Самарская область в 2001 году вступила в эксперимент по реорганизации системы управления образованием. Согласно постановлению губернатора регион разделили на образовательные округа. На Департамент образования и науки были возложены полномочия по управлению, планированию, организации и контролю деятельности учреждений по реализации федеральной и региональной политики в области образования, программ развития, финансированию, организации повышения квалификации педагогического коллектива. Органы местного самоуправления в свою очередь обязались осуществлять финансирование муниципальных программ, оказывать содействие в решении вопросов материально-технического обеспечения.
Эксперимент был поддержан Правительством Российской Федерации (распоряжение от 19 июля 2002 г. №995-р) и с этого момента стал называться федеральным. Сегодня управления функционируют как структурные подразделения Министерства образования и науки Самарской области.
К 2004 году 35 муниципальных отделов управления образования были заменены на 11 территориальных управлений Министерства образования и науки Самарской области. В каждом из них существует по два отдела, ресурсный центр, а в некоторых еще и несколько территориальных представительств. Создание округов позволило сократить структуры управления. Система исключает дублирование функций между муниципальным и региональным уровнями управления.
С разделением полномочий между муниципалитетами и департаментами стали понятны точки вложения ресурсов, увеличились инвестиции в систему образования. Создание округов позволило обеспечить реализацию государственной политики в области образования с учетом потребностей местного сообщества, консолидировать финансовые ресурсы бюджетов всех уровней системы образования и привлекать дополнительные средства извне для обеспечения качественного и доступного образования в территории. Созданная система управления является эффективной еще и потому, что учитываются интересы местного сообщества.
Показателем экономической целесообразности деятельности территориальных органов управления образованием выступают фактические расходы бюджетов всех уровней на заработную плату сотрудников аппарата управления по отношению к расходам регионального бюджета на зарплату работников подведомственной системы.
До введения территориальных управлений образования административный аппарат финансировался из муниципального бюджета. Структурные изменения управления образованием Самарской области привели к разгрузке муниципальных бюджетов.
Создание образовательных округов позволило сконцентрировать ресурсы, оптимизировать систему управления. Обеспечен единый подход к реализации государственной политики в сфере образования. После создания в 2007 году образовательных округов в Самаре и Тольятти сформировано единое образовательное пространство, а самих округов стало не одиннадцать, а тринадцать.
Опыт Самарской области оказался востребован в Российской Федерации. Так, федеральный эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов был продлен на 2006-2008 годы. Сегодня в него включились Астраханская, Ульяновская, Кировская и Сахалинская области.
Комментарии