В профессии учителя много сложных ситуаций. Педагоги хорошо образованны, начитаны, этичны. Но многочисленные взаимодействия с учениками, коллегами, родителями учеников приводят к усталости и накоплению негативных эмоций. Накапливаемые эмоции в ряде случаев нельзя подавлять или деструктивно обрушивать на других, тех, кто в этом не виноват.
Избавляться от них нужно также экологично, как от отходов производства. Если этого не сделать, отношения педагога с другими ухудшаются. В итоге наступает эмоциональное выгорание и уход из профессии.
Рассмотрим на примере двух эмоций – гнева и злости. Чтобы они не разрушали вашу психику, применяйте конкретные психологические техники. Можно попробовать на себе все, но в итоге оставить те, которые подходят именно вам.
Испытывать гнев или злость нормально. Главное, проживая их, проявляя, нужно не подавлять, а экологично проживать, только в этом случае их можно контролировать.
- Техника «Узнай и назови свою эмоцию»
Феномен человека в том, что в норме он стремится быть хорошим, а не плохим. Посмотрите на себя в зеркало в такие моменты. Каким вы себя увидели? Вы себе таким нравитесь или нет? Запомните, как внешне выражена у вас эта эмоция. В следующий раз вы ее узнаете и не испугаетесь. Она у вас есть и она вот такая.
Конструктивнее не подавлять, а осознавать гнев или злость как сильные эмоции. Назвать ее своим именем. При возникновении злости сказать себе: «Я злюсь и имею на это право».
Этот шаг нужен для тех, кому объясняли с детства, что злиться плохо, а если ты проявляешь злость, значит сам плохой.
Следующий шаг или техника – пропустите эмоцию через тело. Пропуская, мы, наконец, от нее избавляемся.
- Техника «Уходи, гнев».
Негативные эмоции легко выходят через тело. Это как «выпустить пар» из чайника или через танцевальные движения. Даже просто через постукивание ногой или рукой о землю она уходит от вас. Важно почувствовать, как с каждым ударом ногой о землю эмоция уходит в нее. Можно опустить руки в песок или в землю (например, пересаживая цветы в горшках) и ощутить, как туда перемещается вся негативная энергия.
Если ситуация требует выхода прямо сейчас, используем следующие техники.
Вспомните, когда кто-то пробегал мимо вас и нечаянно задевал вас плечом. Вам становилось больно или обидно. Выход из таких ситуаций хорошо осуществлять через гнев. Гнев даже сильнее страха.
Шаги правильного выражения гнева такие: почувствовали эту эмоцию, обозначили ее нейтральными словами (не обидными для другого, а то и с юмором) типа «Не толкайтесь!» «Протестую»! и т.д. Запомните, что высказывать гневные слова нужно нечасто, чтобы способность гневаться не стала частью характера человека.
- Используем технику «Выхода эмоций».
Цель: не застревать в воспоминаниях об обидной ситуации. Не задерживаться на ней, переживая снова и снова. Мнительность – плохая черта характера и она не про характер современного учителя, верно? Кто-то пробежал, вы крикнули вслед, выплеснули эмоции и забыли.
При появлении эмоций гнев может засорить организм, если его оставить в себе, то есть подавить и не высказать, а не избавиться от него. Получается, подавление гнева – это плохо, организм пострадает. Выплескивать его на других может быть небезопасно для человека. Это подобно производству продуктов, когда отходы в самом продукте не оставляют, а экологично для окружающей природы утилизируют.
Деструктивно переносить гнев на других, невиновных, всех, кто оказался «под рукой» (семья, дети, собака), а не на того, кто реально вас прогневал (руководитель, коллега, прохожий).
Это их травмирует и побуждает, в свою очередь, переносить подсознательно принятую эмоцию на других, тоже невиновных. И так до бесконечности.
Если ваши отношения с человеком долгосрочные
Есть кратковременные ситуации, а есть те, которые требует работы над ними, анализа, понимания результатов. Так работают над перспективой долгосрочных отношений с человеком, которому нужно уделять внимание.
Скажем, вам дали классное руководство. Отношения с классом могут быть длительными, поэтому просто сказать вслед пару слов недостаточно. Нужно поговорить с классом о положительных, эффективных взаимоотношениях. Применить правила активного слушания. Научить школьников искусству слышать друг друга. Но об этом в другой статье.
Важная информация
Экологичность во всем, проявление экологичности к себе и к другим стало модными словами, трендом.
Экологичное отношение к себе предполагает сбалансированный учет своих эмоций, общего внутреннего состояния, качества жизни, раскрытие потенциала. Такое развитие человека, устойчивое, стабильное, возможно лишь когда мы управляем собственным развитием и ростом.
Негативные эмоции не дают человеку жить. Они его разрушают физически и морально. Опустошают. После огромной силы разрушающих психику эмоций человеку часто не остается сил даже на основные потребности. Под такими эмоциями и эмоциональными состояниями подразумевают как сильные, ярко окрашенные и заметные для окружающих, например, гнев, злость, ненависть, так и менее заметные для других, но, тем не менее, такие же негативные и разрушающие собственную психику – это уныние, депрессия и другие.
Проживание эмоций крайне необходимо для сохранения психического здоровья человека. Понимание этого не зависит от моды на экологичность; так считали всегда, это оставалось актуальным, независимо от времени.
Зачем эмоции нужно проживать? Случится ли что-нибудь, если не проживешь? Вообще, проживать – это как? Как поймешь, прожил ли, то есть пережил ли эмоцию или нет? Ответим на эти вопросы по порядку.
Принцип ответственного отношения к себе точно также, как в экологии – науке о породе, ее сохранении. При экологичном отношении к себе предполагается сбережение личностных ресурсов, повышение своей эффективности, защита себя как экосистемы. Системный научный взгляд на проблему экологичного отношения к себе помогает рассмотреть ее разные стороны.
Поэтому нужна экологичность в проявлении негативных эмоций. Если этого не придерживаться, произойдет обратное, похожее на выбросы эмоций, подобно отходам производства, недопустимых при ответственном отношении к окружающей среде.
Таким образом, экологичность – не дань моде.
Она стала насущной потребностью педагога, чью психику без конца засоряет информационный поток эмоций. От него хочется очиститься. Стать чище, сделать сознание и психику чище.
Экология – она и о природе человека. Ведь человек – важная часть природы. Честь, совесть, чистота, ясный взгляд, незамутненное в потоке дел сознание – вот чем отличается экология человека и экологичность его эмоций.
Ранее Ирина Колиниченко рассказывала о преодолении барьеров непонимания при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторе
Колиниченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Ведущая рубрики «Психологическая мастерская» в газете «Мой профсоюз».
Психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ), а также тренингов для подростков и взрослых в образовании, в том числе тренинга личностного роста, тренингов общения, уверенности в себе. Участник многих проектов краевой организации Профсоюза образования (выступления).
Диплом победителя общероссийского конкурса-акции «Я в профсоюзе», участник Всероссийского конкурса рефератов профсоюзного актива.
Опыт руководящей деятельности в научно-практическом центре «Social Excellence» («Социальное совершенство» (в настоящее время) и научно-образовательной инновационной лаборатории «Технологии развития личности средствами организационной психологии» ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Долгое время работала как педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аист».
Исследовательская деятельность в области психологии. Автор монографий, учебных и учебно-методических пособий по психологии для студентов и преподавателей университетов. Участник всероссийских, зарубежных и региональных научных, научно-практических конференциях.
Комментарии