search
main
0

Три сестры. Уже почти сто лет за крейсер «Аврора» выдают другой корабль?

В этой истории много параллельных линий-судеб: городов, кораблей, человеческих жизней и событий. Много совпадений, которые, как известно, не бывают случайными, особенно когда есть возможность оценить их с высоты прошедших лет.

…310 лет назад, когда Петр I закладывал город на Неве, строил флот и прорубал окно в Европу, на берегах реки Сайгон, что в далеком Южном Вьетнаме, тоже зарождался город, которому также надлежало связать свою страну с Европой, Америкой и всем миром. Теперь Хошимин – самый крупный мегаполис Вьетнама и так же, как наш Питер, вторая столица своей страны.«Аврора» – неизменный символ Санкт-Петербурга. Кажется невероятным, но есть основания утверждать, что город Сайгон имеет к этому символу самое непосредственное отношение.Богини русского флотаВ 1889-1900 годах были спущены на воду первые крейсеры Российского флота серийной постройки: «Паллада», «Диана» и «Аврора».Этим крейсерам достались не только необычные для кораблей 1-го ранга имена античных богинь, но и столь же необычные судьбы.Четыре года они исправно несли боевую вахту по охране стратегически важных участков водных границ России. Когда 9 февраля 1904 года японская эскадра неожиданно атаковала русский флот, стоявший в Порт-Артуре, среди кораблей, принявших бой, были «Диана» и «Паллада». «Аврора» подошла позднее, к Цусиме…Поражения следовали и на суше, и на море. Крепость Порт-Артур была взята в осаду. Защитникам крепости отступать было некуда, а флот получил приказ уходить. Чтобы вырваться из капкана, русская эскадра приняла бой в Желтом море. Удача улыбнулась не всем: часть судов погибла, часть в панике повернула обратно, к крепости.«Диана»Среди нескольких кораблей, которым удалось прорвать оцепление, была и «Диана». Но радость моряков вскоре сменилась тревогой и отчаянием: сначала раненая «Диана», получившая подводную пробоину, отстала от своих, а потом стало ясно, что угля до Владивостока не хватит. Капитан принял решение зайти в Сайгон для ремонта и пополнения запасов топлива. Там корабль был интернирован.«Паллада»«Палладу», постигла самая трагичная судьба. 25 ноября 1905 года корабль затонул во время обстрела в гавани Порт-Артура. После войны был поднят японцами и переоборудован в учебный корабль «Цугару», а позднее потоплен в качестве учебной мишени. Однако у «Паллады» появился шанс прожить еще одну жизнь: после войны на петербургской верфи была построена «Паллада» номер два. Но судьбу не обманешь. В 1914-м в Финском заливе немецкая подводная лодка U-26 ударила по крейсеру торпедой. Взрыв вызвал детонацию боеприпасов. Корабль мгновенно пошел ко дну, став братской могилой для 597 членов экипажа.«Аврора»…В последнем трагическом сражении Русско-японской войны – битве в Цусимской бухте, когда погибла почти вся русская эскадра, – участвовала только младшая сестра, «Аврора». Корабль получил 10 прямых попаданий снарядов, боролся с огнем, на судне было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий. Фотографии изуродованного легендарного крейсера обошли тогда все газеты и журналы мира и были растиражированы на почтовых открытках.Почти детективная историяПосле возвращения на Родину «Диана» несла службу на Балтийском море. «Аврора» – на Средиземном. В 1916-м они встретились снова – вместе участвовали в Моонзундской операции. И в Февральской революции, которую сейчас принято называть переворотом.Вот с того периода история этих двух кораблей начинает принимать детективный характер. Но расследовать ее начнут лишь в 1984 году, когда в ходе плановой реставрации корабля-музея обнаружатся странные и загадочные обстоятельства.Первой сенсацией стало отсутствие у «Авроры» закладной доски, которая для корабля – как паспорт для человека. На ней указывают дату закладки (рождения) судна, его название, технические параметры. Со своей закладной доской, которую намертво закрепляют в корпусе, корабль не расстается ни при каких условиях. Но реставраторов ждал еще один сюрприз. При тщательном осмотре корпуса судна на нем не было обнаружено никаких следов многочисленных повреждений и пробоин, которые «Аврора» получила в Цусимском сражении. Эти факты были настолько ошеломляющими, что историки морского флота незамедлительно начали собственное расследование. Так возникла версия, что легендарная «Аврора» на самом деле – ее сестра «Диана», переждавшая самые жестокие бои в Сайгоне и оставшаяся благодаря этому почти невредимой.Были обнаружены документы, из которых следует, что «Аврора» с 1916 по 1922 год в связи с технической изношенностью находилась в доке на мертвом якоре, а «Диана» в октябре 1917 года как раз стояла на Неве. Именно ее, считают некоторые ученые, и подтянули к Зимнему дворцу, чтобы произвести исторический холостой выстрел.Остается ответить на вопрос: зачем «Диану» назвали «Авророй»? Ответ очевиден: «Аврора» как заря новой жизни звучит более торжественно и символично, чем «Диана»-охотница.Из забвенияСледующие четыре года о славных боевых кораблях никто не вспоминал, и они медленно ржавели: «Диана» – в Кронштадте, «Аврора» – в одном из петроградских доков. Но вот в 1922 году по личному указанию Льва Троцкого решено было восстановить легендарную «Аврору», а «Диану» разобрать на металлолом. Техническое состояние крейсера-«двойника» было намного лучше, и исполнители государственного указа сочли, что не будет большим грехом подменить один корабль другим, а чтобы у дотошных потомков не возникало лишних вопросов, с судов были сняты закладные доски. Так настоящая «Аврора» пошла на переплавку, а «Диана», взяв гордое имя сестры, застыла у Петровской набережной…1984-йВ этой непростой и неоднозначной истории есть еще одно совпадение. Это дата – 1984 год. В России пытаются ответить на вопрос: «Где настоящая «Аврора»?», а в далеком Вьетнаме, в городе Хошимине, во время переоборудования старого кладбища обнаруживают останки русских моряков с интернированного в 1904 – 1905 гг. крейсера «Диана». Вечный покой на вьетнамской земле обрели Илья Грибанов, ведавший на корабле пищевым довольствием, старший машинный содержатель Егор Козлов, кочегары Илья Слюсаренко и Степан Довгалюк, машинист 1-й статьи Николай Волгин, матросы Игнатий Нигериш и Назар Мартынов и минный машинист крейсера «Кубань» Алексей Мамонтов.Они бы предпочли погибнуть в честном бою, но судьба не сделала им такого подарка. Военные моряки умерли на чужбине от ранений, тропических болезней и тоски по Родине…Почти через восемьдесят лет останки героев были с воинскими почестями перезахоронены на новом кладбище Лай-Тхиеу. Через год на добровольные пожертвования моряков на братской могиле был сооружен памятник, по форме напоминающий корабль. С тех пор в дни государственных праздников поклониться могиле и возложить венки приезжают все сотрудники Генерального консульства РФ, учителя и ученики маленькой консульской школы, представители всех российских организаций, работающих в Хошимине.ПослесловиеСправедливости ради надо сказать, что у версии о подмене корабля-легенды больше противников, чем сторонников. Но, собственно, это и не главное. Ведь история не была бы Историей, если бы не хранила в себе тайны, которые хочется разгадать. Если бы не было завесы романтики, за которую хочется заглянуть. И еще – разгадка этой тайны и установление истины ничуть не умаляют героического прошлого ее участников: и людей, и кораблей.Историческая справкаВ 1898 году правительство России арендовало у Китая на 25 лет часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром для строительства участка Транссибирской магистрали. У Японии были свои интересы в этом регионе, и она все решительнее заявляла о намерении любой ценой вытеснить оттуда Россию. Так началась печально знаменитая Русско-японская война 1904-1905 годов, стоившая России южной части Сахалина, арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, а также пятидесяти с лишним тысяч человеческих жизней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте