search
main
0

Три психологических техники экологичного проживания негативных эмоций: рекомендации для современного учителя

В профессии учителя много сложных ситуаций. Педагоги хорошо образованны, начитаны, этичны. Но многочисленные взаимодействия с учениками, коллегами, родителями учеников приводят к усталости и накоплению негативных эмоций. Накапливаемые эмоции в ряде случаев нельзя подавлять или деструктивно обрушивать на других, тех, кто в этом не виноват.

Фото: ru.freepik.com

Избавляться от них нужно также экологично, как от отходов производства. Если этого не сделать, отношения педагога с другими ухудшаются. В итоге наступает эмоциональное выгорание и уход из профессии.

Рассмотрим на примере двух эмоций – гнева и злости. Чтобы они не разрушали вашу психику, применяйте конкретные психологические техники. Можно попробовать на себе все, но в итоге оставить те, которые подходят именно вам.

Испытывать гнев или злость нормально. Главное, проживая их, проявляя, нужно не подавлять, а экологично проживать, только в этом случае их можно контролировать.

  1. Техника «Узнай и назови свою эмоцию»

Феномен человека в том, что в норме он стремится быть хорошим, а не плохим. Посмотрите на себя в зеркало в такие моменты. Каким вы себя увидели? Вы себе таким нравитесь или нет? Запомните, как внешне выражена у вас эта эмоция. В следующий раз вы ее узнаете и не испугаетесь. Она у вас есть и она вот такая.

Конструктивнее не подавлять, а осознавать гнев или злость как сильные эмоции. Назвать ее своим именем. При возникновении злости сказать себе: «Я злюсь и имею на это право».

Этот шаг нужен для тех, кому объясняли с детства, что злиться плохо, а если ты проявляешь злость, значит сам плохой.

Следующий шаг или техника – пропустите эмоцию через тело. Пропуская, мы, наконец, от нее избавляемся.

  1. Техника «Уходи, гнев».

Негативные эмоции легко выходят через тело. Это как «выпустить пар» из чайника или через танцевальные движения. Даже просто через постукивание ногой или рукой о землю она уходит от вас. Важно почувствовать, как с каждым ударом ногой о землю эмоция уходит в нее. Можно опустить руки в песок или в землю (например, пересаживая цветы в горшках) и ощутить, как туда перемещается вся негативная энергия.

Если ситуация требует выхода прямо сейчас, используем следующие техники.

Вспомните, когда кто-то пробегал мимо вас и нечаянно задевал вас плечом. Вам становилось больно или обидно. Выход из таких ситуаций хорошо осуществлять через гнев. Гнев даже сильнее страха.

Шаги правильного выражения гнева такие: почувствовали эту эмоцию, обозначили ее нейтральными словами (не обидными для другого, а то и с юмором) типа «Не толкайтесь!» «Протестую»! и т.д. Запомните, что высказывать гневные слова нужно нечасто, чтобы способность гневаться не стала частью характера человека.

  1. Используем технику «Выхода эмоций».

Цель: не застревать в воспоминаниях об обидной ситуации. Не задерживаться на ней, переживая снова и снова. Мнительность – плохая черта характера и она не про характер современного учителя, верно? Кто-то пробежал, вы крикнули вслед, выплеснули эмоции и забыли.

При появлении эмоций гнев может засорить организм, если его оставить в себе, то есть подавить и не высказать, а не избавиться от него. Получается, подавление гнева – это плохо, организм пострадает. Выплескивать его на других может быть небезопасно для человека. Это подобно производству продуктов, когда отходы в самом продукте не оставляют, а экологично для окружающей природы утилизируют.

Деструктивно переносить гнев на других, невиновных, всех, кто оказался «под рукой» (семья, дети, собака), а не на того, кто реально вас прогневал (руководитель, коллега, прохожий).

Это их травмирует и побуждает, в свою очередь, переносить подсознательно принятую эмоцию на других, тоже невиновных. И так до бесконечности.

Если ваши отношения с человеком долгосрочные

Есть кратковременные ситуации, а есть те, которые требует работы над ними, анализа, понимания результатов. Так работают над перспективой долгосрочных отношений с человеком, которому нужно уделять внимание.

Скажем, вам дали классное руководство. Отношения с классом могут быть длительными, поэтому просто сказать вслед пару слов недостаточно. Нужно поговорить с классом о положительных, эффективных взаимоотношениях. Применить правила активного слушания. Научить школьников искусству слышать друг друга. Но об этом в другой статье.

Важная информация

Экологичность во всем, проявление экологичности к себе и к другим стало модными словами, трендом.

Экологичное отношение к себе предполагает сбалансированный учет своих эмоций, общего внутреннего состояния, качества жизни, раскрытие потенциала. Такое развитие человека, устойчивое, стабильное, возможно лишь когда мы управляем собственным развитием и ростом.

Негативные эмоции не дают человеку жить. Они его разрушают физически и морально. Опустошают. После огромной силы разрушающих психику эмоций человеку часто не остается сил даже на основные потребности. Под такими эмоциями и эмоциональными состояниями подразумевают как сильные, ярко окрашенные и заметные для окружающих, например, гнев, злость, ненависть, так и менее заметные для других, но, тем не менее, такие же негативные и разрушающие собственную психику – это уныние, депрессия и другие.

Проживание эмоций крайне необходимо для сохранения психического здоровья человека. Понимание этого не зависит от моды на экологичность; так считали всегда, это оставалось актуальным, независимо от времени.

Зачем эмоции нужно проживать? Случится ли что-нибудь, если не проживешь? Вообще, проживать – это как? Как поймешь, прожил ли, то есть пережил ли эмоцию или нет? Ответим на эти вопросы по порядку.

Принцип ответственного отношения к себе точно также, как в экологии – науке о породе, ее сохранении. При экологичном отношении к себе предполагается сбережение личностных ресурсов, повышение своей эффективности, защита себя как экосистемы. Системный научный взгляд на проблему экологичного отношения к себе помогает рассмотреть ее разные стороны.

Поэтому нужна экологичность в проявлении негативных эмоций. Если этого не придерживаться, произойдет обратное, похожее на выбросы эмоций, подобно отходам производства, недопустимых при ответственном отношении к окружающей среде.

Таким образом, экологичность – не дань моде.

Она стала насущной потребностью педагога, чью психику без конца засоряет информационный поток эмоций. От него хочется очиститься. Стать чище, сделать сознание и психику чище.

Экология – она и о природе человека. Ведь человек – важная часть природы. Честь, совесть, чистота, ясный взгляд, незамутненное в потоке дел сознание – вот чем отличается экология человека и экологичность его эмоций.

Ранее Ирина Колиниченко рассказывала о преодолении барьеров непонимания при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Колиниченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Ведущая рубрики «Психологическая мастерская» в газете «Мой профсоюз».

Психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ), а также тренингов для подростков и взрослых в образовании, в том числе тренинга личностного роста, тренингов общения, уверенности в себе. Участник многих проектов краевой организации Профсоюза образования (выступления).

Диплом победителя общероссийского конкурса-акции «Я в профсоюзе», участник Всероссийского конкурса рефератов профсоюзного актива.

Опыт руководящей деятельности в научно-практическом центре «Social Excellence» («Социальное совершенство» (в настоящее время) и научно-образовательной инновационной лаборатории «Технологии развития личности средствами организационной психологии» ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Долгое время работала как педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аист».

Исследовательская деятельность в области психологии. Автор монографий, учебных и учебно-методических пособий по психологии для студентов и преподавателей университетов. Участник всероссийских, зарубежных и региональных научных, научно-практических конференциях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте