Первого сентября маленький человек впервые переступит порог школы, в которой он проведет одиннадцать лет своей жизни. Очень важно, чтобы это время не прошло для ребенка даром, надо, чтобы каждый школьный день приносил ему что-то новое и интересное, давал работу для ума.
Мы с ребятами придумали игру под названием “Земля – наш общий дом”. Мы решили путешествовать по разным странам мира, знакомиться с их культурой и искусством. Дмитрий Лихачев говорил: “Искусство – ворота в чужие нам страны, к чужим людям, к другим народам. Благодаря произведениям искусства чужие для нас народы становятся своими. Искусство соединяет. Искусство борется с разобщенностью, которая все более и более завладевает миром”.
Посоветовавшись, мы решили отправиться в Китай и попытаться заглянуть в историю и культуру древней империи за Великой стеной. Замечательный китайский художник Ци-Бай-Ши говорил: “Я буду учиться, пока я буду дышать”. Вот и мы стали ходить по библиотекам, искать книги, читать их и все больше и больше узнавать об этой чудесной стране.
Первые помощники учителя – родители. Работа нашлась и для них. По всем знакомым и родственникам разыскивались нефритовые вазочки, веера, халаты, вышивки, картины. Вместе с родителями дети побывали на выставке “Китайские эмали”, которая открылась в Музее Востока. Папа одной из учениц в детстве увлекался искусством Китая и даже учил китайские иероглифы. Мы провели урок, посвященный китайской письменности, после которого дети могли читать самые простые иероглифы: река, человек, огонь, горы. Важно, что дети поняли: трудный китайский язык доступен для изучения, очень интересен, привлекателен и, кто знает, может, для кого-то станет будущей профессией.
Рисунки детей – одно из чудес, мимо которого нельзя пройти. Помочь детям выразить себя, показать их талант, подарить детям и их родителям праздник – вот цель, которую мы перед собой ставили. Сначала мы прочитали книгу о художнике Ци-Бай-Ши. Дети были поражены простотой и гениальностью этого мастера. Мы окунулись в мир, ранее незнакомый и неизведанный. Китайцы считают, что картины с изображением гор, полей, лесов и садов обладают способностью уводить человека от суеты, переносить его в чистый мир покоя и блаженства. Подражая китайским художникам, мы изготовили живописные свитки, на которых изображались цветы, травы, деревья, камни, птицы. Мы узнали, что китайская литература всегда была тесно связана с живописью. Мы пригласили гостей на открытый урок и назвали его “Три совершенства”. Так в Китае называли каллиграфию, поэзию и живопись. Гармоничное сочетание их считалось высочайшим мастерством. Обычно оно воплощалось в поэтическом пейзаже с вертикальной каллиграфической надписью в одном из углов картины. Мы решили, что будем рисовать красками на ткани. А когда рисунки были закончены, все гости были удивлены их яркостью, живостью и фантазией детей. Это были рыбы, птицы, священные китайские цветы – пионы. Самым трудным оказалось сочинение небольшого стихотворения к своему рисунку, но дети справились и с этим заданием.
Красный попугай весело поет
К себе в гости синекрылую
бабочку зовет.
К нему бабочка летит,
синекрылая летит
Он ее песенкой встречает.
Дина ТАЗЕТДИНОВА
Райские птицы хвост
распускают,
Своей красотой нас удивляют.
Маша МАНЯКИНА
Наши обычные уроки труда с аппликацией и вышиванием превратились в праздники китайского искусства. Мы узнали, как одевались китайцы, чем отличалась одежда богатого китайца от одежды бедняка. На уроках труда решили изготовить пояса для китайского костюма. Дети с увлечением подбирали цвет ткани, нитки для кистей, рисунки для аппликаций. Из старых маминых платьев и блузок с помощью утюга и полиэтиленового пакета дети сделали чудеса. Все двадцать восемь поясов красовались на классной выставке, поражая разнообразием. Из бумаги от старых календарей дети сделали веера, а когда собрали их вместе, то как будто стая невиданных разноцветных птиц приютилась на классном стенде. Для китайцев костюм никогда не был только делом вкуса. По костюму всегда определялось социальное положение носившего, дети представляли, что они богатые китайские чиновники, которые не занимаются физическим трудом и защищают свои длинные ногти при помощи специальных наперстков. Наперстки были сделаны из цветной фольги, но выглядели как настоящие.
У китайского дракона голова верблюда, рога оленя, глаза демона, чешуя рыбы, когти орла, лапы тигра, уши быка и длинные усы кошки. Он может стать маленьким, как шелковичный червь, или таким огромным, что накроет своей тенью весь мир. Такая трудная задача была поставлена перед детьми, когда из глины нужно было вылепить это существо. В то же время дети знали, что это не монстр, а вполне миролюбивое создание – воплощение мудрости, миролюбия, силы и доброты. Несколько уроков труда понадобилось, чтобы работа была закончена. В результате – великолепное произведение искусства, которое дети решили подарить своим родителям на Новый год.
Изделия китайских мастеров из керамики и фарфора свидетельствуют о том, что неустанный творческий дух человека в состоянии перебороть любые препятствия, с которыми сопряжено такое трудоемкое дело, как работа с глиной. Мы пытались подражать китайским гончарам и расписывали тарелки в традиционном китайском стиле. Дети работали с бумажными тарелочками как с настоящими фарфоровыми. Приближался Новый год, и мы решили встретить его по-китайски. Новый год для любого народа – это выражение человеческого стремления к счастью и достатку, попытка отвести от себя беды и несчастья, укрепить семейные узы. Мы были увлечены чтением и постановкой китайских сказок. Написанные много веков назад, они и сегодня поражают нас мудростью, юмором и оптимизмом. Сказки о богатых и бедняках, о лисе и тигре, о двух мышках были сыграны детьми.
Мы организовали маленький оркестр. В китайском оркестре очень распространены щипковые инструменты. Без них невозможно представить ни одной китайской музыки. Дети играли на цитре. Китайцы называют вариации ее звучания “крупным и мелким жемчугом, что падает на нефритовое блюдо”. В китайской опере ударные инструменты носят название “военный аккомпанемент”. У нас были маленькие барабанчики и медные тарелки. Под музыку этих инструментов дети исполняли танец дракона, которого сделали сами. Его голова и туловище держались на длинных палках, он был красиво украшен и возле новогодней елки выглядел великолепно. Девочки исполняли танец с веерами. Родители помогли сделать красивые костюмы. Наши родители съездили в китайское посольство и привезли книжку о китайском костюме. Глядя на иллюстрации, мы сделали костюмы для наших “танцовщиц-китаянок”. Во время праздника Нового года китайцы привязывают на головы детям красные ленточки, чтобы уберечь их от беды и болезней. Зрителям в зале были завязаны такие ленточки с пожеланиями счастья.
Праздник Фонарей приходится на пятнадцатый день первого месяца по китайскому лунному календарю, то есть сразу после Нового года. Это очень древний праздник, он отмечается в Китае со времен династии Хань (206 год до н.э.). К этому дню каждый китаец обзаводится своим собственным фонариком, чтобы принять участие в большой выставке фонарей. Каждый из ребят нашего класса сделал то же самое. Мы развешиваем фонари в классе и от каждого из них были в восторге. Это были фонари, сделанные из бутылок от “Пепси”, из коробочек “Рафаэлло” из бумаги, из пластмассовых баночек из-под кофе. А потом, когда все праздники закончились, мы не могли найти в себе сил, чтобы снять эти замечательные произведения искусства.
О Китае можно говорить бесконечно. Я как учитель бесконечно рада, что мои дети узнали столько нового. Дети знают, почему Китай называют страной изобретателей. Они узнали, как жили китайцы, как учились их дети, как трудна была в Китае карьера чиновника. Они узнали, кого защищало терракотовое войско, найденное в древнем захоронении, как китайцы ловили рыбу при помощи птиц. Дети удивлялись, узнав, что сунский император Тай-цзу любил играть в футбол со своими придворными. Ребята узнали, для чего существовал Великий шелковый путь и как строили Великую китайскую стену.
Вместе с детьми открывая для себя Китай, родители и учителя искренне полюбили эту прекрасную страну с ее трудолюбивым и мудрым народом. Мы уезжаем в новое путешествие. Нас ждет древняя цивилизация Египта. Конечно, узнать о Китае все мы не смогли – для этого не хватит целой жизни. Вот что говорят по этому поводу дети:
“Я узнала, что в Китае есть чай и порох. Еще мне понравились райские птицы, и, наверное, очень интересно гадать на черепахах”.
Настя Егорычева
“Я узнала, как в Китае сажали рис. Мне очень понравилось, как мы делали китайские пояса и картины”.
Женя Фогельсон
“Я узнал, что китаец должен знать 40000 иероглифов”.
Мойша Беляев
Н. ЗАБОЛОЦКИЙ писал: “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…”
Мы будем трудиться, читать, узнавать о новых странах и народах. Нельзя терять время, ведь китайский мудрец сказал: “Только глупец думает, что день – это длинная веревка”.
Ирина ТЕРЕНТЬЕВА,
учитель начальных классов школы N 875
Москва
Комментарии