О том, что в российской школе успешно используются средства ТРИЗ-педагогики, многие, наверное, слышали, однако лишь единицы вникли в суть универсальной теории и тем более применяют ее на своих уроках. Почему – разговор особый. Видимо, нам легче брать на вооружение зарубежные методики, а отечественные разработки кажутся нам прозаическими и менее эффектными. Однако ТРИЗ медленно и постепенно все же завоевывает умы и сердца российских педагогов. Об этом я с радостью узнала, побывав на фестивале школьных учителей в Елабуге. Мастер-классы Александра Федоровича Кавтерева, заведующего методическим отделом Центра информационной культуры Санкт-Петербурга, ведущего сотрудника лаборатории образовательных технологий «Образование для новой эры», вызвали неподдельный интерес участников фестиваля, причем не только преподавателей точных наук, но и гуманитариев. Я попросила Александра Федоровича рассказать о ТРИЗ подробнее.
– Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Эта теория была разработана в Советском Союзе в 50-60-е годы прошлого века для обучения изобретателей и инженеров. ТРИЗ родилась именно в инженерной среде. Причина ее появления понятна: все новые изобретения и открытия патентуются. Создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер проанализировал более 40 тысяч изобретений и пришел к выводу, что в наши дни, как и тысячи лет назад, в основе мышления лежит метод проб и ошибок, метод случайного угадывания хоть какого-нибудь решения. И каждый учится (если учится, конечно) на своих ошибках. По сравнению с успехами ошибок чрезвычайно много. Люди на протяжении многих веков приобретают знания, но не учатся мыслить. Генрих Альтшуллер обобщил опыт лучших решений в виде конкретных правил, готовых моделей, выявил общие закономерности, ряд приемов, понял, что техника развивается по определенным законам. Он сформулировал эти законы и обучал инженеров решать задачи и делать изобретения. По сути, ТРИЗ открыла принципиально новые возможности для обучения изобретательскому творчеству, ей нет равных в сфере практического применения. Люди, которые освоили эту теорию, имеют больше изобретений, чем те, кто не знаком с ней. Алексей Васильевич Подкатилин, освоивший ТРИЗ самостоятельно, будучи еще молодым человеком, и ставший впоследствии учеником Альтшуллера, является автором более тысячи изобретений. Позже на основе ТРИЗ Подкатилин разработал собственную теорию эффективных решений. Нужно сказать, что методы ТРИЗ разошлись по всему миру. На сегодняшний день только на «Самсунге» обучено порядка трех тысяч инженеров. ТРИЗ используется в деятельности нескольких достаточно известных зарубежных компаний. Эта теория работает не только в инженерной среде, она применяется для решения журналистских задач, в рекламе, в бизнесе. Наша команда занимается внедрением ТРИЗ в педагогику.- Как вы пришли к ТРИЗ-педагогике, от кого о ней узнали?- Около 15 лет назад я познакомился с человеком, который является руководителем нашей лаборатории. С тех пор мы стали коллегами и друзьями. До этого я занимался наукой, у меня у самого есть изобретения. Не могу сказать, что я полностью самостоятельно освоил ТРИЗ по книжкам и публикациям, но какие-то ее приемы помогли мне в свое время. Когда наука развалилась, я попал в педагогику, стал преподавать в школе, а поскольку просто так преподавать было скучно, начал искать новые методики, которые бы смогли пробудить интерес детей к предмету. И так пришел к ТРИЗ-педагогике.- Всякий ли педагог может освоить ТРИЗ?- Мы выделяем и упрощаем инструменты ТРИЗ, которые доступны каждому. На своих семинарах обучаем, как эффективнее всего их использовать. Другое дело, что один преподаватель возьмет много, а другой – отдельные элементы. Все наши методики мы доводим до того, чтобы их можно было передать и освоить каждому. Есть, конечно, методики, которые работают лишь в руках авторов, – это чисто авторские методики. На своих семинарах мы даем большой раздаточный материал, разработки конкретных уроков, презентации. Задачи, которые можно дать ученикам, сформулированы на основе открытий, сегментов, на основе конкретных жизненных ситуаций, их можно использовать на любом предмете. Все они взяты из жизни, нет ничего надуманного. Есть конкретные сборники задач по биологии, есть для начальной школы – они разработаны на основе сказок. У нас есть специалисты, работающие с определенными предметами. В планах разработка сборников задач по архитектуре, космосу и экономике.- Кто самые активные слушатели на ваших семинарах – я имею в виду предмет и возраст?- Самые разные люди. Вот у нас сейчас идет активная работа с Хабаровском, программа сотрудничества рассчитана на пять лет. У меня на семинарах были и педагоги начальной школы, и преподаватели колледжа, и директора, и психологи. Конечно, это во многом зависит от организаторов. Мы-то планировали, что основная часть слушателей будут преподаватели дисциплин естественно-научного цикла. Мне, не скрою, интереснее работать с физиками, потому что для физиков имеется обширный парк задач, можно взять более сложные вещи. – Как быть, если сам педагог очень хочет освоить ТРИЗ, но начальство не склонно его отпускать на обучающие семинары?- У нас есть проект «Креативное мышление», и в рамках этого проекта можно подписаться на рассылку на нашем сайте, плюс мы ведем подписку школ на наши разработки, на новые материалы, которые у нас появляются, – в этом плане проблем нет, было бы желание. Все зависит только от личной устремленности. – Как меняются мотивация ребенка и его интерес к предмету, когда его начинают учить с использованием ваших методик? Можете проследить динамику?- Я работал в одной московской школе, приезжал туда дважды в год три года подряд. И уже после первого года классный руководитель и директор сказали, что дети изменились. Научились слушать друг друга, вести нормальный диалог, поддерживать друг друга в рассуждениях, а когда после этого поехали на конкурс в Зеленоград, стали там абсолютными победителями. Я сам удивился, спросил их: «Как это вам удалось?» А они мне ответили: «Мы в группе работать можем, задачи решать умеем, и у нас все получилось». Признаюсь, это было удивительно даже для меня. Фактически за несколько проведенных занятий ребята изменились. Если же в этом направлении работать с ними постоянно, результат будет колоссальным. – Все говорят о кризисе образования в физике, считают, что раньше все было лучше. – Да, я соглашусь с общим мнением. Прежде всего потому, что на современных уроках физики совсем нет эксперимента. А без него никуда. Есть и еще момент. В течение последних лет из-за низкой мотивации школьников, которая является следствием неуважительного отношения к предмету самой администрации, из школы ушли многие хорошие преподаватели. Физики – люди с головой, они разбежались из школы быстрее всех. Очень многие ушли в бизнес, кто-то нашел себе работу не такую хлопотную, как в школе, но гораздо более оплачиваемую. Да что говорить, я и сам ушел из школы. Невозможно стало работать. Я ушел в репетиторство, в том числе дистанционное. Теперь у меня ученики по всей стране и даже за границей – ребята, которым нужна физика, все они мотивированы и добиваются больших результатов. Я готовлю их к интернет-олимпиадам на основе виртуальных лабораторий. – Что нужно сделать, по-вашему, чтобы талантливые физики вернулись в школы?- Быстрого решения проблемы не предвидится. Должны быть приняты стратегические решения на самом высоком уровне. Но для этого нужно восстановить нормальную иерархию ценностей в масштабах государства. В странах, где взят курс на повышение престижа точных наук, ситуация в корне иная. И в этом отношении для нас примером может служить Казахстан. У них дети прекрасно подготовлены. При том, что у нас много талантливых, умных ребят, мы, если ничего не изменится, очень скоро отстанем от Казахстана.Елабуга, Республика Татарстан
Комментарии