Благодаря талантливой фантазии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского Третья улица Строителей стала для каждого из нас адресом не менее легендарным, чем канонический «Москва. Кремль». В последний день старого года, отправляя в плавание по бескрайним просторам тазика с салатом «оливье» очередную порцию дефицитной некогда колбасы «Докторская», мы, нет-нет, да взглянем на экран, где несчастный Ипполит уже тридцать с лишним лет подряд залезает под душ в пальто и в шапке. Кто-то, конечно, смотрит не отрываясь, на время позабыв и про «Докторскую», и про «оливье», хотя и так понятно, чем для ленинградской учительницы Нади Шевелевой закончится традиционный предновогодний поход в баню московского врача Жени Лукашина.
За три десятилетия и Надя, и Женя превратились в полноправных членов наших семей, без которых и елка не совсем зеленая, и мандарины недостаточно марокканские. А про родных хочется знать все: чем живут, здоровы ли, как растут дети. Вот почему идею группы товарищей рассказать о том, как сложилась судьба любимых героев после финальных титров, можно считать одновременно и рискованной, и беспроигрышной. И лучшей рекламой картине Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» стали, конечно же, не бесконечные телевизионные ролики и неприкрытые угрозы, что «по телеку не покажут», а народный фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
Незадолго до премьеры продюсер и один из авторов сценария «ИС-2» Константин Эрнст заявил, что несколько раз предлагал снимать продолжение самому Рязанову. Но тот отказался, мол, дважды в одну реку не войдешь. Видимо, сказался горький опыт прошлогоднего абсолютно провального продолжения «Карнавальной ночи». При этом Эльдар Александрович согласился сняться в маленьком эпизоде: вновь, как и когда-то, на его плече в самолете заснет изрядно набравшийся герой, но теперь уже не отец – Евгений Лукашин, а его сын Константин.
Итак, все начинается как по нотам. Неугомонные папины друзья Саша и Паша (Александр Белявский и Александр Ширвиндт) вечером 31 декабря грузят бесчувственного Константина Евгеньевича Лукашина (Константин Хабенский) в самолет, улетающий в Петербург. Как и много лет назад, герой приходит в себя оттого, что его всеми правдами и неправдами пытается выставить за дверь собственной, как ему кажется, квартиры хорошенькая барышня Надя (Елизавета Боярская), дочь Нади I и Ипполита. Вскоре на помощь отчаявшейся было Надежде приходит ее жених Ираклий (Сергей Безруков), молодой человек во всех смыслах положительный, эдакий «герой нашего времени», от которого так и веет «корпоративом и позитивом». Надо сказать, что Ираклий – единственный персонаж, чей характер выписан сценаристами выпукло и отчетливо. Он топ-менеджер компании сотовой связи, когда-то приехал в Питер из Владивостока и всего в жизни добился «собственным лбом». Ираклий беспрестанно разговаривает по мобильному телефону, даже в новогоднюю ночь решает какие-то абсолютно неразрешимые производственные проблемы и собственно из-за этого в итоге и теряет невесту, хотя, надо отдать ему должное, в перерывах между звонками борется за нее, аки лев. Что касается Кости и Нади, то о них мы за весь фильм так толком ничего и не узнаем. Один, правда, вскользь бросает, что он, дескать, врач, но уже в следующий момент шепотом по телефону выясняет у папы-доктора, как лечить ожоги, другая заявляет, что она выпускница юридического факультета. Но если драматургия Рязанова и Брагинского раскрывала героев каждой репликой, каждым жестом, то здесь все сведено к простой схеме, и поступки героев, и мотивы этих поступков вырастают из ничего и на пустом месте. Ну почему, спрашивается, мы должны верить Косте, который пылким монологом старается доказать понравившейся ему девушке, что он добрый, хороший, весь из себя такой замечательный и лишь с ним она будет счастлива? Какие у него драматургические доказательства? Да ровным счетом никаких! Более того, к середине фильма складывается стойкое убеждение, что он не только Наде, но и нам, зрителям, «пудрит мозги»: то он пьяный «понарошку», то трезвый «не взаправду», вот и не поймешь, когда он искренен, а когда в очередной раз «Ваньку валяет». Да и взрослые герои Андрея Мягкова и Барбары Брыльской ведут себя не лучше: еще пять минут назад, а перед этим тридцать лет, слышать друг о друге не хотели, а теперь вдруг рассыпаются сентиментальными речами. Но глаза-то не врут – глаза-то пустые. И еще чуточку растерянные: актеры совершенно не понимают, что должны играть, попав из уютной, теплой и гибкой первой части истории в местами откровенно пластмассовое ее продолжение.
Секрет первой «Иронии судьбы» не только в ее интимности, но и в той социальной сатире, что заложили в нее создатели. Весь комизм строился на том единообразии, в которое была погружена страна: одинаковые дома на улицах с одинаковыми названиями были заставлены одинаковой полированной мебелью, которую «доставали» по случаю. Авторы «ИС-2», дабы выдержать линию, нашли подобный унификатор и в дне сегодняшнем. Им стал мобильный телефон, от которого почти все жители крупных городов находятся в зависимости, близкой к наркотической. Одинаковые трубки и поющие в них мелодии, невозможность скрыться от «всевидящего ока» сотовой связи – чем не пища для современного фельетона. С точки зрения чистой комедии создатели «ИС-2» выжали из этой линии все что могли. Жаль только, что на этом и остановились: покрутились на верхнем слое повседневности и разошлись считать зрительскую кассу. А ведь была возможность копнуть куда глубже. Не разводить два поколения по разные стороны кадра, не пускать их в параллельное, абсолютно независимое друг от друга плавание по сюжету, но в очередной раз пригласить зрителя к разговору об отцах и детях, о том, что было так важно для одних и стало совершенно бессмысленно для других. Столкнуть два мира – поколение салата «оливье» с поколением «суши», попытаться понять, где он, тот водораздел, что пролег между ними, и возможны ли мосты. Такой переправой по изначальному замыслу должна была бы стать любовь – вечная и для гостей из прошлого, и для молодых хозяев настоящего. Но вот ее-то, несмотря на обилие пышных фраз, тут как раз и не наблюдается. То ли выписана плохо, то ли сыграна неважно. Единственный, в чьи чувства, как ни странно, веришь безоговорочно, – все тот же Ираклий, потому что он один и похож на живого человека, пусть комичного и слегка гротескного.
Про обилие рекламы в каждой секунде экранного времени даже говорить не стану. Продюсеры утверждают, что это вынужденная необходимость, издержки современности. Отговорки беспомощные: ежегодно в России выпускается множество фильмов, не замазанных со всех сторон майонезом, не засыпанных мукой и растворимым кофе определенной марки.
Впрочем, было бы неправдой утверждать, что «Ирония судьбы. Продолжение» ни на каплю не оправдывает вложенных в нее усилий. К чести группы сценаристов и лично режиссера Тимура Бекмамбетова, к материалу классической «Иронии судьбы» они отнеслись с большим пиететом, наполнив свой фильм старыми цитатами и комедийными аллюзиями. В «ИС-2» нет ни пошлости, ни совсем уж откровенного дурновкусия, которые, как опасались многие, могли бы забрызгать светлый лик всеми любимой картины. У картины есть даже своеобразное новогоднее обаяние, но замешано оно, конечно, на прелестном обаянии первоисточника. Так что те рекордные миллионы, что удалось собрать картине в кинотеатрах, – это по большому счету заслуга не столько новой команды, сколько старой гвардии – и в первую очередь Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, благодаря которым Третья улица Строителей навсегда вошла в историю.
Комментарии