search
main
0

Трое в одной лодке

Утонет она или полетит по воде, зависит от всех троих

Любой урок у хорошего учителя – это произведение искусства. Это как соло в ансамбле. Но когда к одному музыканту присоединяется другой, в дуэте та же партия приобретает иное звучание. А если музыкантов трое? Видели ли вы урок в исполнении трио учителей? А ученики академической гимназии №56 не только видели, но и стали его полноправными участниками, потому что первым конкурсным испытанием был «Междисциплинарный урок». Подобный формат даже для такого признанного лидера в образовании, как вышеупомянутая гимназия, нечастое явление.

Как птицы в стае

Как заметила учитель русского языка и литературы академической гимназии №56 Жанна Абдуллаева, междисциплинарный урок нов как для нее, так и для ее учеников. Дети не привыкли к интегрированному уроку, в котором принимают участие сразу три преподавателя не смежных дисциплин. Хотя, скажем, русский язык, литература и история или русский язык, литература и английский язык – сочетания довольно распространенные, и такие уроки проводятся, но вот, например, русский язык, физика и география, где на первый взгляд нет смежных тем, кажется соединением оригинальным. Тем интереснее смотреть, как коллеги взаимодействуют в рамках такого занятия.

Междисциплинарный урок, по мнению Жанны Абдуллаевой, может быть успешным при слаженной работе команды, где все роли должны быть распределены. Ведь урок – это четко прописанный сценарий, в котором, выражаясь театральным языком, есть завязка и развязка, и учителю необходимо эту развязку знать. Естественно, есть элемент экспромта, поскольку никто не может предугадать все, но однозначно это не может быть бесконтрольным творчеством. Игроки, то есть учителя, вступившие в игру, должны понимать и иметь общую цель. Их задача не конкурировать друг с другом, а представить урок, который будет лучше других и за который отметят всю команду.

Вообще в конкурсных испытаниях Жанна Абдуллаева выделила именно урок, потому что во взаимодействии с детьми раскрываются и профессионализм учителя, и его творческий потенциал, и коммуникативные навыки, и личностные черты. Урок может многое сказать об учителе, ведь теоретизировать можно сколько угодно, но на практике сразу видно, кто ты: творец или ремесленник.

Действительно, по отзывам самих конкурсантов, междисциплинарный урок – это нестандартная образовательная практика. Как пояснил Алексей Волков из команды гимназии №12 г. Липецка, в большинстве своем в российских школах реализуется предметная система образования: есть отдельно физика, химия, математика и т. д. А на конкурсе стоит задача найти связи, точки соприкосновения между науками и выйти на создание единой, целостной картины мира. Пусть она не сразу, но хотя бы на уровне векторов, штрихов будет формироваться в сознании ребенка.

Как рассказал Алексей Волков, в команду липчан вошли учителя, преподающие предметы естественно-научного цикла, и все задания команды из школы №12 г. Липецка носили межпредметный характер. Например, было задание, в котором требовалось посмотреть на объект глазами физика, химика и географа, а затем найти точки взаимодействия, пересечения между науками. Учителя старались не проверить знания по химии, физике и географии, а показать детям, как на одно и то же можно смотреть с точки зрения разных наук.

Любопытно, что, по мнению Алексея Волкова, при работе на междисциплинарном уроке на первый план выходит не предметная составляющая деятельности, а возможность установления межличностных контактов, умение балансировать, поддерживать, уступать и прислушиваться. В команде липчан так и произошло. Алексей Волков даже привел красивое сравнение взаимодействия в команде с полетом стаи птиц, когда та попадает в поток воздуха. Каждая птица внимательно следит за соседями и следует их действиям.

Минус превращается в плюс

Сложно это или просто – готовить междисциплинарный урок? На этот вопрос попытались ответить представители команды Старокутлумбетьевской школы из Оренбургской области Ризиля Кагарманова и Галия Салимова. На их взгляд, трудность заключается в том, что нет понимания, для кого готовится урок, какие дети в классе, чем они увлекаются, что им интересно. Кроме того, сделанный урок – еще не гарантия того, что он может состояться. Но в то же время огромный плюс междисциплинарного урока в том, что учителя вместе с детьми творят что-то новое. И взрослые, и дети находятся в процессе познания.

Как рассказали учителя из Оренбургской области, на их уроке физика с лирикой соединились в желании осмыслить роман Евгения Замятина «Мы». Дети с педагогами решали задачу, возможно ли математически безошибочное счастье. И да, совместными усилиями вывели математическую формулу счастья. Но, увы, оказалось, что формула математически безошибочного счастья неверна, потому что не учитывает личность человека, его душу, и единого счастья для всех быть не может. Можно удовлетворить все потребности человека, но сделать его насильно счастливым невозможно.

Легко ли самим педагогам работать в триединстве на междисциплинарном уроке? Как сказала Галия Салимова, конечно, одному приготовить урок легче. Урок-трио требует согласования разных точек зрения, но, когда находишь общую точку, взаимодействовать на уроке несложно. Каждый учитель работает со своей детской командой, знает, как организовать детей, как их настроить, и получает от ребят обратную связь. При этом у самих педагогов в ходе урока могут меняться роли: можно быть транслятором, можно – координатором, можно – консультантом.

В том, что втроем работать на уроке не так просто, как кажется на первый взгляд, признались и учителя из команды Областного центра образования г. Калуги. И это несмотря на то что у педагогов уже есть опыт проведения бинарных уроков, кроме того, участники команды 10 лет работают вместе в одной школе.

Основная сложность для них заключалась в том, чтобы учесть особенности каждого, в том числе темперамент. Кто-то любит погрузиться вглубь, кто-то схватывает все на лету и тут же стремится применить на практике, а кого-то нужно сдерживать, потому что захлестывают эмоции. Но, как сказала участник калужской команды Ирина Гераськина, междисциплинарный урок – это территория, где минусы могут превращаться в плюсы.

Эмоционального здесь могут вовремя успокоить, дотошного – остановить, а всеядного – ограничить порцией. И все это с полувзгляда. Поэтому для многих учителей одним из важных откровений за время подготовки и проведения междисциплинарных уроков стало то, что коллега – это твое надежное плечо, твоя опора, твой партнер.

Пора открытий

Вообще открытия в ходе междисциплинарного урока могут следовать одно за другим. Например, команда учителей из Старокутлумбетьевской школы из Оренбургской области подметила, что очень интересно наблюдать за способностью группы детей к самоорганизации. Ведь часто происходит объединение детей с совершенно разными интересами, и тогда обязательно находится тот, кто всех сплачивает и направляет. И, между прочим, о том, что он в душе лидер, ребенок может узнать именно на междисциплинарном уроке.

Да и учителям по части открытий тоже везет. С этим абсолютно согласны представители команды Аничкова лицея из г. Санкт-Петербурга. Когда педагоги разрабатывали свой междисциплинарный урок, то хотели, чтобы детям было интересно, чтобы они потом вышли из кабинета и долго обсуждали услышанное и увиденное.

Поэтому темой конкурсного урока стала география будущих профессий, и дети откликнулись на нее с большим энтузиазмом. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что школьники дали информацию для размышления самим учителям. Например, ребята показали большую разницу в своем выборе профессий.

Несмотря на то что на уроке несколько команд выбрали одну профессиональную область, внутри нее они также выбрали различные профессии, продемонстрировав, что даже в одной профессиональной области сочетание компетенций может быть разным. Такое профессиональное разнообразие, скорее всего, будет нас ожидать в будущем.

Странно было бы, если бы учителя, участвовавшие в уроке-трио, не задумывались бы о том, каково прекрасное далеко такого междисциплинарного подхода. Многие из них уверены, что подобный формат уже лет через 10 станет основным. Наступает время, когда появляются мета­идеи, метаобъекты, поэтому есть необходимость говорить с детьми о системных процессах, которые характеризуют любые объекты и явления по-другому.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте