В конкурсе «Лучшие школы России» принимали участие четыре московские школы. Первой в борьбу вступил лицей информационных технологий №1537. Команда лицея во главе с Татьяной Труновой представила уникальную систему удаленной обработки информации «Лицей: учебный процесс». Речь шла о том, как такая система позволяет хранить и просматривать информацию об учебных предметах и расписание занятий, общие сведения об учениках, вступать в диалог с родителями, учитывать успеваемость и посещаемость учеников и многое другое. Выступление было очень серьезным, понятно, что за коротким сообщением – большая работа. Лицей настолько уже ушел в будущее, что, к сожалению, жюри, большая часть которого живет днем сегодняшним, не смогло по достоинству оценить представленное им. Как и презентацию опыта гимназии №1544.
Команда гимназии выступала без своего лидера – директора Натальи Коробовой, которая по объективным причинам не могла участвовать в конкурсе. Но это не значит, что команда не смогла достойно представить работу своего образовательного учреждения. Сегодня очень редко о педагогических коллективах говорят как о коллективе интеллигентов в самом высоком смысле этого слова. В этом случае смело можно утверждать, что выступление на конкурсе команды гимназии было выступлением именно настоящих интеллигентов. Основная идея в работе гимназии чрезвычайно важна – это «Русская культура как основа развития личности и окно в мир». Окно в мир открывать сложно, ведь нужно не только открыть символическую створку, не только выглянуть и увидеть что-то интересное в мире, но еще и себя представить самым достойным образом. Педагогический коллектив гимназии все это делает умно и умело, участвуя в Международной программе ЮНЕСКО «Модель миротворчества ООН – сеть школ мира», работает в рамках экспериментальной площадки по выявлению этнокультурного компонента в предметных областях знаний. Можно сказать, что интеллигентность и погубила команду в глазах жюри: когда перед ними одни конкурсанты сыпят сплошь мудреными, как бы научными терминами, а другие пускаются в пляс, очевидно, трудно разглядеть истинные инновации и услышать главное в спокойном изложении. Впрочем, изначально было понятно: четыре места в десятке лучших школ России москвичам получить нереально. Большой победой стало то, что два места были заняты московскими школами. Цену этой победы нужно понимать.
Гимназии №1569 «Созвездие» пришлось рассказывать о своей работе в первый день, почти в конце, вечером. Все устали, жюри уже теряло интерес к происходящему, а команде гимназии во главе с Ириной Фокиной нужно было не просто обратить внимание на опыт своей работы, но и добиться выставления высоких баллов. Своей цели команда добилась. А как было не добиться, ведь это уникальное учебное заведение, работающее с одаренными детьми или, точнее, с детской одаренностью. Тут удовлетворяют индивидуальные образовательные потребности детей не только в классе, но и во внеурочное и каникулярное время, в рамках дополнительного образования. Одна из сильных составляющих работы – тщательно и продуманно выстроенная система психологической поддержки, которая позволяет школьникам достигать высоких показателей в учебе, в проектной и исследовательской деятельности. Выступление, можно сказать, заворожило всех: и жюри, и участников конкурса, которые сидели в зале и ревниво оценивали работу конкурентов. Кстати, конкуренция была очень высокой: среди участников конкурса были школы, которые дважды побеждали в нацпроекте «Образование» и даже в прошлых конкурсах «Лучшие школы России», как, к слову, и гимназия №1518. Но в отличие в гимназии №1518, уже все доказавшей и высоко оцененной, этим школам почему-то потребовалось снова доказывать, что они – лучшие, и на кону для них было поставлено многое, непобеда была бы чем-то сокрушительным, поэтому и эти участники весьма придирчиво и пристрастно относились к презентациям остальных школ. Но после выступления команды «Созвездия» было понятно – перед нами несомненный лидер.
Точно так же можно было сказать и о выступлении команды центра образования №696 «Класс-Центр». Обычно спокойный директор Сергей Казарновский на это раз волновался ужасно. Дело в том, что эта школа очень творческая, но показывать сцены из спектаклей или играть джаз команда не могла, как и говорить заумными фразами о своей работе по созданию творческой среды для учеников, педагогов и родителей. Поэтому выступление команды под руководством Казарновского стало презентацией творческой педагогической позиции, подкрепленной рассказом о работе общеобразовательной, музыкальной и драматической школ одновременно, реализации множества специальных образовательных и воспитательных программ. Школу Казарновского частенько называют театральной школой, однако на конкурсе в очередной раз выяснилось, что в театральные вузы поступают единицы, а в основном выпускники выбирают ведущие серьезные и далеко не творческие вузы, но преуспевают там в учебе, потому что школа воспитала и выработала навыки творческого отношения к тому делу, которым занимаешься, независимо от того, к какой области это дело относится – к банковской, научной или международной. И в этом случае было понятно, что в конкурсе участвует очень сильная инновационная школа, и было бы просто смешно и несправедливо, если бы жюри по достоинству не оценило и эту силу, и эту инновационность.
В то время, как Казарновский презентовал свою работу, этажом выше шел другой конкурс – «Лидеры в образовании», в котором участвовала одна москвичка – директор школы №1903 Галина Аникина. Галине Ивановне пришлось очень трудно, ведь с ней в номинации «Лидеры общего образования» соревновались два сильных директора из Ульяновской и Ростовской областей, но Аникина справилась с испытанием достойно. Мало того, что она двенадцать лет назад, по сути, выстроила новое здание школы. Все годы она выстраивает модель учебного заведения, ведет экспериментальную работу, организует «школу полного дня». Галина Ивановна представила жюри автореферат своей кандидатской диссертации, и члены жюри смогли убедиться, что такое настоящая педагогическая наука и как она нужна, если напрямую связана с реальной педагогической практикой.
В понедельник, 19 ноября, в Кремлевском дворце должны были огласить результаты конкурса. Действо называлось «Форум лидеров». Как всегда, все было организовано из рук вон плохо. Завозить участников торжественного мероприятия – победителей конкурса инновационных школ, учреждений профессионального образования, инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование» – начали с одиннадцати часов дня. Обещали, что покажут выставку и будет интересно. Многие региональные делегации ехали всю ночь, чтобы поучаствовать в празднике, поэтому устали сильно, но пришлось им в ожидании начала в течение четырех часов простоять в фойе Кремлевского дворца, где мало мебели и сесть удалось единицам. Кстати, в этом году, в отличие от прошлого, когда педагоги из регионов ожидали яркого праздника, а потому привезли с собой красивые наряды и изящные туфельки (процесс переодевания шел тогда в просторных туалетах дворца), все были в будничной одежде без всяких изысков. В буфете дворца было так мало бутербродов, что и поесть удалось далеко не всем, не было даже в достаточном количестве горячей воды для чая и кофе, а ведь большинству предстояло после окончания праздника снова провести ночь в дороге домой. Выставки как таковой не было, так что и посмотреть гостям столицы было не на что. Исключение составила экспозиция Информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы – печатные материалы смели в полчаса и потом долго читали те счастливцы, которым они достались. Началось все с получасовым опозданием – шесть тысяч зрителей сидели и ожидали первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который сначала опоздал, а потом осматривал выставку. Слава богу, смотреть там было нечего, и через несколько минут Дмитрий Анатольевич в сопровождении министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко энергично проследовал к своему месту в первом ряду.
Но долго сидеть на своем месте Медведеву не пришлось: через пару минут он уже произносил речь, обращенную к участникам нацпроекта и содержащую подведение итогов реализации нацпроекта в 2007 году. К сожалению, все, о чем говорил вице-премьер, педагогическому сообществу хорошо известно, поэтому было бы хорошо, если бы он не читал текст, а сказал несколько слов от себя. Хорошо хоть Дмитрий Анатольевич поблагодарил за участие в нацпроекте не только государство, выдавшее премии и гранты, но и тех, кто немало потрудился, чтобы получить эти материальные знаки признания их труда. А то за два года реализации нацпроекта спасибо говорить принято только Президенту России, Правительству, федеральному и региональному бюджетам, а отнюдь не ее участникам-труженикам, им принято желать лишь новых успехов в работе. Правда, критиковать вице-премьера, наверное, не за что: какова пресс-служба, такова и речь, написанная для выступающего. Министру образования и науки РФ, напротив, видимо, никто речь не писал – Андрей Александрович как раз любит говорить без бумажки, от себя. Так было и на этот раз, в порядке экспромта министр сказал буквально следующее: здорово, что все собрались, что все увидят своих героев, которые достигли больших успехов, что все увидели друг друга, а в результате короткой речи пообещал, что все проблемы будут обсуждены позже. Честно говоря, от министра зал ждал большего.
После выступлений руководителей были названы десять лучших школ России и среди них две московские – ЦО №686 и гимназия №1569. От имени победителей ответное слово сказала Ирина Фокина: «Огромное спасибо за конкурс. Мы провели два прекрасных дня, добрых и насыщенных. Мы общались друг с другом, мы узнали так много нового и интересного, что поняли одно: с такими инновационными программами наша российское образование было, есть и будет самым лучшим в мире, что наши учителя, наши дети – самые лучшие в мире». Печально, что организаторы не посчитали нужным пригласить на сцену все тридцать школ – участников конкурса, тем, кто не вошел в заветную десятку, тоже нужно было воздать должное, ведь то, что из 60 тысяч школ эти тридцать вышли в финал, были признаны лучшими, тоже большая победа. К слову, школам, не вошедшим в десятку, даже не дали просто каких-то дипломов участников Всероссийского финала конкурса «Лучшие школы России».
По итогам конкурса «Лидеры в образовании» победителем в номинации «Лидеры общего образования» диплом победителя был вручен директору московской школы №1903 Галине Аникиной, после чего можно было сказать, что московское образование в целом по праву можно считать лидером российского образования. Кстати, и тут организаторы не посчитали необходимым вывести на сцену всех участников-лидеров, в том числе и тех, кто не стал победителем в семи номинациях конкурса. А ведь аплодисменты зала для них были бы тоже необходимы.
После награждения победителей зал принялся обсуждать предложенные вопросы, которые удачными не назовешь. Ну как можно предлагать шеститысячной аудитории обсуждать то, должен быть директор менеджером или педагогом (хотя ясно, что он должен быть и менеджером, и педагогом в силу специфики своей работы в образовательном учреждении), или что российское образование может продавать за границу (хотя школа не ларек с товаром, а коллектив – не офеня, предлагающий товары на выбор). Снимать дискуссию запрещали и телевизионщикам, и фотокорреспондентам, видимо, организаторы понимали, что успеха у дискуссии явно не будет. Вообще работать журналистам на таких форумах становится все тяжелее: на каждом шагу некие люди не подпускают близко к сцене, и приходится фотографам снимать победителей чуть ли не из последнего ряда, хотя при аккредитации требуют номера фотоаппаратов и паспортные данные их обладателей. К счастью, после церемонии состоялась пресс-конференция, на которой удалось сделать и снимки, и задать вопросы победителям.
Завершился форум небольшим концертом, в котором приняли участие детский коллектив «Домисолька» и Тамара Гвердцители.
Виктория МОЛОДЦОВА
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Министр Андрей ФУРСЕНКО вручает приз директору «Класс-Центра» Сергею КАЗАРНОВСКОМУ
Московская «Домисолька» и питерский солист
Команда «Созвездия» дает интервью
Комментарии