search
main
0

Тридцать лет спустя Новаторы снова нужны

Прогресс общества начинается с повышения уровня образованности населения, который обеспечивает существующая система образования. Столетиями уровень хороших и отличных знаний у учеников массовой школы был около 20-30%, что вполне обеспечивало потребности государства. Поэтому посредственные знания основной массы школьников в 70% никого не волновали.
Сегодня 90% учителей продолжают пользоваться многократно раскритикованной схемой проведения урока: проверка факта выполнения задания, опрос, объяснение нового, закрепление и задание на дом. Обычно на первые два этапа уходит полурока (и более). В то время как идет опрос одного ученика, весь класс “учится” безделью. После затянувшегося опроса учителю не хватает времени, чтобы должным образом разъяснить и закрепить новый материал. В итоге вслед за учителем не успевают и его ученики. Отсюда – перегрузка, двойки, тройки, нежелание учиться и стремление убежать из школы – закономерный результат негодной практики обучения.
Даже при затянувшихся опросах детей учитель за учебную четверть успевает спросить каждого ученика не более 2-3 раз. Это приводит к тому, что если ребенка спросили на уроке, то теперь две недели он может ничего не учить. Так разрушается система обучения, воспитываются халатность и лень.
Опыт учителей-новаторов позволяет, не ожидая больших денег на компьютеризацию всех школ, уже сегодня, сейчас повысить качество обучения всех учащихся массовых школ в два-три раза без больших финансовых затрат. И это еще не все. При общем стоне о перегруженности программ и учебников Шаталов еженедельно в течение трех лет отдавал два своих урока на проведение занятий по физвоспитанию на воздухе, благодаря чему, по заключению врачей, его ученики закончили школу здоровыми. При этом все дети поступили и закончили вузы. Аналогичные успехи имеют тысячи других учителей-новаторов. Следовательно, чтобы наша школа успешно работала, надо, чтобы ее учителя владели эффективными методами обучения. Вот и вся суть решения проблемы успешного обучения. В этом на опыте учителя-новатора В.Ф.Шаталова убедились, казалось бы, педагоги всей страны. Но произошло обратное – еще больше усилилось гонение на учителей-новаторов. Их успехи объяснили как сугубо личный опыт, который не может тиражироваться.
Но давайте посмотрим, действительно ли это так? Каждый новатор работает своим методом, но все они соблюдают три основных положения:
1. Обучение начинается не с изучения программного материала, а с того уровня знаний, который прочно знают все ученики; только когда все ученики будут готовы к восприятию нового, можно приступать к изучению программного материала.
2. Уяснению и закреплению нового материала посвящаются все 45 минут урока, и в активную работу с первой до последней минуты включаются учитель и все ученики. Рациональное использование каждой минуты урока – это должностная обязанность каждого учителя и главная суть школьного новаторства.
3. В конце урока учитель проводит краткую диагностическую контрольную работу на 8-10 минут по материалу урока, чтобы видеть, чему же он научил каждого ученика, и в случае надобности сразу же исправить возможные ошибки у детей. Таким образом, знания каждого ученика проверяются не через 2-3 недели, как это было всегда, а на каждом уроке.
При такой практике обучения не могут появиться слабоуспевающий ученик и конфликтная ситуация с учителем.
Известный педагог-новатор Ш. Амонашвили при своих встречах с учителями говорит им: “Зачем вы ставите ученику “три”? Доучите его и поставьте ученику “четыре” или “пять”! Доучите ученика – вот и все новаторство”. А как оно много значит для жизнедеятельности ученика! По данным зам.министра образования РФ М. Лазутовой, в 1993 г. 45% учеников покинули школу из-за конфликтов с учителями, 24% – из-за отставания в учебе. В итоге 69% учеников покинули школу не по социальным, а по педагогическим причинам. Об этом же свидетельствуют и данные академика РАО Г. Глейзера: 45% оставили школу из-за конфликтов с учителями и 38% учеников заявили, что их просто выгнали из школы. Как видим, основными виновниками ухода детей из школы являются сами школы.
Сегодня, когда во всю ширь поставлена задача изжития беспризорности, решающая роль должна принадлежать учителю, владеющему эффективными методами успешного обучения. Основу интереса к учению составляют глубокие и прочные знания предмета. Нет знаний – нет и интереса. 30 лет изгоняли из школы учителей-новаторов и вместе с ними истребили и прогрессивные методы обучения. Теперь с помощью одних только административных мер, при нынешних отсталых методах обучения, устранить беспризорность невозможно, так как эти примитивные методы обучения для детей страшнее высоких заборов колоний.
Надо вооружить всех учителей передовыми методами обучения учителей-новаторов.

Василий СОВАЙЛЕНКО,
учитель математики,
средняя школа N5
Новочеркасск,
Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте