search
main
0

Три святые профессии. Учитель, врач, воин

Московская средняя школа №1358 в Митино в прошлом году перешла в разряд школ с углубленным изучением иностранных языков. Три года она имеет статус экспериментальной площадки Российской академии образования, в 1996 году заняла второе место в окружном (СЗАО) конкурсе «Школа года», а в 1997 году ее директор Вячеслав ЖИВИЛИН стал победителем окружного конкурса «Директор года».

Школа небольшая – 760 детей и 64 учителя. 99 процентов выпускников 2005 года поступили в вузы или в средние специальные учебные заведения – это выше средних показателей по Митино. 45 процентов педагогов имеют высшую категорию, 35 процентов – первую категорию. Словом, школа во многих отношениях может быть отнесена к благополучным.

Беседа с директором началась с вопроса о том, почему ни учителя, ни представители администраций школ не торопятся высказываться в СМИ о национальном проекте «Образование»?

– А вы вообще-то много видели в СМИ выступлений школьных учителей или представителей школьной администрации, где бы комментировались решения исполнительных властей по поводу развития школы? – ответил вопросом на вопрос Вячеслав Живилин. По-моему, в нашем обществе интерес к проблемам школы больше академический, отстраненный, чем действенный. Признаться, и желания большого выступать нет. Все равно ведь повлиять ни на что не удастся…

– Не слишком пессимистично оцениваете статусное место школы в нашем обществе? Известнейший наш отечественный кинорежиссер Станислав Говорухин сказал очень точную фразу: «На Руси есть три святые профессии – учитель, врач и защитник Родины». Как видите, учитель на первом месте…

– Спасибо Станиславу Сергеевичу за столь высокую оценку. Мы, педагоги, тоже, кстати, очень высоко оцениваем его творчество. Так что любовь у нас взаимная. Но он ведь, если я не ошибаюсь, в исполнительную власть пока еще не входит?

– А я думаю, что и не пойдет, даже если предложат…

– Ну вот мы и вернулись к тому, с чего начали…

– В нацпроекте выдвинут тезис о том, что оценка труда учителя должна исходить из качества его работы, но не расшифровано, каковы критерии качества, по которым должна оцениваться работа учителя. Не могли бы вы пролить свет на это дело?

– Вопрос непростой. С одной стороны, качество работы учителя оценивается количеством отличных и хороших оценок. Но с другой стороны, я так понимаю, что речь идет о том, чтобы оценивать труд учителя еще по какой-то шкале. По какой? И кто будет оценивать? Администрация? Но я хорошо знаю, что классы бывают разные по составу, есть сильные и слабые. Один и тот же учитель добивается неодинакового результата в разных классах. И как прикажете администрации определять это качество? Так недалеко и до возникновения конфликтных ситуаций. Я думаю, что реальную квалификацию учителя определить, конечно, можно. Для этого и существуют категории и разряды, аттестация. Но думаю, что радикально решить вопрос о поднятии в общественном мнении статуса российского учителя можно, прежде всего подняв зарплату до достойного уровня. Надеюсь, что вопрос о качестве выйдет из заколдованного круга с повсеместным введением единого государственного экзамена. По результатам ЕГЭ можно будет более объективно судить о качестве работы школы. Ведь дети будут получать единые задания по всей стране, выполнять их в приблизительно равных условиях и, значит, должны будут показывать тот уровень знаний, которые они в школе получили.

– А как вы относитесь к его повсеместному введению?

– Как, наверное, и все практикующие педагоги, я отношусь к ЕГЭ очень осторожно. Здесь, на мой взгляд, ситуация не выглядит однозначной. Вообще сама идея ЕГЭ мне представляется позитивной. Но, регулярно общаясь с представителями вузов, я постоянно слышу от них, что из регионов дети приезжают со 100-процентными баллами по результатам ЕГЭ и нередко не выдерживают учебы в московских вузах, знания у них оказываются слабее в сравнении с московскими школьниками. Возникает вопрос: везде ли по-честному проходят эти экзамены?

И еще – у нас в педагогической среде возникает сомнение, везде ли готовы школы бескомпромиссно перейти на систему ЕГЭ?

– Хотелось бы вас как практика спросить вот о чем. Впервые за последние 15 лет глава государства выдвинул систему стимулов для улучшения профессиональной деятельности учителя. А какие еще шаги и меры в этом направлении могли бы предложить вы исходя из вашего личного опыта?

– Внутри педагогического коллектива работают люди, преданные своей работе, которые пришли в школу в 1980-х годах, когда была очередная реформа школы и были резко повышены зарплаты учителям школ. В то время началась информатизация в школах, и тогда даже инженеры с заводов приходили в школу, потому что там зарплата была выше, чем на заводах. Но потом ситуация стала меняться и совсем не в лучшую с точки зрения оплаты труда сторону.

Сейчас же положение таково, что российские учителя остались одной из тех категорий нашего общества, которые более всего обделены вниманием государства с точки зрения оплаты их труда. Естественно, учителя заинтересованы в материальном стимулировании своей деятельности…

– Прежде всего?

– Нет, не прежде всего. Деньги – важный элемент, который, конечно, сильно влияет на настроение учителя. И все же это только один из элементов общего подъема авторитета профессии. Учитель не менее, если не более, нуждается и в другом. Речь идет об огромной важности морального стимулирования труда учителя…

– Что вы имеете в виду?

– Например, присвоение званий, таких, как почетный работник, награждение грамотами Департамента образования, Министерства образования и науки, установление каких-то отличий и так далее. В принципе ведь все это есть, но используется крайне скупо. А многого и просто нет…

– Вы хотите сказать, что учителю в нашем обществе сильно недостает общественного признания?

– Да, авторитет профессии должен быть поднят. В том числе учитель, на мой взгляд, должен часто (не чаще, а часто) присутствовать в СМИ, в прессе, на радио, телевидении.

– Сейчас часто говорят, что школьники перегружены, что несоразмерно много им задают на дом. Но в некоторых западных странах домашних заданий не задают вовсе, при этом ребятишки весь день проводят в школе. Может быть, и нам пойти по такому же пути?

– Знаете, здесь нельзя решать, так сказать, с кондачка. Все зависит от заказа государства. Что государство хочет получить от школы? Какой институт школы государство хочет видеть? Ведь ни для кого не секрет, что в США, например, школы разные. Есть школы, которым поставлена задача забрать ребенка с улицы, поставить его в ситуацию, когда он находится под контролем общества, под присмотром. Как правило, перед муниципальными школами не ставится основной задачей дать ребенку хорошее, качественное образование…

Владимир КУЗНЕЧЕВСКИЙ, доктор исторических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте