В настоящее время мне все чаще везет. Повезло, когда моего папу-офицера перевели служить в г. Ростов-на-Дону. Повезло, когда мы получили общежитие в военном городке на “Болгарстрое”. И в результате этого я пошел учиться в самую замечательную школу, завел много новых друзей. Но особенно мне повезло с классным руководителем – Земляковой Аллой Семеновной. Знаете, есть такой тип людей, которым все в жизни надо, у которых не опускаются руки ни в каких ситуациях, которые неравнодушны и инициативны. Однако кто везет, на того все и валят. Поэтому таким людям живется сложнее, чем всем остальным. Но зато всем, кто рядом с ними, теплее, надежнее, есть на кого опереться. Вот такой человек – Алла Семеновна.
Наш классный руководитель – учитель математики. Казалось бы, забот у нее выше крыши. Ведь ее предмет, пожалуй, самый сложный. И Алла Семеновна старается, чтобы каждый ученик понимал математику, знал ее достаточно глубоко. Поэтому и приходит она задолго до начала уроков. А после занятий старается индивидуально позаниматься с каждым желающим, еще раз объяснить, а кого-то подготовить к олимпиаде. Прибавьте к этому еще и заботы классного руководителя, которые никогда не заканчиваются.
Класс наш новый. Образовался в прошлом году. В военный городок прибыло много офицерских семей. И мы – их дети – хлынули в школу большим потоком. Все из разных регионов страны, у каждого – свой характер, свой опыт (зачастую негативный) “внедрения” в новый школьный коллектив. Представляете, каково классному руководителю “причесать” такую разношерстную публику?! Да! Досталось с нами Алле Семеновне! Но любовь и терпение делают свое дело. Конечно, забот с нами было невпроворот. Некоторые учителя на нас махнули рукой. Но не такой человек наш классный руководитель! Ей всего этого оказалось еще и мало. И она занялась нашим гражданским воспитанием. Сколько мы всего узнали за прошлый год! Познакомились с Конституцией страны, с Конвенцией о правах ребенка, с Декларацией прав человека, с понятием “диктатура” и “демократия” и многими другими. А с этого года мы подробнее стали изучать Устав школы, права и обязанности детей и учащихся, работали над проектом “Закон там, где я учусь”. И все это в занимательной форме, с юмором. На классных часах мы разыгрывали различные ситуации, сценки. Ученики превращались в учителей, директора школы, работников правоохранительных органов. Так постепенно с интересом Алла Семеновна в наших головах заложила понятия о единстве прав и обязанностей.
Нет, конечно, приходилось и раньше слышать слова “право”, “обязанность”. Я, например, их впервые услышал от соседского мальчишки по лестничной площадке. Часто наш подъезд содрогался от его криков: “Я имею право гулять, сколько хочу! Я не обязан таскать ваш мусор!” и т.д. Справедливости ради надо сказать, что и дома я слышал о правах и обязанностях.
И все-таки достаточно глубоко с правами и обязанностями нас познакомила Алла Семеновна. Одно из наших занятий называлось: “Обязанности без прав – тирания, права без обязанностей – анархия!” После этого классного часа я чаще стал задумываться на эту тему. Я представил себя в роли человека, у которого одни обязанности и совсем нет прав. Я обязан учиться, безоговорочно слушать учителей, родителей. Вроде бы неплохо для всех. Но что-то у меня вырисовывалось такое бессловесное существо, какой-то робот, управляемый кнопками. Разве могу я быть счастлив?
Ну а теперь я пофантазирую об обратном. У меня и у всех людей вокруг одни права и никаких обязанностей. Я никому ничего не обязан. Не обязан ходить в школу, когда не хочу, не обязан носить школьную форму, не обязан никого слушать. Казалось бы, неплохо! Отсутствие обязанностей очень сильно поднимает слово “хочу”: “Что хочу, то и делаю!” Жизнь – сплошное развлечение! Что-то нерадостная картина получается! Не очень-то хочется жить в таком обществе. Повысится уровень преступности, возрастет безграмотность, совсем развалится народное хозяйство.
Я много думал о единстве прав и обязанностей. И понял, что это еще не все. Здесь не хватает еще одного звена.
Итак, у нас у всех есть права, есть обязанности. И мы их добросовестно исполняем, но не более. Представьте себе двух участковых врачей. Оба добросовестно выполняют свои обязанности. Только первый все делает четко в рамках обязанностей и не более. Ни на минуту не задержится после работы. А другой не уйдет, пока всех не примет.
Или учитель. Один вас только опрашивает и ставит оценки.
А вот наш классный руководитель и не обязана проводить с нами все свое свободное время, отдавать нам каждый день частичку своей души. А она это делает сама, по велению своего сердца.
Дмитрий ВЕКЛИЧ,
ученик 7-го “И” класса
Ростов-на-Дону
Комментарии