search
main
0

Три в одном Уникальный колледж находится в подвешенном состоянии

Григорий Остапович Ковнир – необычный директор. Под его руководством не одно, а целых три средних специальных учебных заведения, причем в разных населенных пунктах Подмосковья. Химико-фармацевтический техникум находится в поселке Старая Купавна, промышленно-экономический техникум – в городе Железнодорожный, а Кудиновский колледж технологии и управления – в городе Электроугли. Несмотря на то, что эти учебные заведения совершенно разные, Ковниру удалось их объединить и создать единый Государственный колледж технологии и управления “Колледжный комплекс”, в котором обучаются 2019 студентов. Таким образом, Григорий Остапович осуществил свою давнюю мечту – систему многоуровнего непрерывного образования.

В системе среднего профессионального образования Григорий Ковнир работает 30 лет, из них 22 года – директором Кудиновского колледжа технологии и управления.
– Кудиновский машиностроительный техникум был образован в 1942 году. В 1994 году приказом Государственного комитета РСФСР по оборонным отраслям промышленности техникум преобразовали в Кудиновский колледж технологии и управления. Когда же в 1998 году Купавинский химико-фармацевтический техникум и подмосковный промышленно-экономический техникум города Железнодорожного из-за тяжелого финансового положения оказались на грани закрытия, Министерство образования РФ путем присоединения к моему техникуму реорганизовало нас в “Колледжный комплекс”, – объяснил Григорий Остапович.
Как оказалось, это слияние пошло на пользу не только учебным заведениям, но и жителям подмосковных городов. Теперь на четырех факультетах колледжа они могут получить образование по 11 специальностям.
На факультете общепрофессиональной подготовки учатся студенты всех первых курсов. В течение учебного года с ребятами проводится профориентационная работа, им объясняют, в чем суть каждой специальности, чтобы свести к минимуму ошибки при выборе профессии. Определившись, студенты переходят на второй курс. На факультете “Экономики и управления” готовят специалистов в области экономики, бухгалтерского учета и контроля, менеджмента, государственного и муниципального управления, автоматизированных систем обработки информации и управления. Студенты факультета “Техника и технология” постигают азы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта и промышленного оборудования, литейного производства, технологии машиностроения, биохимического производства, технологии бродильного производства и виноделия. Четвертый факультет осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации по специальностям “Колледжного комплекса”. Существование этого отделения продиктовано постоянно меняющимся техническим прогрессом, когда образование на шаг, а то и больше, отстает от современной жизни. Таким образом, студенты Государственного колледжа технологии и управления получают современные, востребованные на рынке, знания.
Окончив пятый курс и получив диплом о среднем специальном образовании, выпускники “Колледжного комплекса” могут продолжить учебу по сокращенной программе – 3 года – в Московской финансово-юридической академии, в Московской государственной технологической академии и Русском университете инноваций.
Помимо этого, в комплексе работает Центр дополнительного образования, где каждый желающий может закончить колледжную экономико-техническую школу, курсы иностранных языков, пользования ПЭВМ, делопроизводства и машинописи. Также в Центре можно получить профессии секретаря-референта и менеджера офиса, научиться бухгалтерскому учету, аудиту, налогам и налогообложению, финансам и кредитам, основам предпринимательской деятельности. При каждом учебном заведении – в Железнодорожном, Старой Купавне и Электроуглях – работает автошкола. Благодаря этой внебюджетной деятельности колледжу удается не только выживать и развиваться, но и строиться. Ведь в наследство от старых хозяев Ковниру достались запущенные здания учебных заведений и Центра физической культуры и спорта, требующие дорогостоящего ремонта. Например, студенты факультета “Техника и технология” в Железнодорожном целый год учились в три смены, потому как на втором этаже обвалился потолок. За три года совместными силами преподаватели и студенты привели здание в порядок: поставили новые окна, покрасили стены, собрали мебель, отмыли классы. Хуже обстоят дела с Купавинским химико-фармацевтическим отделением колледжа, общая площадь которого составляет десять тысяч квадратных метров. На содержание этого здания требуются немалые суммы, в то время как средств, выделяемых бюджетом на текущий и капитальный ремонт, не хватает. От этого страдают и студенты, и педагоги: в этом году за долги техникум полностью разморозили. Ковнир считает, что многих проблем можно было бы избежать, если бы федеральные и местные органы власти на первый план выдвинули многоучредительство учебных заведений, которые должны стать совместной задачей Министерства образования России и региона. Сегодня же “Колледжный комплекс” находится в подвешенном состоянии: образовательное учреждение и его студенты работают в регионе, однако на них региональный закон не распространяется. В таком случае необходимо четко разграничить обязанности. От федерального центра образовательные объединения должны получать средства для оплаты труда преподавателей, на стипендии студентам, на капитальный ремонт, строительство, приобретение непроизводственного оборудования. В свою очередь регион обязан оплачивать коммунальные услуги и текущий ремонт, причем эти средства не должны перечисляться в федеральный бюджет. А поскольку государство не может полностью финансировать развитие профессионального образования, необходимо изменить налоговую политику: не забирать 38 % начислений на заработанное, не облагать налогами то, что заработано учебными заведениями на собственные нужды.
– Профессиональное образование в России складывалось прежде всего как централизованная система, развивающаяся в соответствии с кадровыми потребностями отраслевых министерств и ведомств. Сегодня этого нет: отраслевая система профобразования разрушена, а новая не создана. В этой ситуации реформирование среднего специального образования должно строиться на потребностях региона, – считает Григорий Ковнир. – На мой взгляд, нужна такая система непрерывной подготовки кадров, которая поможет решить проблемы структурной перестройки экономики, развития хозяйственных и социально-культурных комплексов. Поэтому, разрабатывая концепцию “Колледжного комплекса”, мы прежде всего имели в виду непрерывное образование начиная от детского сада и заканчивая вузом. Однако, чтобы реализовать эту идею, необходима поддержка региона. Местная власть должна принимать участие в определении содержания федеральных учебных программ, которые обеспечивали бы процесс экономического развития и решали вопрос трудоустройства выпускников. Этот вопрос необходимо решить в кратчайшие сроки, поскольку улучшить финансовое положение профессиональных учебных заведений можно только эффективными взаимоотношениями с представителями регионального рынка труда. Например, работодатели могут перечислять денежные средства учебным заведениям за подготовку специалистов, повышение квалификации и стажировку своих же работников.
Григорий Остапович уже не первый предлагает такую форму сотрудничества между образованием и рынком труда, однако чиновники мало прислушиваются к его словам. Вот и получается, что купавинский факультет, один из лучших в стране, уникальному учебному оборудованию которого может позавидовать столичный медицинский вуз, уже не надеется на местную власть, а ждет помощи из-за границы.
В прошлом году техникум посетили гости из Сербии. Им настолько понравилось оборудование химико-фармацевтического отделения и система “Колледжного комплекса”, что они решили на их базе создать международный проект в области непрерывного образования: совместная подготовка и переподготовка кадров по виноделию, биопроизводству, строительству, обслуживанию и ремонту автомобилей, менеджменту и маркетингу. Если проект удастся, то учебное заведение поставит на ноги и 25-тысячную Купавну и 30-тысячные Электроугли, единственное учебное заведение которого по-своему уникально.
Факультет технологии и управления находится в бывшей усадьбе князей Волконских, которая перешла в их владение в начале XVIII века от князей Чарских – жестоких и властолюбивых фаворитов царей. Жителей города до сих пор волнуют легенды о подвалах и тайных ходах замка, в которых хранятся несметные сокровища. Неоднократно ученые пытались раскопать подземелье, но стоило им только углубиться на несколько метров, как вода тут же заливала раскопку. Так что тайна подземного богатства до сих пор осталась нераскрытой, однако директора “Колледжного комплекса” это ничуть не расстраивает. Он считает, что главное богатство – это образование. А в учебном заведении оно на самом высоком уровне. Поэтому-то уже накануне выпускных экзаменов работодатели приглашают студентов на работу.
– Нами накоплен солидный опыт подготовки кадров в реальном производстве: в доперестроечном периоде колледж технологии и управления готовил кадры для Министерства тяжелого транспорта и машиностроения. Выпускники – литейщики, машиностроители, экономисты – шли на заводы союзного назначения. Этот опыт мы перенесли на химико-фармацевтический и промышленно-экономический техникумы: в учебной программе каждого заведения производственная база для практики студентов отвечает требованиям времени, – говорит Григорий Ковнир. – Много внимания колледж уделяет сотрудничеству и социальному партнерству. На сегодняшний день это самая эффективная форма взаимоотношений учебного заведения со всеми субъектами рынка.
– Григорий Остапович, вы создали уникальное учебное заведение. Каким вы видите его в будущем?
– Надеюсь, что “Колледжный комплекс” как первая ступень непрерывного профессионального образования перерастет в федерально-региональный консорциум (ФРК). Консорциум – это крупный проект в области научно-учебно-производственной интеграции образовательных услуг непрерывного профессионального образования, который осуществляется несколькими учредителями. От федерального центра это может быть Министерство образования РФ, от региона – администрация и работодатели. Уверен, что создание ФРК поспособствует подъему производства и экономики. Таким образом, мы еще успешнее сможем выполнять девиз Государственного колледжа технологии и управления “Колледжный комплекс”: “Каждый специалист-выпускник “Колледжного комплекса” должен иметь высокую конкурентоспособность на рынке труда”.
Джамиля САЙРАМОВА,
Фото автора
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте