Декабрь 2022 года стал для ученицы академического класса Таисии Манюк выдающимся: на научно-практической конференции «Вавиловские чтения»-2022 она получила диплом 1‑й степени в секции «Академический класс в московской школе. Мой первый научный проект».
К более глубокому изучению биологии Таисию подтолкнули интересные занятия в профильном предпрофессиональном классе и знания, полученные за рамками школьной программы – не только из учебников, но и на занятиях кружка «Практическая биология». Участие в олимпиадах и конкурсах тоже стимулировало ее к дополнительному развитию в области биологии.
В 10‑м классе Таисия увлеклась генетикой и молекулярной биологией. Благодаря городскому проекту «Академический класс в московской школе», городским просветительским программам и оборудованию в школьной лаборатории мы, взрослые, смогли предоставить талантливой ученице огромный спектр всевозможных занятий, которые поддержали и развили ее интерес.
Так, например, кроме занятий на лабораторном оборудовании в классе ребята посещали мероприятия в городском культурно-просветительском центре «Зарядье», учились выделять молекулу ДНК, проводить опыты с ней. Первая исследовательская работа Таисии касалась поиска ГМО в кукурузосодержащих пищевых продуктах.
Затем занятия продолжились на базе одного из многолетних партнеров нашей школы – Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии (ВНИИСБ). На семинарах по генетике и молекулярной биологии были сформированы серьезные теоретические и практические навыки.
Активность самой Таисии, а также созданные в городе условия для развития талантов каждого ученика привели к потрясающему результату! В начале учебы в 11‑м классе Таисию пригласили во ВНИИСБ на работу в лабораторию маркерной и геномной селекции растений в качестве лаборанта-исследователя – серьезная организация заключила со школьницей трудовой договор. Это уникальная возможность, Таисия уже сейчас может заниматься любимым делом.
Во всем мире ведутся исследования кольцевых РНК у растений. Эти молекулы определяют различные регуляторные функции в клетках организма. Команда лаборатории, в которой теперь работает Таисия, осуществляет поиск кольцевых РНК у тритикале.
Тритикале – искусственно созданная культура, представляющая собой межвидовой гибрид твердой либо мягкой пшеницы и озимой ржи. Из ценных качеств следует выделить повышенную морозостойкость, устойчивость к грибковым и вирусным заболеваниям, пониженную требовательность к плодородию почвы. Считается, что ввиду вышеперечисленных качеств за данной культурой будущее.
Проведя исследования, Таисия смогла первой в России обнаружить кольцевые РНК у тритикале, показать структуры генов, их образующих, и в целом определить вид найденных молекул. В рамках исследования она проращивала зерна нескольких линий тритикале, после чего из образцов тканей листьев и корешков выделяла нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), проводила обратную транскрипцию, ПЦР и электрофорезы. Основываясь на полученных данных и различных биоинформатических базах данных, Таисия определила кольцевые РНК и установила их структуры.
– Выявлены кольцевые РНК, меняющие свою экспрессию в условиях засухи. Таким образом, данные кольцевые РНК могут влиять на формирование засухоустойчивости у растений. Моя работа подтверждает наличие кольцевых молекул РНК у тритикале, которые были обнаружены в линиях Л8665 и Тимирязевская 42. Наряду с этим была выявлена тканеспецифичность кольцевых РНК, – отмечает Таисия.
Безусловно, исследование еще в самом разгаре. В дальнейшем важно определить все возможные функции кольцевых РНК. Их открытие в такой культуре, как тритикале, дало институту базу для последующей работы с этим ценным объектом. Чем больше мы знаем, тем больше у нас возможностей, особенно в сфере науки.
Отработав несколько месяцев в лаборатории плечом к плечу с ведущими учеными, Таисия уверена, что за биотехнологией будущее, очень скоро мы научимся регулировать всевозможные характеристики и свойства растений, получив тем самым ценнейшие сельскохозяйственные культуры.
А наш педагогический коллектив рад за наших ребят, обучающихся в классах городского проекта «Академический класс в московской школе», и тому, что они, еще будучи школьниками, могут принять участие в настоящей научной работе.
Ирина НОВИКОВА, методист школы №1576;
Алена ЛЫСИКОВА, учитель школы №1576
Комментарии