search
main
0

Три пионера, не считая собаки. На фестивале «Литература и кино» все лучшее – детям

Следующей весной единственному в России смотру экранизаций «Литература и кино» – 20 лет. Девятнадцатый фестиваль, только что завершившийся в Гатчине под Санкт-Петербургом, вполне можно считать генеральной репетицией будущего юбилея. Репетицией удавшейся, ибо залы полны. Свою публику собирают даже утренние документальные сеансы по будням. Еще больше зрителей на игровых премьерах. На ретроспективные показы, в этот раз посвященные юбилеям Вивьен Ли и Жана Маре, и вовсе не попасть – мест нет. В итоге «Римскую весну миссис Стоун» и «Орфея» приходится смотреть стоя. Хотя чего проще: найди фильмы в Сети да оставайся дома, но нет – большой экран, дыхание темного зала манят. Здешние читатели, казалось бы, избалованные творческими встречами с самыми «сливками» отечественной литературы, за два десятилетия азарта не растеряли: пробиться на выступления приезжающих на фестиваль авторов по-прежнему непросто. Значит, история продолжается, и любые сомнения в высоких кабинетах, мол, а нужен ли маленькому городу собственный фестиваль, просто нелепы: если бы хоть один чиновник отстоял целый сеанс на своих двоих, таких вопросов больше не задавал бы.

Таланты и поклонникиУ входа в кинотеатр «Победа» – гатчинский «Фестивальный дворец» – две интеллигентные дамы средних лет изучают расписание встреч и показов. – Посмотрите, дорогая, завтра в детской библиотеке писатель Евгений Попов выступает. А послезавтра в Терволове. Это ведь не наш Попов, а другой какой-то?- Нет, наш, питерский, – это Валерий Попов, который про Довлатова в серии ЖЗЛ написал. Ну вспомните, он пару лет назад к нам тоже приезжал. А это московский Попов.- Но мы ведь все равно сходим?- Вы каждый раз так спрашиваете, как будто мы за эти годы хоть одну встречу пропустили… Уверена, что Евгений Попов, тот самый, что тридцать с лишним лет назад был исключен из Союза писателей вместе с Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Фазилем Искандером и Виктором Ерофеевым за участие в знаменитом неподцензурном альманахе «Метрополь», взыскательных гатчинских читателей не разочаровал. Он ведь не только блестящий писатель, но еще и неповторимый рассказчик. В запасе у него десятки трагикомических историй, от которых хоть смейся, хоть плачь. Чего стоит хотя бы воспоминание о том, как его, шестнадцатилетнего, выгнали из комсомола, в котором он, впрочем, и не состоял, за выпуск самиздатовского журнала, полного философских размышлений «на злобу дня».- Я-то думал – «оттепель», заря новой жизни, – разводит руками Евгений Анатольевич, – можно говорить без страха, без оглядки. Что ж, это мне, дураку, урок был – нечего переть против течения. Урок, которым я, однако, в будущем все равно ни разу не воспользовался…Свои истории для гатчинцев нашлись у всех гостей, участвовавших в  творческих встречах: и у бывшего учителя биологии и географии, а ныне писателя, финалиста премии «Национальный бестселлер» Павла Крусанова, и у режиссеров Владимира Панкова  и Павла Мирзоева, и у артистов Юлии Рутберг, Анатолия Лобоцкого, Алисы Гребенщиковой и Нино Нинидзе. Снежная королева никому не нужнаВ один из последних фестивальных дней в детской библиотеке за большим круглым столом встретились писатели Ксения Драгунская, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, режиссеры Наталья Бондарчук и Александр Басов, а также учителя и ученики гатчинских школ. Говорили, как можно догадаться, о детских книгах и кино, точнее, о том плачевном состоянии, в котором эти искусства пребывают и, увы, еще долго, по всей видимости, будут пребывать. Потому что государство декларировать  декларирует, а толку от этих обещаний ноль: детские фильмы выходят в год по чайной ложке и, обойдя в лучшем случае несколько столичных кинотеатров, да и то вторым экраном, навсегда ложатся на полку. С литературой чуть получше, талантливых авторов меньше не стало, но повторить «золотой век», который пережила она в ХХ столетии, в ближайшем будущем вряд ли удастся: издательства берутся за новых авторов со скрипом и неохотой, не желая тратиться на рекламу. Наталья Бондарчук пожаловалась, что уже несколько лет исключительно за свой счет снимает сказку «Тайна Снежной королевы» и, несмотря на то что заняты там сплошь звезды – Анна Снаткина, Игорь Петренко, Дмитрий Харатьян,  на какую-либо помощь извне надеяться уже перестала: это ведь не боевик и не комедия.- К концу нашего разговора мне показалось, что учителя сейчас схватятся за вилы и пойдут на штурм каких-нибудь ответственных кабинетов, – заметила потом Ксения Драгунская. – Понимаю, что наш круглый стол в сложившейся ситуации вряд ли что изменит и вообще сетовать можно до бесконечности, но он еще одна капля в тот бурлящий котел, который если однажды переполнится, то мало никому не покажется. Я бы на месте власть имущих задумалась и не стала доводить общественное мнение до крайности.Тоска по красным галстукамФормально фестиваль «Литература и кино» отнюдь не детский, но чем старше становится, тем все больше поворачивается к аудитории самой юной. На этот раз здесь широко отметили столетний юбилей Виктора Драгунского: ретроспективную программу фильмов по мотивам «Денискиных рассказов» представляли дети знаменитого писателя – Денис и Ксения Драгунские. – Конечно, глядя на меня, седого и в очках, вам сложно поверить, что я тот самый Дениска Кораблев. Но это действительно так, – оправдывался политолог, писатель, преподаватель древнегреческого языка Денис Драгунский.- А это правда, что вы однажды выплеснули из окна манную кашу и прохожего облили? – кричали из зала пятиклассники.- Нет, что вы, это папа все придумал. Он был очень точен лишь в деталях: моего лучшего друга действительно звали Мишка, а учительницу – Раиса Ивановна, но все приключения – это, конечно же, чистая фантазия. Если бы он день за днем просто описывал нашу повседневную жизнь, уверяю вас, вы читать о ней вряд ли стали бы. Так что перед прогуливавшимися под нашими окнами дяденьками в шляпах я абсолютно чист.Среди восемнадцати картин большого конкурса – два детских фильма. «Вождь разнокожих» по мотивам О’ Генри – не самая большая творческая удача режиссера Егора Анашкина. Он, к счастью, это и сам понимает. А вот «Частное пионерское» Александра Карпиловского – это настоящее явление, которое вполне заслуживает нескольких отдельных восторженных строк. Потому что со времен «Электроника», «Приключений Петрова и Васечкина» и «Гостьи из будущего» таких работ в детском кинематографе действительно не было. Снятый по рассказам экс-депутата и общественного деятеля Михаила Сеславинского, он переносит нас в провинцию середины 70-х, в ту достославную пору, когда дети без всякого взрослого надзора носятся по тихим безопасным дворам в поисках макулатуры, где на дверях подъездов нет еще кодовых замков, белье сушат на чердаках и никто его не ворует, где бутылки сдают не опустившиеся бедняки, а школьники – на карманные расходы, где нет планшетов и электронных игрушек, но живы пока вычитанные из книг представления о  честном слове, совести, благородстве. Казалось бы, какое дело сегодняшним подросткам до трех далеких пионеров, спасающих от смерти на живодерне дворняжку Савву? Поначалу, и правда, никакого. Первые пять минут темный зал то тут, то там освещается голубоватым светом мобильников, похрустывает попкорном,  лениво и протяжно переговаривается в полный голос о чем-то своем, насущном. Но вскоре все замирает, к середине тишину разрывают сдавленные крики напряженного волнения, а ближе к финалу знающее все об этой жизни поколение «десятых» уже вовсю, не стесняясь, хлюпает носом. А ведь тут ни взрывов тебе, ни крови рекой – одна лишь чистая, переданная без единой фальшивой ноты, первозданная светлая эмоция.  «Частное пионерское» получил в Гатчине Приз зрительских симпатий. Режиссер Александр Карпиловский попросил передать статуэтку юному Семену Трескунову, исполнителю главной пионерской роли. А еще режиссер верит, хотя и не очень надеется, что картину все же выпустят в прокат и поучаствовать в операции спасения Саввы сможет не только фестивальная публика, но и любой желающий по всей стране.«Гранатовый браслет» – главный приз фестиваля «Литература и кино» – жюри под началом режиссера Константина Лопушанского  присудило «Искуплению» Александра Прошкина – черно-белой драме из послевоенной жизни.  Лучшими режиссерами назвали Сергея Лозницу («В тумане») и Ивана Вырыпаева («Танец Дели»).  Прощальным подарком фестиваля-2013 жителям города оказался приезд в Гатчину народного артиста России Валентина Гафта. На торжественной церемонии закрытия смотра глава Ленинградской области Александр Дрозденко лично вручил ему губернаторскую премию. А Гафт прочитал стихи. Причем не знаменитые свои едкие эпиграммы, а полные любви и какого-то теплого света посвящения друзьям: Окуджаве, Визбору.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте