search
main
0

Три тысячи лет одиночества

Современная сказка для разочарованных взрослых

В прокат вышел фильм «Три тысячи лет желаний», главные роли в котором исполнили Тильда Суинтон («Лев, Колдунья и платяной шкаф», «Суспирия», «Доктор Стрэндж») и Идрис Эльба («28 недель спустя», «Тихоокеанский рубеж», «Темная башня»). Режиссер Джордж Миллер, попробовавший себя в огромном разнообразии жанров, на этот раз погружает нас в сказку-размышление о том, что есть настоящее счастье.

Героиня Тильды СУИНТОН разрушает стереотипы о женской слабости

Британская лингвистка Алития Бенни (Тильда Суинтон) прилетает в Стамбул, чтобы прочитать лекцию о нарратологии. В одном из уличных антикварных магазинчиков она покупает приглянувшийся из-за дефекта стеклянный сосуд и уже в номере случайно открывает его, выпуская на свет древнего джинна (Идрис Эльба). Джинн жаждет поскорее исполнить положенные три желания и обрести долгожданную свободу, но на его пути возникает целый ряд проблем: Алития с подозрением относится ко всей этой идее с желаниями, в целом удовлетворена жизнью и понятия не имеет, чего по-настоящему хочет. В результате у них с джинном завязывается разговор, в котором тот рассказывает три по-разному горькие истории своих заточений, каждое из которых как-то связано с любовью к женщинам. У зрителя будет возможность посмотреть на новую интерпретацию легенды о Соломоне и царице Савской, взглянуть на султана Сулеймана Великолепного и Хюррем, известных многим по сериалу «Великолепный век», и увидеть историю выдуманной изобретательницы Зефир, чем-то похожей на древнюю александрийскую ученую Гипатию.

Истории джинна откликаются в Алитии, поскольку они похожи на ее собственную жизнь: в ней были и неразделенная любовь, и попытка сбежать от одиночества в мир выдуманных историй, и нереализованное стремление вырваться из повседневности, чтобы заново обрести себя. В конце концов Алития называет джинну первое желание. После этого фильм поднимает свой главный вопрос: что такое настоящая любовь? Этот вопрос звучал сотни раз в сотнях произведений по всему миру, но «Три тысячи лет желаний» дает единственно верный ответ очень ненавязчиво – настолько, что его почти можно пропустить, чересчур погрузившись в сплетение сказки и современной реальности.

Сценарий к фильму был адаптирован из сборника коротких рассказов 1994 года «The Djinn in the Nightingale’s Eye» и написан самим режиссером Джорджем Миллером. Миллер больше всего известен благодаря антологии «Безумный Макс», однако он мастер многих жанров: есть в его карьере и детские фильмы («Бэйб: Четвероногий малыш»), и анимационные («Делай ноги»), и комедийные мелодрамы («Иствикские ведьмы»). «Три тысячи лет желаний» являет собой образец мелодрамы уже XXI века, покинувшей рамки старых стереотипов о слабой женщине, нуждающейся в мужском плече, и сильном мужчине, желающем завоевать женщину. Оба главных героя фильма прожили долгую жизнь – каждый по меркам своей расы, – и оба жаждут той любви, которая состоит из взаимопонимания, взаимоуважения и умения жертвовать, не требуя ничего взамен.

«Три тысячи лет желаний» – это сказка для взрослых, успевших познать разочарование. Темы одиночества, измены, абьюза и болезненной зависимости от партнера сплетаются с магией джиннов и возможностью разрешить любую проблему всего одним желанием, что поднимает еще один вопрос картины: что такое реальность? На него зрителю предстоит ответить самостоятельно.

Подарив сказочной истории Алитии и джинна закрытый финал, Джордж Миллер оставляет нас размышлять, была ли она реальна или же все произошедшее – это выдумка самой Алитии, ее рукопись, ее история принятия себя такой, какая она есть, и обретение в этом долгожданного счастья. Любой из вариантов – или оба разом – становится достойным завершением картины, поскольку доводит главную героиню до конца трудного пути и дарует ее душе долгожданный покой.

Искусная операторская работа, полная кружащих пролетов камеры вокруг персонажей, яркие, реалистичные спецэффекты творящейся магии и нежный монтаж сочетаются с мягким, чарующим саундтреком, в котором совсем не узнаешь известного своими мощными композициями Junkie XL («Безумный Макс: Дорога Ярости», «Лига Справедливости Зака Снайдера»). Все это помогает погрузиться в творящееся волшебство, тогда как актерская игра Тильды Суинтон и Идриса Эльбы заставляет верить героям каждую секунду их экранного времени.

В оригинале «Три тысячи лет желаний» называется «Three Thousand Years of Longing» (схожесть с названием романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» здесь вряд ли случайна). «Longing» – это не только страстная жажда, но и тоскливое мечтание: о доме, о человеке, о чем-то, что тебе недоступно. Джордж Миллер показывает свой, не самый обычный и подчас метафорический, путь к избавлению от этой тоски, ставя зрителя перед размышлениями о том, сколько возможностей есть у каждого из нас, чтобы стать счастливым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте