салоне Надежды Захаровны

Салон. Звучит мазурка. Появляются гости, они раскланиваются, рассаживаются.

Первая дама. Вы про 6-ю слышали?

Вторая дама. Безумцы! Надо ж так сходить с ума! Всем вместе! Кол-лек-тив-но! Вот чума!

Николай Михайлович. Здесь помешательство не в счет. Здесь тактика, стратегия, расчет! Система.

Все. Система? Расскажите!

Ну, конечно, презентация этого педагогического коллектива для участников Всероссийской научно-практической конференции “Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения” и не могла идти иначе: только на сцене! Действующие лица и исполнители – учителя и ученики.

В 6-ю мы попали на Пушкинские дни. Это уже традиция, когда с утра до вечера – все о Пушкине. Сегодня, например, помимо презентации, можно увидеть и премьеру нового спектакля – фантазии “Над вымыслом слезами обольюсь”, и многожанровое творческое представление учеников 1-7-х классов эстетического цикла “У лукоморья”, и серию необычных интегрированных занятий “Через урок – в эпоху А.С.Пушкина”, где даже темой урока становится пушкинская строка. Почему? Да потому что здесь, наверное, уже не осталось так называемых традиционных занятий.

– …Между прочим, “Алые паруса” мы ставили в подарок нашим одиннадцатиклассникам, персонально для Оли Макухиной, которая уходила из школы, проиграв в школьном театре, наверное, года четыре.

А “Звезду и смерть Хоакина Мурьетты” ставили ко дню святого Валентина. Сложнейшая драматургия, столько метафор! Поймут ли ребята? И потом там были сцены насилия… Но Марина Анатольевна Ермолаева, учитель литературы и наш молодой режиссер, рискнула. На другой день после просмотра подходит ко мне ученица:

“Нина Валентиновна, когда на сцене над Машей Епихиной из 8-го издевались рейджеры, мне казалось, что это меня убивают. Я всю ночь не спала, думала: “Господи, а как бы я такое пережила?!”

А сейчас на сцену выйдет еще один выпускник, студент политехнического Саша Кащеев. – И смеется: – Мы ему такие смотрины устроили. У нас долго не было актера на роль сказочника. Как-то в полночь меня разбудил звонок в дверь. Открываю – на пороге Марина Анатольевна и рядом Саша. “Нашла!” – “Хорошо”, – и дверь захлопываю.

Муж проснулся: “Кто приходил?” – “Сказочник”. – “А, понятно”, – мужья наши уже ничему не удивляются.

Обратите внимание на это чудо. Люда Филимонова. Она будет великой артисткой России. Вот честное слово!

Но уже на следующем кадре Нина Валентиновна расстроенно вздыхает:

– Мы сделали глупость совершенную, как я теперь понимаю: в прошлом году взяли и почему-то разделились на два театральных коллектива – учительский и ученический. Какое это было мучение! Сначала “вражеские лазутчики” высматривали, кто какую сцену ставит. А в конце концов у ребят пропал интерес к делу. Я уж говорю: “Надо было, как всегда, “перемешать” взрослых и детей и играть вместе”.

И все-таки спектакль наши педагоги сделали просто великолепный. Трепетный, трогающий за душу. Мы были в Туле на Есенинских днях – так нам потом прислали бумагу, приказ по роно, – наш спектакль-версия “Галя” стал украшением праздника.

А сейчас на сцене учителя. Здесь очень много занято молодежи: на заднем плане – учитель математики, правее – словесница, около окна – Сережа Суворов, мой выпускник и наш учитель физики…

Смотрите-смотрите, Солоха – преподаватель математики Валентина Ивановна Мотиевич и ее ученики – что они себе позволяют!

Вы не представляете, как бережно хранят наши “бывшие” эти кассеты. А учителя литературы охотно используют их на уроках в качестве… ловушки: “А ну-ка, друзья, скажите, какая разница между подлинником и тем, что видите на экране!”

– Первый звонок? Извините, нужно готовиться к спектаклю: впервые и меня вытащили на сцену, – и Нина Валентиновна мгновенно исчезает.

Вся жизнь 6-й освещена каким-то загадочным светом. Имя ему – школьный театр.

В педагогике, как и в любом искусстве, необходимо умение посмотреть на себя со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Учителя и ученики на сцене постоянно открывают друг друга. Ну и, конечно, партнеры по сцене отлично понимают друг друга и на уроках. Сцена изменяет и тех, и других (а играет весь “наличный состав”! – 56 учителей во главе с директором и 680 учеников).

“С удовольствием вспоминаю “Снегурочку”, в которой у меня была роль Брусилы. Спектакль сыгран настолько профессионально, что я даже почувствовал запах того времени, изменения в природе. Поверил в характеры и искренность переживаний персонажей Островского. Оказывается, у нас немало талантливых ребят и девчонок”. Роман ЛЕПЕХИН, ученик 11-го класса.

“Нужен ли нам театр? Да, да и да. Лучшей школы воспитания быть не может, так как ребята без обьяснений и назиданий определяют свою позицию в спектакле (как участники, так и зрители). А для меня театр – проверка… Я сыграла роль Весны в “Снегурочке”, а теперь хотела бы получить роль Смерти в “Звезде и смерти…” Т.ЗУБАРЕВА, учитель литературы.

– Всякий раз, когда вижу их на сцене – детей, учителей и родителей, – я просто дрожу от счастья. Всего – и этого союза – мы достигли благодаря ей, воспитательной системе. – Валентина Михайловна Ручкина, директор 6-й, уже сняла чепец и букли. В таинственной “московской графине” в ее исполнении угадывалась известная всему педагогическому миру России академик Людмила Ивановна Новикова, “родительница” самого понятия “воспитательная система школы”, появившегося в педагогической теории в последнее десятилетие. И я, кажется, начинаю догадываться, в чем секрет ее “трех карт”.

Портрет на фоне В.С.

Нина Валентиновна Никонова, завуч “по науке”, считает, что особенностью школ с гуманистической воспитательной системой, т.е. системой, ориентированной на личностный подход, является то, что они сами по себе – опытные площадки. Что касается 6-й, то она с 1993-го и “по букве” – экспериментальная площадка Лаборатории современных проблем воспитания Тульского института развития образования (руководитель – А.И.Григорьева) и Центра теории и практики современных проблем воспитания РАО (кураторы Л.И.Новикова и Н.Л.Селиванова).

Под влиянием В.С. меняются мышление, стиль отношений, педагогические ценности, рождается тип педагога-исследователя. Нина Валентиновна доказала это на своем примере, написав монографию “Рождение учителя”. “Для того чтобы жизнь школы не была серой и скучной, чтобы ребята каждый день шли туда с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержательного и делового межличностного общения, надо всякий раз перед всем школьным коллективом ставить какую-то значимую и всем понятную цель, в осуществлении которой могли бы принять участие все дети. Причем направления в деятельности должны быть такими, которые могли бы обеспечить успех. Идти от ребенка! От его индивидуальных особенностей. Знать, что же мы хотим воспитать:

– потребность ориентироваться на общечеловеческие ценности;

– рефлексию, так как важно, чтобы подросток хорошо мог оценивать себя сам;

– ответственность, чувство общности, творческий коллективизм”.

Да, воспитывая основные аспекты личности, никак нельзя обойтись без коллектива, но такого, который не оказывал бы давления на личность. Этакой “вольницы”, где каждый осознавал бы, что просто не может быть вне этой команды.

Так был определен блок целеполагания, а он задает В.С., определяет ее характер.

Вместо традиционных методобьединений создали учебно-воспитательные центры (“Детство”, “Человек и общество”, “Экология” и т.д.). А с этого года школа перешла на кафедральные обьединения. Изменения структуры вызваны необходимостью возврата к воспитанию, но на новом уровне. Воспитание и обучение “по шестой” – это категории развития. И все, что в школе делается, как бы это ни называлось – “созданием условий” или “организацией воспитательной среды”, – направлено на развитие ребенка. Но “развитие личности” само по себе – абстракция: в реальной жизни такого процесса не существует – ни изучать, ни измерять его невозможно. Реально существуют лишь деятельность и общение личности, многообразие ее отношений с миром. И лишь через “соучастие” педагог может реализовать свои собственно педагогические цели.

Взглядам, установкам, отношениям научить нельзя – их вырабатывают. Это и есть ведущая педагогическая идея, основанная на отношениях партнерства, сотрудничества, рождающихся в коллективных творческих делах (в 6-й используют методику коллективной творческой деятельности как средство обьединения, формирования чувства “мы”). Это и майские коммунарские сборы, и День школы, и педсоветы, в подготовке которых принимают участие весь коллектив, старшеклассники, родители.

“Мы снова в школе! Мы снова вместе! За три месяца каникул успеваешь так соскучиться, что в школу 1 сентября не идешь, а “летишь”, изнемогая от счастья. Как не хочется расставаться с этим двориком и исправно стоящим в нем Чернышевским, с этим зданием в виде буквы, на которую начинается мое имя, с этими коридорами и лестницами, по которым мы гоняли так, что ветер в ушах стоял, и, конечно, с нашими классами, в которых мы мерзли зимой и “варились” весной, в которых каждый из нас узнал свою первую любовь. Разве мало фактов, чтобы сказать: “Я никогда не забуду свою родную школу”. А главное в жизни, чтобы мы любили, без любви нет человека. А ведь если мы уже любим, любим школу, то это значит, что мы люди”. РЫЖКОВА Настя, 11-й класс.

Так как ключевым КТД в целом стала работа школьного театра, то и расширение “воспитательного” пространства сцены идет в классе – на уроках, на факультативах. Помогает этому инновационное обучение – а сейчас к знаниям о новых информационных технологиях прикладываются еще и умения, и навыки, полученные на психолого-педагогических тренингах и практикумах. В перспективе видится коллектив педагогов-исследователей, работающих в школе-лаборатории развитой В.С., в школе-театре, где каждый педагог – соавтор программы воспитания.

“Воспитательная система изменила прежде всего меня”, – признается Анна Федоровна Миркина, “заслуженная артистка” 6-й. Ее педстаж 45 лет, а она – первая на коммунарский сбор, в бассейн, в поход, на спектакль. Она на футбольном поле – в комическом футболе в имидже “преклонной старушенции”, она замечательно смотрится в паре со своим учеником в игре “На крыльях любви”, она ведет новый курс – основы театра…

В.С. – по определению в значительной степени саморазвивающаяся, саморегулируемая система, поэтому ее нельзя задать “сверху”. Т.е. с динамикой развития школы меняется и обьект управления. Сегодня, например, 6-я встала перед образовательной ситуацией, когда требуется максимально “приспособить” к ученику учебный процесс. Суть проблемы – “очеловечить” учебный материал, средства его преподавания и усвоения. “Одухотворить” дидактику воспитательными, личностно формирующими целями, превратить ее в системообразующую В.С. Для начала важно, чтобы на каждом уроке развития одни дети приобретали понимание задачи, которую ставит учитель, выстраивали для себя пути ее решения. У других – возникал интерес и появлялось желание ее решить.

Второй звонок. Родная кровь

Вообще-то Марина Анатольевна согласна с Солженицыным, заявившим, что любой открытый урок – это “унизительное ханжество”. Готовить его как-то неловко, да и перед ребятами совестно. Тем более такой: “И с каждой осенью я расцветаю вновь…” Философия жизни и природы в лирике Пушкина (интегрированный урок биологии и литературы в 7-м “В”). На импровизированных занятиях вроде этого вообще не знаешь, чего ждать: “ведут” дети.

И на этот раз все пошло, как пошло. Хотя, если честно, оба учителя – и Александра Гавриловна Жаворонкова, и Марина Анатольевна Ермолаева, конечно, пытались как-то наметить предстоящее. Совместное планирование для них труда не составляет, потому что обе живут в одном доме, в одной квартире и даже… в одной семье. Марина – выпускница 6-й, восьмой год преподает русский и литературу, а ее мама Александра Гавриловна, заслуженная учительница школ РСФСР, работает уже 32 года. “Интегрируются” не в первый раз. Хотя к таким занятиям у многих отношение непростое, как к чему-то искусственному. Тем более сегодня в классе еще двое ассистентов – учитель музыки Ирина Владимировна Гречнева и Геннадий Викторович Красников, выпускник А.Жаворонковой, тоже будущий биолог, а сейчас студент-практикант. Не многовато ли на одну роль? Впрочем, в 6-й каждый волен выбирать подходы, которые позволяют лично ему превращать знания в деятельность. А тут и темы двух уроков, ставших одним, совпадали: на биологии семиклассники проходят “Осенние явления в жизни растений”, на литературе – поэзию Пушкина.

Озадачила класс Марина Анатольевна: перечитывала пушкинскую “Осень” и очень уж странной показалась ей одна фраза – та, что записана на доске. Как это: осенью – и “расцветает”?!

Помочь разобраться пытается Александра Гавриловна. Она предлагает смотреть в корень: а что же такое жизнь?

– Жизнь – это одна из форм существования материи, для которой свойственно наличие энергии.

– Это твои слова, Вика?

– Нет, я прочитала.

– Давайте-ка думать сами. Ведь можно определить жизнь с помощью маленьких опытов.

Перед ребятами микроскопы с уже готовыми препаратами. Определить “обьект” оказывается нетрудно, сложнее обьяснить, почему в банке с сухими семенами лучина горит, а с набухшими сразу начинает гаснуть. В конце концов приходят к выводу, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат. Следующие действия подскажут, что жизнь обусловлена еще и питанием. Кто-то предлагает заменить оба эти понятия одним – “движение”. А “движение” – “ростом”. Так шаг за шагом с формулами и поэтическими отступлениями рождается схема развития живого организма: зарождение – расцвет – увядание. Несложно проиллюстрировать ее, взглянув в окно, друг на друга, на учителей. Живая подсказка: свои “сезоны” есть и у человека!

Я упустила, когда бразды правления переходили к Марине Анатольевне и Геннадию Викторовичу, который подготовил к уроку выставку репродукций. Поленов, Левитан, Коровин, Серов – представлены все времена года. Все картины хороши, не важно, зиму ли, осень выбрал художник.

– А что важно?

Тут руку помощи протягивает Пушкин с его коротким и прекрасным ответом.

Глядя на гитару в руках Марины Анатольевны, догадываются, что и музыку можно “подобрать” к любому времени.

Счастливы одаренные – художники, поэты, музыканты. Но неужели жизнь “простого человека” сводится к простому “движению”?

– Есть такое выражение: “движение души”. Когда ты любишь и думаешь не только о себе, твоя жизнь имеет смысл, – говорит Дима. И добавляет: – И жизнь твоя станет бесконечной.

– Бесконечной? – переспрашивает Света. – А смерть? Это слово обжигает душу. Страшно, что всем предстоит перенести ее.

…Когда – в живом исполнении! – будет звучать пушкинский романс, некоторые возьмутся за перо. “Жизнь и смерть” – эту тему назовут они.

Обратила внимание: ни разу в течение урока не прозвучало: “правильный ответ”, “ты ошибся”… Не только потому, что мнение учителя в одном ряду с мнением ученика. 7-й “В” – “занковский”. Такой класс – всегда неожиданность, здесь важны не отметки, а сам процесс познания. В начальной школе его вела Раиса Гавриловна Пронина, сестра Александры Гавриловны. Работать и дальше по системе развивающего обучения – огромная нагрузка для учителя. Не всякий согласится. Кто же взял 7-й? “Я”,- сказали обе в один голос. Вот как: и уроки вместе проводят, и “двойное” классное руководство?! Оказывается, стечением обстоятельств 10-й остался без “классного”. И когда ребятам предложили анкету, кого бы они хотели видеть в этом качестве, большинство назвали Марину Анатольевну. “Но я не могу бросить и этих!” Александра Гавриловна уточняет: “Поставила условие – чтобы ее 7-й передали мне: “мама его “не упустит”. И, конечно, вернет без всяких разговоров”.

– Трудно работать с мамой?

– А, – обреченно машет рукой. – Мы же распределили время, а Александра Гавриловна вместо оговоренных пятнадцати минут ухватила 25. Увлеклась своей наукой. Я к ней подхожу: “Темп!”, “Время!”

“Мне выпала честь…”

Зеркала, зеркала, зеркала – класс театра перед спектаклем, естественно, превращается в гримуборную. Она рядом с актовым залом, тоже весьма необычным для школы. Валентина Михайловна Ручкина убрала стенку между двумя классами и сделала актовый зал со сценой. На сцену пробили даже специальную входную дверь. “Я всю школу разворотила”, – смеется она. На втором этаже – костюмерная, есть и свой модельер. Но главное, в школу пришли люди, прежде далекие от педагогики.

В маленьком шахтерском Киреевске только два профессиональных режиссера. Один из них теперь в школе. Зоя Андреевна Райгородская в 6-ю пришла после двадцати лет работы в учреждениях культуры, а в последнее время была директором городского ДК. Долго сомневалась. Только после двух лет работы в школе учителем театрального искусства (по совместительству) поняла, что сможет. Однако если с детьми удалось быстро найти контакт, то к пониманию задач эстетического воспитания в школе пришла не сразу. “Я вижу свою цель в том, чтобы каждый ребенок нашел ту сферу деятельности, в которой ему было бы душевно, комфортно. Потому что учить творчеству нельзя, нужно создавать условия для его проявления. Мы и с учителями начали серию тренинговых упражнений, обучение актерским приемам – “артподготовку”. Цель занятий – дать основы актерского мастерства, столь необходимого и в классе, и на сцене”.

Ей захотелось взять свой класс – сегодня это 6-й “А” – эстетический.

А на новогодние праздники состоялось рождение нового творческого обьединения “Класс”. Это совместное КТД трех эстетических классов, обьединенных любовью к театру. “Театр помогает нам оставаться людьми. А сегодня нельзя быть недобрым! Сколько больных детей – не зря же мы эти “чернобыльские” получаем, вернее, никак не получим. Да, и их теперь задерживают. (Киреевский район – экологически загрязненная зона в результате последствий аварии на ЧАЭС. – Е.К.). Можно сказать, работаем на голом энтузиазме. В каждой семье – тяжелейшее положение. Доходит до того, что последние копейки приходится собирать на хлеб. И все равно я благодарна директору: поняла, что нужна сегодня именно здесь. А знаете, мы с ней и раньше частенько одну дверь открывали: Валентина Михайловна своих учеников приводила в мой Дом культуры. И с ее сестрой Любовью Михайловной Грачевой, заместителем по эстетической части и учителем ритмики, мы долгие годы работали в одном здании. Спортивная школа, директором которой она была, размещалась прямо в нашем ДК”.

…Любовь Михайловна – “матушка” в чепце и с веером, кажется, уже в роли – вот-вот второй звонок. “У нас с сестрой, – рассказывает она, – давно родилась идея создать свою школу-студию. Потому что нам кажется, что в школе на паритетных началах должны присутствовать как наука, так и искусство. Чтобы на каждом уроке ребенок проживал жизнь эмоционально. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, а человек интеллектуальнее”.

Во многих школах идет поиск принципиально новых моделей эстетического воспитания. 6-я решилась включить уроки по искусству в школьное расписание, понимая художественно-эстетическое воспитание как один из основных элементов В.С. своей школы.

Все началось с того, что в учебный процесс трех первых классов вошли такие предметы, как изо и художественный труд, ритмика и танец, хоровое пение и музыка, уроки театра и этики. Шло не только обогащение содержания образования, менялся и сам подход к образовательному процессу, его формам и методам. Приоритетной стала система развивающего обучения. Появилась необходимость более тесной связи “основного образования” с предметами эстетического цикла. Потребовались интегрированные уроки: чтение – театр – этика; музыка – чтение – изо и т.д. Сейчас таких классов 13. Первые эстетические классы “шли” трудно. “Зачем это нужно? – не понимали родители. – Главное – учеба!” Сегодня об этом не любят вспоминать. “Ребенок на сцене – всегда радость. Но когда среди этих детей – твой, сердце тает”. Как работается рядом с сестрой? “Мы с ней разные. Я знаю ее сильные и слабые стороны и могу не обращать внимания на какие-то мелочи, “отодвигать” их”.

“Дело не в кровном родстве. Мы все здесь – одной крови, – скажет Нина Валентиновна Никонова. – Не знаю, какие пути приводят к нам людей, которых я люблю. Я просто Бога благодарю за то, что сейчас, например, к нам пришел Владимир Юрьевич Сазонов”.

Владимир Юрьевич Сазонов, заместитель директора по воспитательной работе, руководил ансамблем современного бального танца в ДК. Этот блистательный артист и танцор, за которым буквально “охотятся” творческие коллективы, сказал удивительную фразу: “Мне выпала такая честь – меня пригласили работать в 6-ю”. И я поверила: все, кто остается в шестой, влюблены в эту школу-праздник. Сюда уже вернулись 14 выпускников. Им очень легко входить в педагогический коллектив – они знают его дух, виды деятельности.

Третий звонок. “Самозванка”

В западной педагогике есть термин “культура школы”. Он не несет в себе никакой оценочной окраски. Подразумевается некая комплексная характеристика, которая включает систему взаимоотношений, базовые ценности, ритуалы и символы и т.д., присущие любому учебному заведению. Попытки резко изменить культуру школы часто приводят к ее краху. Поэтому любой новый директор, приходящий пусть и с блестящими, но несовместимыми с культурой данного учреждения идеями, рискует. Либо школа тоже станет совершенно замечательной, либо – никакой.

Семь лет назад Валентина Михайловна Ручкина возглавила 6-ю. До этого успела поработать во многих школах города и со многим увиденным была не согласна. Спорила, доказывала, пыталась переубедить коллег и в конце концов уходила. Когда 6-я осталась без руководителя, сама пришла в районный комитет образования:

– Назначьте меня директором школы!

А вскоре после беспрецедентного для Киреевска назначения перетянула к себе и сестру.

Между тем встретили “самозванку” без аплодисментов. Учителя – преимущественно женщины – скорее видели на этой должности мужчину.

Коли есть “культура школы”, то есть и “культура управления”. Опять же эффективному управлению школой на Западе посвящено множество исследований. В перечне необходимых директору качеств их не менее 350. Но начинаешь “раскладывать по косточкам” руководителей наших знаменитых авторских школ, не соответствуют и четверти нужных параметров! А может, все проще и эффективное управление – это согласование отношений?

Большинство педагогов 6-й – приверженцы “страстной педагогики”, всегда эмоциональной, даже восторженной. Такому коллективу нужно особое управление. Не столько демократическое, скорее – артистическое.

Семь лет назад для Валентины Михайловны Ручкиной управление виделось все-таки в традиционном свете. Планирование, организация дела, контроль… Но пройдя через все внутренние проверки и “разборки”, перетерпев все обиды и придирки, она не только воспитывала в себе личность иного руководителя, но и создавала учителя (или сотрудника) под “свою модель”. Потому что пришла с идеей, для реализации которой нужен был пусть ершистый и упрямый, но единый творческий организм.

“Недавно я думала о Валентине Михайловне и призналась себе, что очень ее люблю, – сказала мне Нина Валентиновна Никонова. – На днях мы встретились с коллегой, Ниной Сергеевной Лосевой, а она и говорит: “Как я завидую вашей школе – у вас есть команда”. Так ведь это Валентина Михайловна сделала нас членами одной команды. Практически никому из бывших не пришлось уходить. Все, что было здесь живое, плодотворное, конструктивное, сумела развить. О таком директоре можно только мечтать. Я, например, очень многое пыталась изменить, проработав здесь заместителем директора по воспитательной работе чуть ли не десять лет. Уходила с этой должности, потому что мне хотелось побыть просто учителем, начинала вести авторские курсы и по-новому преподавать литературу… Валентина Михайловна никому не мешает. Она только наблюдает и делает выводы. Конечно, школа есть школа, конфликты неизбежны. Но мы знаем: в конце концов расплачемся, помиримся, уцепимся друг за друга и дальше “двинем” так, что никто даже и не узнает, что между нами что-то произошло. Это как на корабле – капитан даже своим внешним видом демонстрирует: никакой паники, корабль плывет. Что бы ни происходило, не дать шанса сомневаться в себе. Конечно, иногда Валентине Михайловне хочется ударить кулаком по столу. Все бросить и уйти. Она эмоциональна, но умеет сдерживаться. Таковы ее жизненная сила, огромное упорство и целеустремленность. Вот решила привести в порядок школу. Купит обои, начнет резать их, будет сама их клеить, а потом засучит рукава и вымоет пол. Конечно, может, личный пример и не единственный, но лучший”.

И Надежда Захаровна Губашева, заместитель по учебно-воспитательной работе, уверена: главное лицо в школе – директор: “по нашему ежедневному настроению, по нашей уверенности в завтрашнем дне, по духу, который царит в коллективе”.

На работу Валентина Михайловна Ручкина каждый день приходит в семь тридцать, а уходит… да ей не очень хочется уходить. Хотя встречает ее теплый дом. Муж может и ужин приготовить… Без его поддержки было бы очень трудно. У Валентины Михайловны трое детей. Все уже взрослые. Ни сыновья, ни дочь даже не задумывались в выборе профессии:

– Нам достаточно, мамочка, одного учителя дома. Мы постоянно видели твою спину.

Но вот как в жизни бывает: дочери Нины Валентиновны Никоновой – и одна, и другая – мечтают работать в школе. Хотя у них перед глазами тоже был потрясающий пример. “Не я, – смеется Нина Валентиновна. – Родители. Папа “построил” пять школ, проработал директором 33 года. Вот, можете себе представить, я родилась в школе. Когда несколько лет назад меня звали в другую школу, я решила проверить своих детей: “Давайте все переходить – ведь мы с вами до места идем сорок минут, и – что самое обидное – мимо всех школ города!” – “Ты переходи, – говорят мне. – А мы будем учиться в своей родной 6-й”. А сейчас моя Юля признается: “Я только начинаю понимать, какую школу я закончила”.

Вот я все думаю о ценностях педагогики. Наверное, рядом с детьми должен быть взрослый, который может вот так просто взять и подарить себя детям. Служить Детству, как служат священники. Вот, посмотрите, этот стенд я сделала собственными руками. Сфотографировала всех учителей. Какие счастливые лица…”

Третий звонок!

Елена КОМАРОВА,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Киреевск,

Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте