search
main
0

Три плюс тридцать – будет пятница! В Ульяновске прошел первый чемпионат региональных учительских команд

​Все очень ждали этого дня – дня открытия первого Чемпионата региональных учительских команд. И соучредители ЧЕРУКа – правительство Ульяновской области, Министерство образования и науки РФ, «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования, Министерство образования и науки Ульяновской области, и участники – клубы учителей года, советы молодых педагогов, другие общественные объединения преподавателей. Первый ЧЕРУК прошел под девизом «Новой школе – новую культуру педагогического труда».

Проект логически продолжает традицию проведения Всероссийского фестиваля учительских клубов, которая сложилась в Ульяновске с 2009 года. Однако ­ЧЕРУК вовсе не повторяет конкурс «Учитель года». На чемпионате работает команда. Да, конечно, участника всероссийского финала тоже готовит региональная команда (впрочем, кому как повезет…), но выступает он все-таки один, и от него в конечном итоге зависит успех или неуспех.Зачем же все-таки нужен чемпионат? Чтобы могли встретиться единомышленники, ведь общение с коллегами – необходимое условие для нормального самочувствия и развития учителя. Чтобы выявить лучший региональный опыт под новым углом зрения. Чтобы дать возможность педагогам оказаться в нестандартной ситуации, которая рождает героев!На первый ЧЕРУК собрались 22 команды, представляющие 21 регион России: Тамбовскую область, Пермский край, Республику Башкортостан, Калмыкию, Санкт-Петербург, Курганскую, Архангельскую, Липецкую, Волгоградскую, Тюменскую, Саратовскую области, Удмуртскую Республику, Марий Эл, Московскую область, Республику Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Самарскую, Рязанскую, Курскую и Ульяновскую области.По условиям конкурса в каждой команде – четыре человека. В течение чемпионата команда презентует себя, дает мастер-класс по использованию педагогического «ноу-хау» регионального образования, выступает с педагогической лекцией и проводит учебное занятие с использованием заданной технологии, в данном случае – технологии дистанционного образования.День первыйРастяжки на гостинице «Венец» и областном Дворце творчества детей и молодежи оповещают о том, что в Ульяновске проходит уникальное образовательное мероприятие. Наконец все участники в сборе, зал дворца творчества полон – ­ЧЕРУК открывается!Временно исполняющий обязанности губернатора Ульяновской области Сергей Морозов благодарит всех соучредителей проекта и отмечает: «Чемпионат – уникальная возможность сформировать открытую платформу для демонстрации передового педагогического опыта и инновационных моделей обучения, которые позволят решать ключевые задачи образования на муниципальном, региональном и даже федеральном уровне».Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов уверен: «Открытое состязание как нельзя лучше подходит для учителя. Потому что, приходя на урок, вы выдерживаете ежедневное, ежечасное состязание с самими собой, с учениками, с будущим».Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова предсказала: «Этот проект ждет долгая счастливая жизнь. Во-первых, он рождается на прочной основе, на Ульяновской земле. Во-вторых, у ЧЕРУКа мощные учредители. У конкурса «Учитель года» оказалась долгая жизнь, и ЧЕРУК ожидает такая же интересная большая история».Зав. отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина сказала: «Профсоюз за то, чтобы было много конкурсов, соревнований, школ, тренинг-лагерей – мест, где вам можно встречаться, общаться».Талантливые ульяновские дети порадовали нас великолепными творческими номерами, и… ЧЕРУК сразу начал работу.В первый день часть команд показала свои презентации. Но сначала представили счетную комиссию и жюри. Объяснили правила: конкурсные задания оценивают и сами участники (выставляют баллы друг другу), и эксперты – представители учредителей конкурса, системы повышения квалификации, ученые, учителя года. Возглавляет жюри преподаватель французского языка из Рязани, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1996», народный учитель РФ Екатерина Филиппова. Екатерина Алексеевна призналась участникам чемпионата: «Я вас очень люблю и уверяю вас, что нашему жюри предстоит очень сложная и одновременно интересная работа – увидеть и оценить команду профессионалов, единомышленников, которые будут представлять уникальный опыт региона».На сцену выходят команды. Видно, что педагоги по-настоящему волнуются, некоторых просто трясет! Казалось бы, результаты ни на что не влияют, сам чемпионат – почти экспериментальный. Но речь идет о чести региона, отсюда и волнение, и огромная ответственность.«Презентация команды» – испытание, похожее на «визитку» конкурса «Учитель года» и одновременно на КВН. А еще надо не забыть дать исчерпывающую информацию о своем общественном объединении. На все про все – 7 минут.В первый день ЧЕРУКа презентовались 8 команд.«Педагогический навигатор» – команда молодых учителей из Казани. Педагоги рассказали о себе, об увлечении полилингвальным обучением, о региональных проектах в области космонавтики и ИТ.«МАРУЧКА» – команда учителей из Республики Марий Эл – представила образовательный проект «Формирование готовности педагогов к инновационной деятельности» и напомнила о том, что именно в этой республике проходит знаменитый форум молодых педагогов «Таир».С 2003 года существует клуб «Педагог года Подмосковья», настоящая корпорация, как назвали ее учителя во время презентации. Еще бы – 55 отделений. Все резиденты корпорации поголовно больны синдромом «пеликана» – «дают уроки, и всегда открытые», задают проблемные вопросы даже в магазине, поют и пританцовывают. Такая веселая корпорация…122 учителя из 22 районов входят в клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)». Главная миссия клуба – общение, как учителей республики между собой во время педагогических десантов, так и с коллегами по всей России.Из Курганской области приехали представители регионального педагогического клуба «Диалог», в который входят и учителя года, и молодые специалисты. У клуба есть даже свой гимн!В Ульяновской области клуб учителей года существует уже 13 лет. Особая гордость – народный учитель СССР, физик Петр Головин. И конечно же, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба.День второйСо второго дня и командам, и жюри пришлось разделиться. Часть отправилась проводить и оценивать уроки, часть вернулась в Областной дворец творчества детей и молодежи на мастер-классы.Раис Загидуллин, руководитель Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, на который легла вся тяжесть непосредственной организации чемпионата, провел перекличку команд, объяснил, что после подсчета голосов изымаются самый высокий и самый низкий баллы – ради лояльности.Началось испытание «Мастер-класс по использованию педагогического «ноу-хау» регионального образования».Команда из Тамбовской области построила свое выступление вокруг картофеля как бренда региона. Представила сетевую модель непрерывного агробизнес-образования, предложила фокус-группе определить крахмалистость картошки по весу (этот способ придумали тамбовские школьники), а затем сравнить качества обычных вредных чипсов и полезных яблочных, которые делают на Тамбовщине.Рязанские молодые педагоги посвятили свой мастер-класс способу создания видеоматериала в программе Sparcol VideoScribe и его применению в учебно-воспитательном процессе в школе. С помощью добровольцев из зала ведущая мастер-класса создала тестовые материалы для трех уроков – математики, русского и английского языков.Команда, представляющая Курскую область, говорила о социокультурных практиках. Играли в библиотеке с комплектом «Курская литературная открытка», с залом разучивали песню, записывали радиопередачу, в рамках которой приглашенные гости – учителя – читают стихи курских авторов…Из Волгоградской области в Ульяновск прилетели доброкарты – листочки с симпатичными картинками (Елене Елшиной досталась панда) и мотивирующими надписями. Доброкарты улучшают настроение, а команда напоминает: «Счастье неизбежно!».Во второй половине дня продолжился показ визиток. Учителя из Архангельской области порадовали наш слух народным говором и рассказали об опыте работы, в их копилке, например, летний методический лагерь. В Липецкой области существует движение «Молодые – молодым», начинающие учителя помогают друг другу советом и делом. Из Санкт-Петербурга на чемпионат приехали участники Ассоциации молодых педагогов, а также победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006» Сергей Букинич, их опыт связан, в частности, с культурной средой Северной столицы. Мы узнали, что клуб учителей года Республики Калмыкия объединяет 4000 человек! А педагоги из Республики Башкортостан уверены: «Учитель года» – круглогодичный эксперимент! Самарский областной клуб называется «Просвещенный пеликан», а учителя, входящие в него, больше не запрещают своим ученикам использовать на уроке современные гаджеты.День третийНебольшая передышка на сон, и новый большой насыщенный день начался!До обеда – продолжение мастер-классов и уроков.Учебное занятие продолжительностью 30 минут в этом году проводится с использованием технологии дистанционного образования. Тематическая направленность: «Смысложизненное самоопределение современных российских школьников». А конкретная тема и класс – выбор команды.С некоторым волнением ожидаю появления на экране учителя – будет ли его слышно и видно. Учитель информатики школы №70 Тюмени Дмитрий Новиков виден отлично. И судя по тому, что восьмиклассники спокойно, не повышая голоса, ему отвечают, слышно тоже очень хорошо. Взаимодействие налажено. Повторение теории (ребята начали изучать язык программирования Паскаль), решение задач, непосредственно программирование. Но урок-то непростой. На интерактивной доске, которая связывает учеников и их дистанционного учителя, Дмитрий пишет примеры, среди них ребята видят три ошибочных. «А если я скажу, что примеры верные?» – улыбается учитель. «Тогда вы должны объяснить», – серьезно откликаются дети. Объясняют примеры в итоге сами школьники. Если посмотреть на пример «5+10=3» с другой точки зрения, окажется, что просто к пяти утра добавили десять часов, получилось 3 часа дня. В конце урока девочка воскликнула: «Я узнала, что 3 плюс 30 будет пятница!» (складывались дни недели и количество дней: 3+30=5).Очаровательный и правильный французский услышали дети от преподавателя гимназии №171 Санкт-Петербурга Марины Зезковой. Она и экскурсию по родной гимназии провела, и грамматику с ребятами повторила – образование с помощью суффиксов названий профессий.Учитель математики Элистинской многопрофильной гимназии Арслан Эрдниев, учитель года Республики Калмыкия, рассказал о великом математике Пюрвя Эрдниеве и его методе решения обратных задач. Ульяновские школьники поупражнялись в решении, унесли с собой ценное знание.А дальше был урок экономической географии на английском языке двух участников ульяновской команды – директора многопрофильного лицея №11 Ульяновска Владимира Обласова и учителя английского языка средней школы №21 Любови Савельевой. Следом уроки литературы, биологии, английского. Череду интереснейших занятий прервал обед.После обеда продолжились мастер-классы. Мы узнали, где и при каких обстоятельствах родилась любовь к истории у Остапа Яворского, учителя года Ямало-Ненецкого автономного округа. Команда Липецкой области поделилась опытом работы с молодыми педагогами в рамках общественной организации. Мастер-класс историка Сергея Букинича (Санкт-Петербург) позволил узнать, как можно использовать визуальные эффекты на уроках, вообще как раскрасить порой скучное и неинтересное ученику занятие.День завершился потрясающим творческим вечером Раиса Загидуллина. Точнее – Алексея Симбирского, это псевдоним ульяновского композитора и поэта.День четвертый и день пятыйУтро четвертого дня чемпионата было посвящено дистанционным урокам. Попав на урок со стороны педагогов, я почувствовала, какое это нелегкое и непривычное дело – вести занятие на расстоянии. Учителя нервничали, особенно когда порой зависало видео, когда не могли понять живую реакцию детей… Но так как на ЧЕРУК собрались очень талантливые и опытные педагоги, дети были терпеливы, а сотрудники Центра обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области, где находились учителя, очень старались провести все на высоком техническом уровне, общение все-таки состоялось. Хотя дети и признались, что живые уроки им нравятся больше…Однако правы те, кто все-таки дает подобным видеоурокам и дистанционным занятиям зеленый свет. Без них не обойтись в том случае, если ребенок не может прийти в класс и если дети из далеких маленьких школ очень хотят поучиться, хотя бы немножко, у высококлассных учителей.Во второй половине дня участники ­ЧЕРУКа получили передышку от состязания – их пригласили поучаствовать во Всероссийских педагогических Карамзинских чтениях, которые в этот день проходили в Ульяновском государственном педагогическом университете.Наутро от всего массива конкурсных заданий осталось только публичное выступление. Но чувствовалось, что к его подготовке команды отнеслись не менее ответственно.Не более 10 минут на педагогическую лекцию. Задаются тема и аудитория, к которой обращается лектор – коллеги, общественность или родители. Так как команды выбрали самых коммуникативных и обаятельных представителей, каждая лекция была событием. Да и темы любопытные…Команда Тамбовской области говорила о соотношении традиционного и инновационного в педагогической деятельности, искала золотое сечение. Развернуть аргументацию помогло сравнение образования с архитектурой.Пермский край подготовил лекцию для выступления на педсовете под названием «Портрет современного ученика, или портрет Великого Незнакомца». Кто создает этот портрет? Сами дети, ведь они обожают селфи. Вывод: селфи, если его грамотно использовать, дает возможность почувствовать себя и встроить себя в социум.Тема для лекции на родительском собрании «Семейный досуг как образовательный ресурс» досталась команде Самарской области. Лектор вызвала родителя и закрыла ему уши, рот, глаза, буквально воплотив вековую мечту многих родителей: «Не смотри по сторонам, закрой рот, перестань витать в облаках!».Итоги ЧЕРУКа были подведены в уже ставшем родным участникам концертном зале Ульяновского областного Дворца творчества детей и молодежи. Церемония закрытия Чемпионата региональных учительских команд началась с приветственных слов первого заместителя председателя правительства – министра образования и науки Ульяновской области Екатерины Уба: «Самое главное – мне кажется, действо состоялось, интересные находки, мысли появились. И насколько я знаю по откликам от своих коллег, есть желание продолжать. Я рада, что все прошло именно на нашей ульяновской земле. У нас потрясающий клуб учителей года, потрясающие коллеги из разных направлений образования».Екатерина Владимировна поблагодарила за работу звездный состав жюри ЧЕРУКа и его председателя, учителя года России-1996, народного учителя России Екатерину Филиппову, вручила им дипломы и подарки.Затем началось награждение победителей в номинациях.Учитель года России-1993 Олег Парамонов и учитель года России-2011 Алексей Овчинников вскрывали конверты с названиями команд, лучше всех прошедших этап презентации. 1‑е место – Ульяновская область, 2‑е место – Московская область, 3‑е место – Пермский край.Победителей в номинации «Мастер-класс по использованию педагогического ноу-хау регионального образования» назвали заместитель министра образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова и заслуженный учитель России Евгений Романенков. Первое место досталось команде Московской области, второе – ульяновцам, третье – представителям Курганской области.Учитель года России-2003 Игорь Карачевцев и кандидат педагогических наук Елена Пахомова озвучили названия команд, которые лучше всех провели учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии. На первом месте – Московская область, на втором – Самарская, на третьем – Санкт-Петербург.В номинации «Публичное выступление» блеснули Санкт-Петербург (1‑е место), Тамбовская область (2‑е место), Курганская область (3‑е место). Объявить победителей выпало учителю года России-2015 Сергею Кочережко и кандидату педагогических наук Ирине Пастуховой.Кульминацией вечера стало объявление победителей ЧЕРУКа. Их назвали председатель жюри чемпионата Екатерина Филиппова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, руководитель отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина.Елена Станиславовна отметила: «Спасибо, что среди всего многообразия конкурсов есть ЧЕРУК. Потому что другие педагогические конкурсы – это конкурсы индивидуальностей, а ЧЕРУК – конкурс личностей, объединенных в команду. Отдельное спасибо за презентацию, за передачу опыта, за показательное выступление команде организаторов – Ульяновской области, которой руководила Екатерина Владимировна. Все прошло без сучка, без задоринки, а наоборот, с задором и творческим подъемом».Дипломы и медали за третье место получила Ульяновская область. Второе место досталось Санкт-Петербургу. Первое место – команде Московской области!Анализировать итоги первого ЧЕРУКа будут и организаторы, и учредители, и участники. А через год, надеемся, будет новая встреча – на Чемпионате региональных учительских команд-2017!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте