Профильное обучение стало одним из центральных пунктов образовательной реформы Российской Федерации, затрагивающей широкий круг проблем – от содержания образования и контроля за его качеством до финансирования образовательных учреждений. Заявленный в соответствии с основными мировыми тенденциями курс на профилизацию обучения на старшей ступени общего образования призван обеспечить повышение уровня российского образования.
266 образовательных учреждениях 20 муниципальных образований 10 субъектов Российской Федерации (Калининградской, Кемеровской, Московской, Новгородской, Псковской, Самарской и Челябинской областях, Краснодарском крае, Республике Саха (Якутия) и Республике Татарстан), а также дополнительно еще в 45 регионах Российской Федерации, добровольно присоединившихся к этому процессу, был проведен федеральный эксперимент по введению предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных школ (с 2003-2004 учебного года) и профильного обучения на старшей ступени общего образования (с 2004-2005 учебного года).
В ходе эксперимента были обнаружены массовые примеры ошибочного понимания профильного обучения как углубленного, специализированного, профессионального или элитного, что противоречит основным идеям Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и действующей нормативной базе. Стало очевидным, что все участники образовательного процесса нуждаются в полной и непротиворечивой информации о состоянии и перспективах перехода к профильному обучению в Российской Федерации.
Вопрос первый: проф… (профильный или профессиональный?)
Согласно концепции профильное обучение рассматривается как «современное комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».
Особое внимание Министерство образования и науки обращает на профориентационную составляющую профильного обучения. В 2004 году, в начале эксперимента, на брифинге в рамках семинара по проблемам взаимосвязи рынков труда и профильного обучения министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что профильное обучение в старших классах будет ориентироваться на развитие российской экономики и рынка труда, и анализ этих факторов должен стать важной составляющей частью профилизации на старшей ступени среднего образования. Многими эти слова были поняты как предложение прямо в школе начать подготовку учеников к конкретным профессиям, поэтому спустя два года министр вынужден был дополнительно разъяснять, что «профильное обучение – это не профессиональная подготовка и не профессиональное образование. Целью профильного обучения является подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Достижение этой цели осуществляется через углубленное изучение отдельных предметов, индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Важно, чтобы ребята могли попробовать свои силы в различных областях знаний и выбрать то, что им наиболее интересно в дальнейшей профессиональной подготовке». Таким образом, в полном соответствии с Законом «Об образовании» министр четко разграничил общее и профессиональное образование.
Однако по мере дальнейшего разворачивания эксперимента эта позиция была пересмотрена, и еще через два года директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования министерства Игорь Реморенко, с одной стороны, поддержал прежние заявления министра и высказался за то, что «профильное обучение – не жесткий набор специализаций, скорее, возможность построения школьником индивидуальных траекторий… Школьники старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы нащупать будущую профессию, дело, к которому лежит душа», с другой стороны, обозначил новую (старую?) цель: «В школе мы должны будем дать подростку основы профессионального образования. Дальше выпускник школы сможет уже с большей определенностью решать, что делать – идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе специальности».
Понятно желание государственных мужей решить проблему кадрового голода, но до сих пор не ясно, почему функции профессионального образования были приписаны к общему профильному? По созвучию?
Вопрос второй: обуча… (обучаемые или обучающиеся?)
Всеобщее право учащихся образовательных учреждений на обучение по индивидуальным учебным планам и получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, регламентирующееся уставом конкретного образовательного учреждения, закреплено законодательно. Механизмом реализации этого права является индивидуальный учебный план (ИУП), то есть совокупность учебных предметов (курсов), состоящая из образовательного ядра (минимального обязательного общеобразовательного уровня базовых предметов) и профильных предметов и элективных курсов, выбранных учеником. Двухуровневый федеральный компонент государственного образовательного стандарта (базового и профильного уровней) определен федеральным базисным учебным планом (БУП), структура которого позволяет каждому ученику, определив в соответствии с личными потребностями и способностями направление и объем собственного образования, лично комплектовать свой индивидуальный учебный план. Именно использование ИУПа в профильном обучении позволяет в общеобразовательных школах реализовывать образовательные потребности обучающихся, попутно выполняя заказы других заинтересованных сторон – их семей, учреждений профессионального образования и непосредственно работодателей.
В ходе эксперимента по введению и распространению профильного обучения стало ясно, что учебные заведения по-разному определяют допустимую степень самостоятельности учеников. Многие пошли по пути минимальной вариативности, охватывающей исключительно элективные курсы, подчинив все остальное полной регламентации: перечень базовых и профильных курсов, их объем и содержание, последовательность изучения и, разумеется, кадровый состав преподавателей.
Однако идеолог профильного обучения Анатолий Пинский неоднократно подчеркивал, что, в то время как наша школа не учит детей выбирать, педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения. В качестве ключевой ценности современного профильного обучения провозглашается значимость индивидуального выбора. Следует отметить, что в Концепции профильного обучения заложены многочисленные возможности расширения поля выбора индивидуального образовательного маршрута. Даже в одном образовательном учреждении ученику можно позволить комплектовать собственный набор профильных предметов вместо предлагаемого школой (шведский стол вместо комплексного обеда). А в рамках сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений и организаций вариативность многократно возрастает. При составлении ИУП у детей появляется возможность совмещать учебные предметы и курсы нескольких образовательных учреждений и организаций, варьируя содержание курсов, глубину усвоения, сроки обучения и святая святых – преподавательский состав.
Разумеется, такие перемены требуют серьезной реорганизации всей системы общеобразовательных школ: придется отказаться от деления на классы, поскольку каждый ученик станет учиться по уникальному ИУПу, для чего, вероятно, понадобятся новые модели финансирования, в том числе новое нормирование (например, подушевое-почасовое-поуровневое); потребуется изменить правила составления расписания; нужны будут новые кабинеты для самостоятельных занятий старшеклассников; следует пересмотреть систему учета и оценивания образовательных результатов, используя возможности таких разных инструментов, как ЕГЭ и портфолио. Понадобятся и многие другие изменения, но самое главное – следует понять, что профильное обучение рассчитано на обучающихся, а не на обучаемых, хотя оба слова начинаются одинаково.
Вопрос третий: практи… (практичный или практический?)
Для каждого участника эксперимента по введению и распространению профильного обучения значимы свои собственные критерии оценки его эффективности.
Ученики и их семьи чаще всего склоняются к прагматичному оцениванию: подавляющее большинство опрошенных (87%) утверждает, что профильное обучение на старшей ступени среднего образования должно помочь выпускникам поступить в выбранный вуз. Не отрицая важности высшего образования, следует признать, что часто этот выбор не является осознанным, а продиктован модой, общественным мнением и не соответствует ни объективным потребностям самого молодого человека, ни перспективам его карьеры и даже реальным особенностям рынка труда. Министр образования особо подчеркнул, что «в современном мире потребность в профильных специалистах меняется каждые пять лет, поэтому любой «профиль» относителен, и слишком увлекаться им не следует», и, следовательно, в рамках профильного обучения надо таким образом организовать работу, чтобы «школьники и их родители видели, куда движется экономика, и эта информация для них должна быть абсолютно доступной».
Ориентация на практичность профильного обучения приводит к сужению поля выбора, что позволяет сэкономить силы ученика и средства, направленные на его обучение, ведь вместо расплывчатых общих слов и многочисленных поверхностно изученных предметов можно сосредоточиться на действительно нужных и важных вещах, сократив время и объемы непрофильных дисциплин. В этом случае не нужно ничего менять в практике преподавания – следует просто углубиться в изучение ограниченного круга предметов для получения гарантированного результата. Именно этим путем идут практичные родители, нанимая репетиторов своим детям. Подобная практичная модель профильного обучения просто перенесет эту хорошо зарекомендовавшую себя многовековую практику в стены школы, и тогда ученикам и учителям можно рассчитывать на высокие результаты экзаменов по профильным предметам и как следствие – на поступление в вуз.
Иная позиция предоставляет ученику максимально широкие возможности для профессиональных проб, под которыми понимаются не теоретические рассуждения и «рассказы о…», а многочисленные курсы практических занятий в самых разных областях человеческой деятельности: если математика – то прикладная, если естествознание – то с реальными объектами, если иностранные языки – то для общения. В этом случае изучение школьных предметов приобретает собственную практическую ценность в глазах обучающихся и перестает ассоциироваться исключительно с подготовкой к сдаче экзаменов. Сложность этого пути заключается в том, что урочная система не позволит реализовать его потенциал в полном объеме. Придется переходить к другим формам преподавания – учителя должны будут организовывать практикумы, руководить ученическими проектами и исследованиями, вести консультации, осуществлять тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Все это неизвестно, непривычно и непонятно и, естественно, вызывает осторожные опасения со стороны участников образовательного процесса. Наиболее консервативными в этом отношении являются не учителя (которые уже успели на практике попробовать и оценить многие из перечисленных новинок), а родители. Им часто не ясны цели образовательных инноваций, они хотят контролировать процесс обучения собственных детей, поэтому требуют применения привычных для них форм и методов, неодобрительно относясь к любым переменам. Это серьезный сдерживающий фактор процесса перехода к профильному обучению.
Вопрос последний, дополнительный
Дорогие читатели, а как бы вам хотелось закончить начатые слова?
Практи…
Проф…
Обуча…
Елена ЗАЧЕСОВА, научный сотрудник Федерального института развития образования
Комментарии