Каким же образом распределяются властные полномочия в демократических государствах? В большинстве стран власть делится на три ветви.
Законодательная власть. Ее называют также представительной, поскольку, будучи выборной, она представляет избирателей, население страны. Обычно законодательный орган называется парламентом. Иногда это конгресс, ассамблея, сейм и др. В большинстве государств, главным образом в развивающихся странах, однопалатные парламенты. Они существуют также и в мононациональных странах с демократическими традициями – в Дании, Финляндии, Новой Зеландии.
Две трети демократических государств имеют двухпалатные законодательные органы. Центр политической власти сосредоточен в нижней палате. Верхняя палата, как правило, меньше размером, иногда ее члены выбираются, иногда назначаются. Считается, что она, верхняя, обычно более консервативная, сдерживает импульсивные решения нижней.
У парламента несколько функций. Во-первых, представительная, поскольку его члены представляют население. Во-вторых – законотворческая. Законодатели также осуществляют контроль за исполнительной властью, обладают правом принятия решений по вопросам государственного бюджета. Парламенту иногда свойственны судебные функции – в случае, например, вынесения импичмента президенту, а также полномочия по принятию поправок к конституции в ряде стран.
Исполнительная власть. Во многих зарубежных учебниках политологии рассмотрение этой ветви власти предшествует законодательной. И это понятно. Ведь именно в ней сосредоточены основные рычаги управления государством и обществом. История также свидетельствует о первоначальном появлении этой власти. Вожди племен, князья, короли, цари, фараоны… Правителям помогает управлять аппарат. Считается, что первой моделью создания действующей администрации была Пруссия в ХVIII веке.
Структура исполнительной власти может быть различна. В президентских республиках главой государства является президент. В США в руках президента сосредоточена большая власть. Во Франции значительной полнотой власти обладал Де Голль. Ф.Миттеран после выборов 1985 г. был вынужден передать часть полномочий премьер-министру. В ФРГ, хотя и существует должность президента, он обладает меньшей полнотой власти.
Следующую ступень в президентских республиках и главную в парламентских государствах занимает премьер-министр, а также кабинет министров, который формируется обычно из правящей партии. В нашей стране при отсутствии сильных парламентских партий президент выдвигает кандидатуру премьер-министра, а парламент утверждает ее.
К функциям исполнительной власти относятся разработка и реализация финансовой деятельности, осуществление внешней политики, применение и использование законов. Президент может выступать и с законодательной инициативой.
Судебная власть. Основная роль ее заключается в том, чтобы интерпретировать законы и следить за их исполнением. Демократия предполагает независимость судебной системы от двух других ветвей власти, чтобы обеспечить справедливость и беспристрастность выносимых решений. На высшем уровне в России эта власть представлена Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.
Разделение и взаимодействие властей. Итак, для демократии важно, чтобы власть не находилась в одних руках. Для этого основные властные полномочия в стране разделены. При этом власти должны контролировать и сдерживать друг друга. Наиболее полно этот принцип реализуется в США. Недаром из американской политической лексики к нам пришло понятие – “сдержки и противовесы”.
Такая система заложена и в новой Конституции России. Противовесом нижней палате парламента – Государственной Думе – служит Совет Федерации, который может отвергнуть закон, принятый нижней палатой. Президент может наложить вето на решение Федерального Собрания. Государственная Дума, со своей стороны, имеет право выдвинуть обвинение против президента для отрешения его от должности (импичмент), решать вопрос о доверии правительству. Судебная власть защищает граждан от произвола исполнительных органов. Суды присяжных, которые вводятся у нас в стране, являются противовесом профессиональным судьям.
Важно, чтобы полномочия властей были не только разделены, но чтобы эти власти взаимодействовали. Иначе не будет продвижения вперед. Когда Конгресс США отверг медицинскую программу нынешнего президента Клинтона, критика раздавалась как в адрес Конгресса, так и в адрес администрации президента, не сумевшей провести в парламенте должной подготовительной работы.
После печального опыта 1993 г., закончившегося разгоном Верховного Совета, высшие власти России во многих случаях стремятся найти взаимопонимание. Не всегда это удается. Но только кропотливая работа в этом направлении может обеспечить движение нашей страны к демократии.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Комментарии