Сегодня мы обсуждаем сложную с психолого-педагогической точки зрения проблему. Как воспитывать детей, родившихся в одно и то же время? Ученые спорят до сих пор.
Трудно ли воспитывать тройняшек? Иные родители и с двумя близнецами едва справляются, а в семье Войтенко растут три девочки: Соня, Настя и Маша. Их мама, Лариса Геннадьевна, утверждает, что особых трудностей не испытывает:
– Нам в тысячу раз легче, нежели тем родителям, у которых трое детей разного возраста. У нас одинаковый режим. Мы все одновременно отправляемся в школу и возвращаемся обратно, все вместе ходим в студии и кружки.
В дошкольном возрасте девочки занимались английским языком, рисованием, теннисом, танцами, пели в хоре. Когда сестры начали учиться, количество кружков пришлось сократить, остались только танцы и хор. Эти занятия нравятся всем троим, но во всем остальном они проявляют свою индивидуальность. Их воспитывают не всех вместе, а каждую в отдельности.
– Я разделила девочек с самого рождения, – рассказывает Лариса Геннадьевна, – с младенчества по-разному одевала, приучала реагировать только на свое имя. Каждой из них уделяем примерно одинаковое количество времени.
В полтора-два года Соня, Настя и Маша уже самостоятельно выбирали себе одежду. Причем в магазин их возили и возят не всех одновременно, а по одной. Девочка получает то, что именно ей, а не сестрам или родителям нравится. У каждой свой шкафчик, свои игрушки. На день рождения девочки заказывают индивидуальные подарки. И не бывает такого, чтобы кто-то из сестер завидовал другой или предъявлял претензии родителям, что у кого-то подарок лучше.
Соперничества или конкуренции между девочками тоже нет, есть только стремление добиться таких же высоких результатов, как и у остальных.
В школе №118, где девочки учатся, программа такая сложная, что за старание и хорошее поведение каждую неделю ученикам выдают медаль. Если одна из сестер получила такую медаль, то две другие приложат все усилия, чтобы тоже заслужить такую же награду.
Сестры очень привязаны друг к другу, хотя и отличаются по характеру и темпераменту. Настя – сангвиник, Соня – холерик, а Маша – меланхолик. Две сестрички – Маша и Соня – творческие натуры, они часто играют вдвоем. Например, придумывают новый сюжет для домашнего спектакля. А Настя очень серьезная, она часто сидит где-то в уголке и с увлечением читает книги, листает энциклопедию, научную литературу.
Кстати, в подготовке домашних спектаклей участвуют все три сестры, они придумывают сюжет, делают костюмы, декорации, распределяют роли. Спектакль обычно сопровождается танцами и пением. А зрители – папа, мама и бабушка. Последний свой спектакль они назвали «Добро побеждает зло».
В свои девять лет девочки хорошо развиты, много читают, отлично учатся. И уже строят планы на будущее. Настя любит строить домики и сначала хотела быть архитектором, а когда посмотрела телевизионный фильм «Плесень», решила стать доктором биологических наук, чтобы защищать людей от всяких эпидемий.
Соню привлекает профессия дипломата. А когда ей сказали, что дипломаты обычно знают несколько языков, умеют договариваться в сложных ситуациях и отличаются отличным здоровьем, девочка изъявила желание учить испанский язык, работать над собой – быть более сдержанной, уступчивой и повышать иммунитет, потому что нередко простужается. Она начала делать гимнастику по системе Стрельниковой, перестала есть мороженое. И если кто-то ее угостит, она тут же бежит к маме и говорит: «Возьми, пожалуйста, мне ведь нельзя». А вот Маша хотела бы работать, как мама, врачом.
Конечно, профессиональные пристрастия каждой из сестер вполне могут измениться, однако очень важно, что они уже во втором классе задумываются о своем будущем, отличаясь при этом завидной целеустремленностью.
Настя, Соня и Маша умеют многое делать своими руками. Когда им было пять лет, их начали привлекать к домашнему труду. Помогать взрослым по хозяйству в 5-6 лет – для детей это во многом игра, подражание старшим. Все они делают с усердием и удовольствием. И это удовольствие, получаемое от труда, останется с ребенком на всю жизнь.
По выходным вся семья Войтенко занимается уборкой. Каждый выбирает свой участок, который ему по душе. Маша, самая хозяйственная из сестер, помогает на кухне. Она умеет и любит готовить. А еще Маша гладит белье, стирает детские вещички. Если случается остаться в квартире одной, она обязательно будет наводить порядок.
Метод воспитания тройняшек в семье Войтенко – «разделять» детей с самого рождения, но не властвовать над ними, а давать каждой девочке в отдельности возможность свободно развиваться, не навязывать им своего мнения, не сковывать их инициативу, – по мнению многих психологов, наиболее приемлем в подобных ситуациях.
Комментарии