Кажется, совсем недавно, два года назад, чудесным весенним днем открылась I сессия Всероссийской педагогической школы Общероссийского профсоюза образования. Она собрала студентов педагогических вузов. В прошлом году в конце лета на вторую сессию ВПШ приехали молодые учителя. И вот уже третья сессия! На нее командировали профсоюзных деятелей всех возрастов из 52 регионов России. Отличительная особенность полутора сотен участников школы – все они лидеры, профессионалы с активной жизненной позицией. На открытии ВПШ-2014 заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко уточнил, что здесь собрались «участники конкурсов профсоюзного мастерства, кандидаты в Совет молодых педагогов при Центральном совете профсоюза и наши профсоюзные активисты, без которых мы никогда не можем обойтись в повседневной работе. Надеемся, что этот триумвират даст необычный эффект».
Девиз III сессии ВПШ состоял из четырех существительных, очень важных в деятельности любого члена и руководителя профсоюзного движения: «Становление. Соревнование. Совершенствование. Развитие». Глобальный подход к этому мероприятию потребовал масштабного фундамента, который был заложен в первый же день во время презентации направлений деятельности Общероссийского профсоюза образования.Михаил Авдеенко сравнил профсоюз со слоеным пирожком, и не ради красного словца. Действительно, структура организации многослойна, но все вместе различные уровни образуют целостную систему. Систему громадную, масштабную – в Общероссийском профсоюзе образования состоит почти 4 с половиной миллиона человек! Это численность населения таких стран, как Ирландия и Хорватия.Михаил Васильевич поставил перед профсоюзными лидерами важную задачу: необходимо доносить до членов профсоюза информацию, касающуюся Закона «Об образовании в РФ». Например, о том, что статьи, касающиеся прав учителей, были вписаны в закон благодаря профсоюзу, его инициативам и предложениям.Сегодня 7 из каждых 10 работников образования – члены отраслевого профсоюза. Такие цифры привела заместитель заведующего организационным отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования Лариса Волкова. Говоря о структуре, она тоже прибегла к образному сравнению: профсоюз – это «город», в котором «районы» – региональные профсоюзные организации, «дома» – местные организации (окружные, городские, районные), «квартиры» – первичные организации, а «комнаты» – профгруппы.Зав. отделом по работе с регионами НПФ «Образование и наука» Наталья Михайлова рассказала о новых правилах пенсионного обеспечения. Заведующий правовым отделом аппарата профсоюза Сергей Хмельков – об основных направлениях правовой работы, которую ведет Общероссийский профсоюз образования – консультировании, юридической помощи, судебной защите и так далее. Зав. отделом по связям с общественностью Елена Елшина напомнила, что профсоюзные лидеры – это еще и агитаторы. Она просто взорвала зал кричалкой «Профсоюз – это круто!», ее подхватили все до одного!Уже вечером группы участников ВПШ, сформированные буквально утром, не только выступали как единый коллектив, но и представили свои визитные карточки. Команда в оранжевых футболках «Профсоюзный фрэш» готовила виртуальный «коктейль» из омского варенья, алтайского меда, байкальской воды, тюменской нефти и других даров регионов, откуда приехали участники этой группы ВПШ. Одетая в небесно-голубое команда «For you» приветствовала коллег на разных языках и представилась как самая интернациональная группа. «Знаете, почему мы зеленые? – спросила команда «2S: Свежие силы». И сама же ответила: – Потому что мы еще не до конца созрели». Представителей Костромы, Иваново, Рязани, Брянска, Белгорода, Тамбова, Липецка, Воронежа, Курска, Санкт-Петербурга и Москвы объединил белый цвет футболок и название команды – «White Союз». «Красные, профсоюзные, твои» – это не про олимпийские игры, это про команду «Шок», название которой расшифровывается как «Школа – основа креатива». Да и как не быть креативным, если ты в красном! Наконец, команда в желтых футболках «Солнечный союз» придумала замечательное занятие: если вы видите вокруг сонные лица – бросайте окружающим улыбки, всем станет веселее.Второй день начался с интенсивных тренингов по самым актуальным для профсоюзных лидеров темам.Кому же не хочется грамотно выстроить свой имидж? Этому учила доцент кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности Пятигорского государственного лингвистического университета, директор научно-практического центра «Социальное совершенство» Ирина Колиниченко. Вот несколько важных советов от профессионального психолога:«Нельзя менять свой имидж перед выборами. Можно лишь укреплять сильные стороны.Если вы как руководитель профкома надели на себя образ «мамы», к вам будут идти «дети» – коллеги будут активно жаловаться на всевозможные проблемы.Имидж – это образ и информация, которую мы сообщаем о себе. Имидж нельзя купить, но можно создать. Наш имидж – это то, что работает на нас или против нас.Ключевые моменты самопрезентации: поддержание чувства собственной уникальности, демонстрация своей принадлежности к определенной среде, утверждение желанной идентичности и укрепление самооценки, повышение привлекательности, получение одобрения и уважения, сохранение и усиление власти, влияния».Как это важно – научиться выступать публично! Проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Раис Загидуллин назвал свое занятие «Культура презентационного выступления». Как оказалось, в этой сфере нет мелочей, а вернее, важна каждая мелочь. Надо помнить, например, что из трех составляющих выступления (текст, картинка, голос) самое большое впечатление производит… конечно, картинка (это 58% вашей презентации), 38% приходится на голос и лишь 7% – на текст. Кстати, чтение текста с листа – вещь недопустимая. Дословное чтение всех текстов презентации – тоже ошибка… Помните о том, как важен ваш визуальный облик – его ваши слушатели оценивают первые 30 секунд. Держите спину прямо!»«Коллективный договор – основной документ профкома» – с такой темой вышел к участникам школы учитель истории и естествознания лицея №1535 Москвы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» Сергей Шадрин. Казалось бы, это известно всем. Но в том-то и дело, что порой к этому документу относятся формально, и в результате многие его пункты просто не работают. Сергей Сергеевич дал немало полезных советов, касающихся составления колдоговора. И мудро заметил: «Надо, чтобы каждый сотрудник понимал, как на его конкретной судьбе отразится договор».Обмен опытом – тоже учеба. Вечером того же дня у участников ВПШ-2014 появилась уникальная возможность поучиться тонкостям информационной работы у своих коллег – победителей конкурса «Информационный прорыв», организованного Общероссийским профсоюзом образования. 138 организаций были заявлены на этот конкурс, и лишь пять из них получили заслуженные награды.«Фишка» Барнаульской городской организации профсоюза (Алтайский край), о которой рассказала Марина Игоревна Некрасова: фотографии молодых лидеров организации были размещены на баннере, а баннер вывешен на самой оживленной улице города.Усть-Лабинская районная организация профсоюза (Краснодарский край) может похвастаться стопроцентной подпиской на «Мой профсоюз». Ее председатель Ольга Николаевна Горбачева также гордится живым, работающим сайтом (u-l-rpk.jimdo.com), где есть вся необходимая информация.Председатель территориальной профорганизации Западного административного округа Москвы Надежда Николаевна Брагинская и ее коллеги поддерживают множество конкурсов для педагогов: фотографический – «1 сентября – наш общий праздник», творческий – «Талант как принцип», конкурс на лучшую агитбригаду, смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества педагогов «Радуга»…«Информационного голода в профсоюзе быть не должно. Ведь существует много форм информационной работы – сайты, Школа профсоюзного актива, профсоюзные уроки для учеников старших классов», – уверена председатель Ленинской районной организации профсоюза (Новосибирская область) Ольга Васильевна Казакова.В основу деятельности Набережно-Челнинской городской организации профсоюза (Республика Татарстан), о которой рассказал пятый победитель Ильдар Радикович Ишманов, положено два принципа – реализовывать и информировать. Ведь «информирован – значит, вооружен». Вот и старается горком, чтобы о профсоюзе слышали все. Получается!День закончился выступлением замечательного поэта, учителя года России-1993, профессора Брянского государственного университета Олега Парамонова. Он вскружил головы участникам ВПШ-2014 своей блестящей поэзией, а затем под бешеные аплодисменты выдал экспромт:Наша жизнь была быНе так хороша -Утверждаю без всякой крамолы,Если б не было в нейДорогой ВПШ -Профсоюзами созданной школы!Учеба, передача опыта и вдохновляющей энергии продолжились в третий день ВПШ-2014. На очереди были встречи с победителями самых популярных педагогических конкурсов в России. Я с удовольствием рассказала участникам школы о всероссийском конкурсе «Учитель года России» и круглогодичном конкурсном движении. Мне было приятно подчеркнуть, что в деле организации этого самого известного педагогического состязания Общероссийский профсоюз образования и «Учительская газета» всегда шли в паре, рядом. Газета придумала конкурс, профсоюз его поддержал, и без этой поддержки, конечно, ничего бы не состоялось и не продержалось бы так много лет. А разве жил бы конкурс, если бы не возникли региональные клубы учителей года в Вологодской, Ульяновской, Ростовской областях, Алтайском крае, во многих других субъектах РФ? Если бы не существовало такой инициативы московского химика Владимира Головнера и его многочисленных сподвижников со всей страны, как Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России? Этот проект межрегионального клуба «Учитель года России» активно работает уже 13 лет!Но конечно, самое интересное – живые мастер-классы. Их давали дебютанты и асы.Участница Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» от Омской области, учитель истории Марьяновской средней школы №2 Валентина Моллентор дала замечательный образчик публичного выступления на тему «Кто должен воспитывать: родители или школа?». Приведя примеры из собственного опыта, результаты опросов, общеизвестные факты снижения воспитательной роли семьи, Валентина Алексеевна пришла к выводу: «Школа и семья должны находиться во взаимодействии. Только взаимодействие школы и семьи позволит нам воспитать гармонично развитую личность».Участник Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» от Ростовской области, учитель физической культуры ремонтненской гимназии №1 Антон Кирносов рассказал о том, как превратил личное увлечение новыми видами спорта в глобальный школьный проект. Он создал секцию для желающих заниматься стрит-воркаутом и использует свои наработки во время уроков. Благодаря научному подходу, помощи школьной медсестры, занятия стрит-воркаутом благотворно влияют не только на физическое самочувствие учеников, не только помогают сбросить вес толстушкам, но и развивают интеллект школьников, повышают их успеваемость.«Царит гармония оркестра» – так назвал свой мастер-класс финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013», учитель музыки гимназии №2 города Черняховска Калининградской области Евгений Синицкий. Предложив коллегам ритмические, шумовые, ударные народные инструменты – ложки, трещотки, – он в считанные минуты собрал оркестр. И этот импровизированный музыкальный коллектив сыграл под свирель самого Евгения Михайловича не только простейшую мелодию, но даже джаз! Больше того, к музицированию Евгений Синицкий привлек сотрудников аппарата профсоюза.Мастер-класс уже хорошо известного участникам школы Сергея Шадрина, который за день до этого раскладывал по полочкам колдоговор, был на сей раз посвящен гимнам. Изучили все признаки этого жанра – от содержания до ритма. Выяснилось, что узнать гимн можно легко: если вы под него маршируете – это действительно он. А зачем такое знание нам, простым смертным? Оказывается, учебные заведения часто создают неправильные гимны, под которые можно разве что вальс танцевать. А ведь согласно опросу, из всех видов государственной символики именно гимн чаще всего вызывает чувство гордости.Раис Загидуллин продолжил тему подготовки к педагогическим конкурсам, начатую накануне. Его мастер-класс, предлагающий четкий алгоритм действий, смотрели внимательно, записывали и обсуждали в течение всей школы! Раис Рамазанович обратил внимание, что есть три этапа: вход в конкурс, сам конкурс и выход из него. Последний не менее важен, чем первый. Очень важно не «выпрыгивать» из конкурса, даже если не прошел в следующий этап. Иначе – катастрофа! Есть 4 звена системы подготовки – цель, ценности, средства, технологии. Наконец, конкурсант проходит 12 ступеней роста в процессе подготовки.В этот день самым внимательным слушателем и зрителем на III сессии ВПШ была председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. Она сказала очень важные слова о том, что члены профсоюза должны осмысленно относиться к организации, в которую вступили, уважать ее и себя. «Ведь мы особая категория – образование. Мы должны и можем быть самыми лучшими».А на четвертый день начался… конкурс. Не стоит удивляться такому повороту. Ведь одной из главных тем нынешней ВПШ были всероссийские педагогические состязания, а также формирование и становление лидеров профсоюза. Соединив эти темы, получаем конкурс «Профсоюзный лидер».Первое испытание для 30 конкурсантов – презентация «Я – лидер!». У одних это был деловой рассказ, у других – спектакль с песнями и танцами, у третьих – лирическая зарисовка в стихах…Вот несколько очень искренних, почти спонтанных (на все задание – пять минут) выступлений.Ольга Антонцева, Волгоград: «Когда я пришла работать в школу, поняла, что надо развивать себя как общественника. Сама вызвалась на должность председателя профкома. Как донести до молодежи, что такое профсоюз, зачем он нужен? Пошли в школы, детские сады с рассказом, что такое профсоюз. Раздавали социальные постеры. Проводили мероприятия, направленные на передачу передового педагогического опыта».Ирина Романенко, Воронежская область: «У нас небольшая школа, всего 35 работников. Охват профсоюзным членством – 100%. Когда я пришла, 3 человека категорически не хотели вступать, а затем вступили, пришли сами, добровольно».Мария Чернова, Красноярский край: «У меня ощущение, что я была председателем «первички» с детства. 15 апреля меня в третий раз избрали председателем профкома. Я считаю, надо давать возможность человеку делать то, что он хочет. Моя коллега, которая сначала не хотела вступать в профсоюз, в конце концов поняла, что она не хочет отрываться от коллектива».Магомед Абакаров, Дагестанская Республика: «Я около 20 лет руковожу «первичкой». Важным считаю тесное взаимодействие с администрацией гимназии. У нас есть проблемы с оплатой стимулирующих выплат, с выполнением условий колдоговора. Работы много. Но знаю, что лучше выбрать одну проблему и попытаться решить, чем браться за все сразу».В середине дня в рамках программы ВПШ-2014 прошли две серьезные конференции – «Мотивация профчленства. Проблемы и решения» и «Перспективы развития молодежного профсоюзного движения».Уже вечером были названы десять лауреатов конкурса «Профлидер»:Марина Бормотова, Свердловская область,Владимир Бутырин, Орловская область,Оксана Голобокова, Курская область,Ирина Грачева, Республика Мордовия,Виктория Кирий, Краснодарский край,Алексей Красников, Саратовская область,Ирина Ососкова, Оренбургская область,Оксана Позднякова, Ставропольский край,Зульфия Самигуллина, Республика Марий Эл,Владимир Чагин, Республика Хакасия.Лучших выбирало не только жюри, но и общественность. Народное признание получил Александр Мельник из Хабаровского края.Целых два конкурсных испытания ждали лауреатов конкурса «Профлидер» в последний день III сессии Всероссийской педагогической школы. Во-первых, они должны были продемонстрировать свое умение организовать коллег, подготовив выступление агитбригады на тему «Вступай в профсоюз!» и тут же выступить «соло» с коротким живым докладом «Главное в профсоюзе – это…». Все вместе испытание называлось «PR-кампания». Во-вторых, десятке предстояло поучаствовать в открытой дискуссии, показать ораторские и дискуссионные навыки.Первое испытание практически всем удалось на «пять». Вспомнили Маяковского и революционные агитки, рэп и просмотренный пару дней назад спектакль театра эстрады, детский утренник и космический блокбастер. Жюри только ахало и хваталось за голову, мучаясь вопросом: кто же лучший?Пиком «Открытой дискуссии», которую вел секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков, стал вопрос ведущего: «Что вы лично можете сделать для того, чтобы профсоюз стал сильнее?»Вот как на него ответили лауреаты.Владимир Чагин: «Прежде всего, я отдал бы свои силы, время на развитие профсоюзного движения. Я хочу, чтобы в профсоюз работники образования шли сами, не по указке».Оксана Позднякова: «Спеть, сплясать не смогу. Но смогу сделать так, чтобы каждый человек, находящийся рядом со мной, был уверен в том, что он не один, что его в нужный момент смогут поддержать и защитить».Оксана Голобокова: «А я бы усовершенствовала систему социального партнерства, чтобы было действительно равноправие между работодателем и председателем профкома».Владимир Бутырин: «Сейчас многие проблемы решаются через социальное проектирование. Я слушал выступления на этой школе, и у меня возникла идея социального проекта «День открытых дверей».Ирина Грачева: «Вчера представительница Мурманска выступала и сказала: как обидно, когда при аттестации все наши достижения на профсоюзной работе уходят в графу «иное». Когда приеду, выступлю у себя в рескоме и попытаюсь это исправить».Ирина Ососкова: «Постараюсь лучше вести информационную работу. И тогда члены нашего коллектива будут видеть, что делает профсоюз».Алексей Красников: «Мы с вами учителя, мы растим молодое поколение. Мы можем растить будущих профсоюзных лидеров».Марина Бормотова: «Я работаю добросовестно, меня так научили родители. Чего мне не хватает? Вашего молодежного задора, вашей креативности. Буду стараться не устареть».Виктория Кирий: «Хочется пойти в другие учебные заведения и рассказать все, что я знаю, провести тренинги на сплочение, командообразование, чтобы люди поняли, что такое профсоюз».Зульфия Самигуллина: «Моя первая задача – сохранить численность моей профсоюзной организации. А вторая – каждодневная индивидуальная работа с каждым членом профсоюза, чтобы люди уважали нас и верили нам».С каким нетерпением вся школа ждала объявления победителей! Сначала были торжественно названы лучшие по результатам общественного голосования: Марина Бормотова, Владимир Бутырин, Владимир Чагин. И затем победители по версии уважаемого жюри. Дипломом III степени и сертификатом на 10 тысяч рублей награждена Ирина Грачева, дипломом II степени и сертификатом на 15 тысяч рублей – Алексей Красников, дипломом I степени и сертификатом на 20 тысяч рублей – Оксана Позднякова.Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова сказала участникам ВПШ-2014 на прощание: «Я хочу вас поблагодарить за ваш оптимизм, талант, желание работать. Мы все друг другу очень нужны. Надеюсь, что мы с вами будем думать в одном направлении, стремиться к одной цели».
Комментарии