search
main
0

Три ступени Гемини Их с удовольствием преодолевают студенты-колясочники

…Они танцуют. Ах, как красиво они танцуют! На девушках – белоснежные блузки, черные (похоже, бархатные) юбки, кружевные перчатки по локоть. А прически! То локоны, то нежные кудряшки… И лучезарные улыбки, кокетливо брошенный взгляд… Юноши, напротив, держатся солидно. А как же иначе: черные элегантные костюмы, у каждого на шее – бабочка. Это обязывает.
Сначала девушки устремились в танце к самому центру, потом медленно вернулись назад. Вслед за ними юноши проделали то же самое. В самом конце, образовав большой круг, они взялись за руки и поклонились – друг другу, залу, своим педагогам. Поклонились не в пояс, только слегка опустили головы и замерли. А когда подняли – в глазах их светилась радость.
Я никогда в жизни не видела такого танца! И на таком балу не была никогда. Это был бал, устроенный в чешском городе Брно для молодых людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все эти юноши и девушки танцевали, сидя в колясках…
…Да, так вот я ведь о том, каким счастьем светились их глаза, когда танец закончился. А тут уже зазвучала новая музыка, и новые пары протянули друг другу руки.
– Вы бы видели, как мы готовились к этому балу, – сказала Анежка Крживанкова. – Сначала все, конечно, обрадовались, когда услышали, что он будет. Потом многие испугались, справятся ли. (И все наши педагоги, и психологи много поработали над тем, чтобы снять этот страх). Затем мы начали репетировать, шить красивые наряды. Юбки для бала должны же быть длинными, а вдруг в спицы (в коляске) подол попадет?.. Думали и над этим. Но все преодолели. И победили – заняли первое место!
И получили потрясающую награду – возможность полетать на самолете! Теперь я попрошу вас только представить себе, что испытали в небе ребята, которые были бы замурованы в четырех стенах, если бы не наша школа.
Анежка Крживанкова – директор Школы Гемини для молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата. Гемини – означает близнецы. В этой школе учатся и здоровые ребята. А мы, кому в жизни повезло, и те, кому повезло значительно меньше, – в сущности близнецы. Как близнецы, все люди на Земле. Вот какую великую идею заложила Крживанкова в название своей школы. Ведь если мы все одинаковы, то и не чураться друг друга надо, не отмахиваться, а помогать.
Вообще-то Анежка (и все, кто в школе учится и работает) считает ее не обычной не потому, что в ней учатся здоровые и с нарушением здоровья, а потому, что это школа-созвездие. Полное созвездие состоит из нескольких звезд. Школа не просто учит, она объединяет здоровых и больных. Отдельная звезда может и погаснуть. Больной человек, замкнутый в своей комнате на себе и болезни, – угрюм и полон страхов. В созвездии каждая звезда сияет ярко!
У Анежки Крживанковой три высших педагогических образования. Сначала она закончила факультет русского языка и литературы и была учительницей в обычной общеобразовательной школе. А по соседству с ее квартирой двенадцать лет назад жил одинокий молодой человек, который передвигался в коляске. Когда Нежа (это ласковое сокращение) видела, как он мучается, поднимаясь по лестнице к себе домой, как чурается людей и помощи, она страдала вместе с ним. Все время думала, а как он принимает ванну? Как готовит еду? И, наконец… У него же есть сердце, а сердце не может биться без любви!
Сострадание подвигло ее круто изменить свою жизнь. Она оставила благополучную школу и стала создавать Гемини. А создавая ее в 1989 году, она поняла, что современные возможности не дают хороших шансов молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата в том, чтобы приобрести профессию и подготовиться к самостоятельной жизни. Особенно для тех, кто долго жил в специальных учреждениях и не имел возможности попадать в различные жизненные ситуации и находить решения, кто не жил в семье и не принимал участия в домашней работе, а также и тех, кто не знает, что такое работа общественная.
Эти цели и легли в основу создания концепции семейной школы. И еще одна мысль нашла свое отражение в идее Гемини. Если молодые люди не могут справиться с учебной программой специальных заведений, то здесь они получают возможность подтянуться, укрепить самостоятельность, уверенность и способность к более активной жизни, потому что их школа маленькая – в ней всего 50 человек от пятнадцати до тридцати лет, в каждом классе по пять-десять учеников (их вообще-то здесь называют студентами).
25 миллионов крон (100 крон – это 59 рублей) удалось достать директору Крживанковой на то, чтобы из старого детского сада на окраине Брно (рядом лес и воздух упоительный!) появилась школа-созвездие. Пять лет спустя она приобрела юридическую самостоятельность. Сегодня у школы много спонсоров и помощников. Родители платят 500 крон в месяц за питание и интернат (государству каждый студент, пребывающий здесь, обходится, конечно, во много раз дороже). Школа – заведение муниципальное, и определенную часть денег дает сам город. Однако директор подчиняется непосредственно министерству образования. И он в школе – один. Раньше же в таких заведениях их было два, другой подчинялся министерству социальной защиты, которое обязано заботиться об инвалидах. Такую школу-созвездие, наверное, не удалось бы создать при двойном подчинении. А теперь она есть!
Какова ее структура? Здесь три варианта обучения. Первый – средняя школа с длительностью обучения пять лет. Студенты изучают чешский и иностранный языки, математику, вычислительную технику, историю, юриспруденцию, психологию. По окончании сдают экзамены на аттестат зрелости и приобретают возможность реализовать себя на административной работе или поступить в институт. Второй вариант – трехлетняя семейная школа. Молодежь, кроме чешского и иностранного, математики и истории, изучает эстетику, семейное воспитание, рациональное питание, машинопись, основы биологии и общественных наук. На выпуске студенты сдают экзамены и могут работать в качестве различных помощников в здравоохранении, гостиницах, домработницами (надо сказать, что в Гемини учатся не только опорники, но и ребята с другими, более легкими нарушениями здоровья). Третий вариант – трехлетняя практическая школа. Главные предметы – чешский язык, биология, эстетика, ручной труд, физкультура. Основная цель: подготовка к самостоятельной жизни. Каждый, кто сюда приходит, выбирает вариант по душе и по силам, но переход не возбраняется.
– А кто из здоровых ребят учится в Гемини? – спросила я у Крживанковой. – Ведь это понятно, что не каждая семья отпустит своего ребенка к вам, если он сильный ученик.
– Согласна, не каждая. Но семья, где есть больной ребенок, отпустит к нам и своего здорового. Приходят и те, кто не может учиться в больших коллективах.
Молодым людям, которые учатся в Гемини, сидя в колясках, повезло еще и в том смысле, что в школе для них создана безбарьерная среда: есть не только пандусы, но и спускные умывальники, и зеркала (человек же сидит), подъемник в ванну, специальная ванная комната для водных процедур, водяной матрац и специальное кресло для расслабления. Все это способствует улучшению подвижности, помогает снять стресс, напряжение мышц.
А больше всего ребятам повезло в том, что педагоги в качестве своей особой задачи видят создание условий для радостной, счастливой жизни своих питомцев. Помните, я сказала, что Анежка Крживанкова имеет три образования? Так вот, второе и третье она получила для того, чтобы наилучшим образом помогать своим больным студентам (она, кстати, всех их называет детьми, деточками – даже тридцатилетних). Второе ее образование – учитель искусства, а третье – психологическое.
То, что студентам-колясочникам трудно физически, это одно, но гораздо труднее им бывает психологически. Прежде всего всякий серьезно больной человек несчастлив, замкнут, боится попросить о помощи. Он попросту не знает, как это сделать. Вот почему Нежа еще и психолог. Психолог и с детьми, и с коллегами. Но зачем ей еще и учителем искусства быть?
Вы знаете, что такое арттерапия? Верно! Это лечение искусством. Гемини не только школа-созвездие, но и школа-галерея. Молодежь так любит рисовать! Но она не просто рисует, она еще и изучает все то, что собирается нарисовать. Вот, скажем, взяли в школе тему “Старый Брно”. Сначала едут в старую часть города, потом читают книги по истории родного края, потом много обсуждают эту тему друг с другом и учителем. И, наконец… А душа-то все это время трудится, собственная беда отступает на второй план. Появляется ощущение свободы и радости. (И ведь темы-то какие придумывают. Вот, например, последняя: “Где ночуют бабочки”). Потом эти работы выставляются в артгалерее.

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Адрес школы: Чешская республика, 63800, г. Брно, ул. Вацуликова, 14. Писать на конверте надо так:
VACULIKOVA 14, 63800 BRNO SKOLY GEMINI.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте