Процесс миграционной политики ставит перед московским образованием вопросы о продуманной и эффективной деятельности школ в области интеграции и личностного развития детей, для которых русский язык не является родным. Социализация таких ребят имеет некую специфику и проблематику, им приходится адаптироваться к условиям новой среды, что приводит к необходимости походить на сверстников иной для них культуры и внешним видом, и языком, и даже мыслями. Как результат возникает противоречие между ценностями и нормами, институтами социализации (в детском саду и школе учат одному, а дома – другому), неразрешение которого может привести к внутренней дисгармонии.
Анализ сложившейся ситуации убеждает коллектив нашей школы в необходимости оказывать ребенку квалифицированную помощь в процессе вхождения в мир людей другой языковой культуры.Родители не всегда способны объяснить ребенку, что полезно знать много языков, чтобы уметь разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам. А у педагогов нет времени на раздумья, необходимы конкретные формы обучения и воспитания. И мы готовы их предложить!В школе №998 создано поликультурное образовательное пространство, способствующее созданию возможностей для личностного развития ребенка, оно представлено тремя программами успеха. Особое место занимают социально ориентированные и дополнительные общеразвивающие программы, в содержательной части которых важно указать способы взаимодействия с семьями обучающихся, основываясь на триаде «педагог – ребенок – родитель», с применением современных методов дополнительного образования и внеклассной работы. (См. схему.)Социально ориентированные программы и проекты, направленные на развитие навыков межличностного общения, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих на фоне языкового барьера. Их содержание базируется на использовании этнологических знаний в разнообразных формах: тематические фестивали, праздник «Широкая Масленица», конкурсы чтецов, экскурсии с элементами исследовательской деятельности по программе «Музеон», волонтерство в работе школьного поликультурного музея «Содружество», а также «Наследие», «Русская старина». Такая деятельность способствует формированию позитивных коллективных отношений, повышению учебной активности.Дополнительные общеразвивающие программы, в которых используется культурно ориентированный стиль работы с обучающимися, через разноплановые спецкурсы, объединения дополнительного образования, например: «К тайнам слова», «Текст. Стилистика. Грамматика», «Уроки словесности», «Проба пера», «Русская словесность», «Риторика». Такие программы ориентированы на расширение жизненного и языкового пространства. Школьники вовлечены в досуговую и внеклассную деятельность, представленную интересными событиями и креативными проектами: «Парк равных возможностей», «Неделя права и профориентации», выставка творческих работ «Наша большая планета». Создание особой психологической среды при естественной атмосфере общения способствует успешному формированию личности ребенка, для которого русский язык не является родным.Валентина АФРИНА, заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию школы №998
Комментарии