Она называет себя православной атеисткой, читает Фрейда и верит в Справедливость и Любовь. Антонина ШЕВЕРДИНА – учитель математики, точнее, классный учитель математики. Дети и королева наук не сразу стали смыслом ее жизни. Их она искала шесть лет: теряла, спотыкалась, присматривалась, присматривались и к ней.
Антонина Шевердина закончила Брянский тогда еще пединститут и вернулась вожатой в родную 28-ю школу города Брянска. Шесть лет пролетели быстро, и вот он – первый поворот судьбы: Антонина – комсомольский вожак, заведующая политико-массовым отделом. Затем работа во Дворце пионеров имени Гагарина. Но что-то все не складывалось: комсомол развалился, дворец закрыли на капремонт (за него, кстати, только сейчас взялись всерьез). Двенадцать лет водила ее судьба вокруг да около. И наконец привела. В дороге и поисках, правда, формулы и алгоритмы слегка подзабылись, пришлось снова засесть за учебники и конспекты. Но труднее было научиться общению с теми, для кого она еще совсем недавно устраивала необыкновенные праздники. Хотя… это были чужие дети и словно чужие праздники. Антонина Семеновна вспоминает:
– Закончится мероприятие, сидишь, смотришь в этот пустой зал и чувствуешь пустоту. Просто эпизод, эпизод моей жизни и жизни детей. А мне хотелось чего-то своего, родного…
– Но ведь школа, дети – это только видимость того, что все это ваше и навсегда? – говорю я.
– Нет, это мое и навсегда…
Антонина Семеновна действительно имеет право так говорить. Она всерьез училась любви, строила по кирпичику дом, в который теперь приходят дети. Там они растут и наслаждаются, постигают жизнь и тоже учатся любить. Сейчас у Антонины Семеновны третий выпуск. Но каждый из них любимый и родной. Вот, собственно, и вся лирика. А теперь о методике и системах воспитания.
Ромашково-радужный период
Антонина Семеновна проработала организатором и идейным воспитателем двенадцать лет. Она изучала системы воспитательной работы брянских школ, испытывала на прочность пионерию и комсомол. Из всего увиденного и опробованного выяснила: главное для ребенка – игра и романтика. Все остальное – нюансы, важные и второстепенные. Когда «Пионерские зорьки» стали неактуальны, Антонина Семеновна с энтузиазмом взялась создавать свою ячейку счастливого детства в стенах средней брянской школы №1. Ее «Ромашка» и «Радуга» продержались недолго, очень скоро стали также неактуальны. Почему? Ответ на этот вопрос пришел сам собой:
– Все дело в том, что «Ромашка» и «Радуга» – это искусственно созданное счастливое детство. Времена изменились, идеи как таковые растворились. Осталось то настоящее, естественное, без чего ребенок не может – игра и романтика… Детей не нужно строить, их нужно выслушать и поддержать…
Первых своих детей Антонина Семеновна получила из рук отличного учителя начальных классов – Татьяны Геннадьевны Паляничко. У нее свой особый педагогический почерк, ее малышей действительно не нужно строить. Они высокоорганизованы, что означает «почти самодостаточны». Это «почти» и должна была дать Антонина Семеновна. Учеба ребятам давалась нелегко. Зато они были спортивные и трудолюбивые. Вместе с ними Антонина Семеновна прожила пять лет, довела до 9-го класса. И снова взяла малышей Татьяны Геннадьевны. Это первое правило, которого по возможности нужно придерживаться. У классного руководителя Шевердиной это получается.
Второй выпуск – «ботаники». Они прощались со школой в одиннадцатом классе и почти в полном составе, в арсенале – 5 медалей. Было легче, конечно. Высокоорганизованные и почти самодостаточные «ботаники» поражали Антонину Семеновну своим умением любить не просто жизнь, а каждый ее этап.
– Вы знаете, в 9-м классе перед новогодними праздниками они меня поразили. Пришли и говорят: «Мы будем отмечать юбилейный огонек». Я, конечно, не поняла: почему юбилейный? Оказалось, ребята посчитали все огоньки с первого класса, и этот оказался тридцатым.
– По-моему, у вас просто «рафинированные дети». Вам и Татьяне Геннадьевне доверяют лучших, «отборных», извините за резкое определение…
– Ну что вы?! …Да, это был сильный класс, но это природные способности детей. А вот все остальное в них развивалось и моими усилиями, и усилиями Татьяны Геннадьевны.
– И каков же секрет?
– Все очень просто – нужно меняться вместе с ними и не торопить события…
О носовых платках
и гармонии
Как хорошо ходить в гости, когда тебя зовут! Но еще совсем недавно учитель, точнее, классный руководитель, был обязан просто напрашиваться на чаепитие. Признаться, не всегда и не у всех это получалось органично. Антонина Семеновна не отрицает важности таких визитов, ведь нужно знать, в каких условиях, в какой семье живет ребенок. Пятиклашки-малыши еще не готовы к самостоятельности. Да, они прилежны, дисциплинированны, но ведь еще вчера все свои беды и радости они доверяли одной-единственной, почти маме – Татьяне Геннадьевне. Теперь с трудом запоминают лица учителей-предметников и теряются в коридорах среди старшеклассников. В итоге – слезы. Этот период в жизни своих малышей Антонина Семеновна называет периодом носовых платков. Она подолгу беседует с каждым, утирает слезы, почти не ругает, не вызывает родителей в школу и сама не наносит визитов. А вот родители еще на первом собрании слышат категорическое: «Я запрещаю вам обсуждать меня и моих коллег со своими детьми. Есть проблема – будем решать втроем: учитель, родитель, ученик!» А потом категорическое – «помните, это ваши дети, будьте с ними в самые счастливые моменты!» И первые счастливые моменты – это походы. В период носовых платков (5-6-й класс) – это однодневные выезды на природу. Так складывается и круг «походных родителей». Они присматриваются друг к другу. И первая победа – Антонине Семеновне доверяют самое сокровенное. По обрывкам детских фраз она складывает полную картину жизни малыша в семье. «А мне мама кошку не разрешает заводить…» …или «а зеркало у нас в маминой комнате…» Возможно, доктор Фрейд помогает ей читать мысли и угадывать желания детей. Но за каждой этой фразой стоит то, что однажды обязательно выплывет. У Антонины Семеновны своя книга историй, курьезных и печальных. Однажды она спасала своего лучшего ученика от наряда милиции.
– Да, говорю я им, выпил мальчик. Но куда и зачем вы его ведете? Вы хоть что-нибудь о нем знаете?! А я знаю! Это мой ученик, и никуда вы его не поведете. Вот его дом, у него есть родители…
Милиционеры тогда оторопели от напора и внутренней силы этой маленькой женщины. «Я его классный руководитель!» звучало как «стреляю без предупреждения!». Стражи порядка отступили, а парнишка действительно был лучший. Она никогда не напоминает о проступках, у Антонины Семеновны все лучшие. И все – одно целое… правда, пока. К седьмому классу носовые платки уже неактуальны. Начинается этап «товарищеский». Что это такое? О, это песня у костра в полночь! Именно в седьмом классе ребята отправляются в поход с ночевкой, кстати, не один раз. Там они сами определяют, что значит «по-товарищески».
– Антонина Семеновна, вы ведь рискуете! Травмы, первая сигарета, да кто знает, что еще?!
– К этому времени дети отлично знают, что «можно все, кроме того, что нельзя». Нужно доверять, но проверять. Я никогда не говорю «нет». Конечно, можно за хворостом, но кто с вами идет? Мама Тани? Конечно, можно на дерево, а кто с вами? Нет запретов, есть порядок и ответственность. Кстати, ответственность в ночных походах обостряется. Каждый чувствует, что он ответственен и за себя, и за того, кто рядом. А травмы? Были и травмы, но и жизнь без шишек не проходит…
Так формируется коллектив товарищей.
Комментарии