15 лет для университета возраст незначительный, особенно в сравнении с масштабами человеческой жизни. За столь непродолжительный период трудно выстроить систему образовательных, научных, воспитательных традиций, так необходимых для подготовки конкурентоспособных кадров. Вузы с вековой историей гордятся своей стабильностью и уверены в завтрашнем дне. На их имидж работают многие поколения выпускников, сложившиеся научные школы, накопленная материально-техническая база и научно-образовательные связи с учреждениями города и страны. Однако устоявшиеся системы максимально эффективно функционируют лишь в ситуации стабильного социально-экономического развития страны. Резкая смена курса, изменение государственной политики в сфере образования, переход к рыночному типу хозяйствования становятся факторами, требующими гибкости, быстрого реагирования и способности к опережающему развитию. И в этих условиях в наиболее выгодном положении оказываются молодые, динамично формирующиеся вузы, строящие концепции своего развития на основе инновационных принципов экономики и учета современных запросов социума.
Решение Правительства Москвы об открытии 1 марта 1995 года регионального педагогического вуза было продиктовано необходимостью срочного преодоления проблемы кадровой обеспеченности московских школ и детских садов. Ежегодно на начало учебного года в московских образовательных учреждениях насчитывалось около 4 тысяч вакансий, не обеспеченных педагогами.МГПУ изначально формировался как вуз с приоритетом подготовки кадров педагогических профессий при одновременном развитии специальностей экономического, юридического, естественно-научного и других профилей. Создавая университет, мы исходили из понимания роли учителя как ключевой фигуры образования, от профессиональных успехов и неудач которого в конечном счете зависит результат всех модернизаций и реформ. Поэтому качество образования – тот краеугольный камень, который лежит в основе всех принимаемых решений с первых дней и до настоящего времени.Главные компоненты, обеспечивающие современный уровень подготовки кадров в МГПУ, – это прежде всего преподавательский, научно-исследовательский и административно-управленческий состав. Среди штатных преподавателей МГПУ каждый пятый – доктор наук, профессор. Более ста учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в школах, написаны сотрудниками нашего университета в 2009-2010 учебном году. У нас работают академики российских академий, лауреаты премий Президента России и Правительства РФ в области образования, заслуженные деятели науки.Для современного студента большое значение имеет материально-техническая оснащенность вуза. Нормой жизни становятся доступ к Интернету, электронной библиотеке и медиатеке, возможность дистанционно получать консультации преподавателя и учебные материалы, обучаться в современных мультимедийных аудиториях. Все это учтено и реализовано в МГПУ. Техническое оснащение учебного и внеучебного процессов находится на высоком уровне. Занятия проходят в мультимедийных аудиториях, лингафонных классах, с использованием средств электронного тестирования и в формате видеоконференций.Мы уделяем комплексное внимание всей среде университета, ведь здесь студенты проводят большую часть своего времени. Вуз на несколько лет становится их средой жизни, которая закладывает культуру профессиональной деятельности и педагогического труда. Поэтому гардеробные, холлы, столовые и кафе, концертные и спортивные залы оснащены и оформлены по-современному.МГПУ осуществляет переход на уровневое образование – бакалавриат и магистратуру. В 2008 году осуществлен первый выпуск бакалавров, а в 2010 году – первый выпуск магистров.При выборе вуза необходимо учитывать и имеющиеся возможности послевузовского образования. Наши выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, а в дальнейшем и в докторантуре. При университете работают 11 диссертационных советов по защите диссертаций. Выпускаемый «Вестник МГПУ» входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов исследований. Аспирантам предоставлено право бесплатной публикации материалов диссертационных исследований. В аспирантуре и докторантуре университета обучаются около 1000 человек по 44 научным специальностям.Именно научно-исследовательская деятельность, ее качество, включенность в эту деятельность всех преподавателей вуза, наличие значимых научных достижений определяют подлинное университетское образование. Не случайно в структуре МГПУ с 1996 года функционирует Научно-исследовательский институт столичного образования.Нельзя не упомянуть лабораторию гуманной педагогики, которую более 10 лет возглавляет академик РАО профессор Шалва Амонашвили – основатель научной школы «Гуманная педагогика», организатор ежегодных Международных педагогических чтений (Десятые, юбилейные, педагогические чтения пройдут в МГПУ в дни рождественских праздников).Еще один инновационный проект – Робоняня, которую разработала лаборатория научно-технического творчества молодежи, команда студентов факультета дизайна и технологии. На международном конкурсе студенческих высокотехнологических проектов в Польше проект получил второе место в мире! Сегодня мы работаем над созданием программ научно-исследовательской практики для магистров.Мы исходим из того, что задача университета (особенно педагогического!) не только подготовить и выпустить специалиста, но и обеспечить ему вхождение и, самое главное, закрепление в выбранной профессии. Поэтому Центр по работе с выпускниками реализует программу адаптации молодых специалистов МГПУ. Им оказывают методическую и правовую помощь. Именно в МГПУ уже на пятом курсе студенты распределяются на стажировку в образовательные учреждения, где в дальнейшем, после окончания университета, закрепляются на постоянное место работы. И успехи налицо: среди наших выпускников есть директора школ, их заместители, руководители бизнес-структур и др. Мы гордимся своими олимпийскими призерами, победителями творческих конкурсов, кандидатами наук, выросшими у нас.В 2010 году университет прошел очередную аккредитацию, подтвердившую полное соответствие МГПУ статусу классического университета. Но мы не спешим отказываться от педагогического статуса, понимая, что занимаем в социальном комплексе Москвы особую нишу.Университет участвует во всех важнейших акциях города, в разработке целевых программ «Столичное образование», в реализации президентской инициативы «Наша новая школа», проекта Москва – ЮНЕСКО: «Московское образование: от младенчества до школы», в разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вуз представлен в Совете Минобрнауки по ФГОСам, в межведомственном совете по присуждению премий Правительства РФ в области образования, в Фонде поддержки российского учительства, в жюри конкурса «Учитель года России» и т. д.Мы верим, что от того, какой учитель придет в школу, зависит будущее нашей страны. Подготовка творческих, целеустремленных, грамотных и компетентных педагогов – основа миссии МГПУ.Ближайшую перспективу и сверхзадачу вуз видит в достижении статуса базового центра подготовки педагогических кадров, о чем говорил президент Дмитрий Медведев. И к реализации этой задачи мы уже приступили на основе концепции развития МГПУ, принятой на 2010-2020 годы.МГПУ прошел путь от нулевой точки до «одного из лучших вузов Москвы» – так оценил наш университет недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в интервью «Учительской газете».И теперь мы с гордостью докладываем: профессия учителя возвращает утраченные почет и уважение, в школу приходит новая генерация учителей, и среди них – наши выпускники. А значит, мы работаем не зря!МненияИсаак КАЛИНА, министр, руководитель Департамента образования города Москвы:- Коллектив МГПУ успешно реализует систему современного европейского образования, в основу которой положен принцип фундаментальности, обеспеченный интеграцией научной деятельности, учебно-воспитательного процесса и реальной практики образования, экономики, социальной сферы, культуры.Шалва АМОНАШВИЛИ, академик РАО, профессор МГПУ:- Последние 12 лет моя жизнь связана с Московским городским педагогическим университетом, который приютил меня вместе с гуманной педагогикой, планами и устремлениями. Здесь есть масса возможностей для осуществления инновационных идей. Вся атмосфера вуза благосклонно влияет на подготовку будущих учителей. Вокруг нас собирается талантливая молодежь, надежда российского образования.Любовь КЕЗИНА, советник мэра Москвы, генеральный директор реабилитационного центра «Преодоление»:- Президент Дмитрий Медведев заявил, что учителей нужно готовить по-новому. Хочу сказать, что студентов МГПУ готовит по новой концепции с момента своего создания. Как учат здесь, не учит ни один другой вуз. И все потому, что во главе университета стоит очень талантливый руководитель. Когда я в начале 90-х предлагала Виктору Васильевичу возглавить новый университет, то была в нем абсолютно уверена. Но в результате вуз даже превзошел ожидания Департамента образования, став поистине научным и культурно-образовательным центром страны.Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно»:- Сейчас у нас работают 16 выпускников Московского городского педагогического университета. Если учителя приходят из этого вуза, я могу даже не смотреть диплом, потому что абсолютно уверен в их компетентности. В глазах молодых специалистов всегда читаются интерес к своей профессии, желание работать, общая культура, профессионализм и порядочность.Виктор РЯБОВ, ректор МГПУ
Комментарии