search
main
0

Три параллельных мира, и каждый сам по себе. Столичные девятиклассники с Гай Германикой не согласны

Обсуждение телесериала Валерии Гай Германики приобретает еще более широкий размах. В орбиту его включились и школьники. Они тоже не остались равнодушными к фильму. Им интересно все: и как он поставлен, каков сюжет, как в нем изображены их учителя, сами ученики, реальная школа, насколько правдиво показана их жизнь, как представлены проблемы, которые волнуют современных подростков. На очередном нашем «круглом столе» собрались сверстники героев фильма – ученики 9-10-х классов школ Москвы. Провел «круглый стол» главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ.

А кого в школе не обижали?

– Сегодня все говорят о телесериале «Школа»…

– Могу сказать точно, что почти все, что показано в этом сериале, преувеличено в значительной степени, я со многими проблемами, которые там показаны, вообще не сталкивался. Некоторые проблемы, допустим, дисциплины на уроках или взаимоотношений между учениками, на самом деле есть, но не в такой степени.

– Ты хочешь сказать, что ты никогда, например, в школе не дрался?

– Такое случилось только один раз. У нас были ученики не такие, как все, они были более агрессивные, но так получилось, что между нами возник конфликт. И его пришлось решать дракой.

– Это было очень давно, когда учился в 10-м классе, вышел на улицу в новогодний праздник на школьное крыльцо покурить. О том, что покуривал, ни родители, ни учителя не знали. Я был образцовым ребенком. Когда я сделал две-три затяжки, возле меня появились трое ребят из соседнего ПТУ. Они попросили закурить, и я тут же оказался на асфальте. Через 10 минут я еле уполз оттуда, еле оделся и побрел домой. Дома я так ничего не сказал. Такое было и двадцать лет назад, и сегодня есть.

– Я не уползал. У нас две школы рядом. Я знаю наших детей и из другой школы. У нас гимназия, а у них просто школа. Я не вижу различия между нами. И спортплощадку мы построили, и она стала общей. Никаких конфликтов между той школой и нашей нет. Таких драк, как показано в сериале, не было. А здесь появился новенький ученик, и к нему сразу подходит другой. И вдруг возникает на пустом месте проблема, и новенький тоже уползает в туалет умываться. Для меня лично это дико. Нет у нас такого, чтобы один учитель – фашист, другая заигрывает с учениками, крутит романы с родителями. Может быть, где-то такое и есть…

– То есть у вас идеальная школа?

– Нет, не идеальная.

– У вас нет конфликтов?

– Нет, у нас бывают конфликты. Скажем, отношения с администрацией. Эти проблемы в фильме не показаны. В туалете курят. Приходит завуч и начинает на всех кричать. Где же им еще покурить, если не выпускают никого на улицу? Я сам не курю. Когда администрация понимает, что нужно прислушиваться к мнению старшеклассников, то все налаживается.

– Ты считаешь, что все у нас замечательно, учителя замечательные…

– Учителя – это отдельная тема. У нас того, что показано в фильме, нет, я не знаю, где они таких учителей набрали. Может быть, в другой школе есть нечто похожее, но у нас не так. Я ощущаю себя по-другому. Я могу высказать свое мнение администрации, потом, когда она это обсудит, часто поступает, как я сказал.

– Я знаю, что подростки в 15-16 лет на дискотеках расслабляются и не только пивом. Правда?

– Все пьют, и не только в десятом классе, пьют и дома. (Хором.)

– Дома попробовал, захотелось еще на улице.

– Я в этой школе, которую показывали, не увидел ни одного плюса, одни минусы. Показана только негативная сторона, конечно, она есть и в жизни. Большинство учеников курят и пьют. Но не в такой же степени, как там показано. Молодые родители, которые будут смотреть этот сериал, подумают, неужели в самом деле все это есть, и они будут бояться отдавать детей учиться в школу. Этим, по-моему, наносится вред на уровне государства. Тем более фильм показывает Первый канал – это государственный канал.

– Мне кажется, что этот фильм совершенно о другом. О трех параллельных мирах. И каждый этот мир живет сам по себе. А заложники этого отчуждения – дети, которые по большому счету никому не нужны: ни учителям, ни, к сожалению, очень часто и собственным родителям. Это одна из самых больших проблем.

– Что касается сериала, то невольно возникает параллель с какими-то американскими фильмами, где очень остро концентрируются все эти пороки. Идет полная максимизация. Правда, там в сюжете появляется суперучитель, который все это уладит. Можно найти в любой школе, в любом обществе конфликты, и у нас тоже они бывают, и нередко. Бывают серьезные, бывают не очень. Но они же не постоянные, как в фильме, просто авторам сериала нужен был острый сюжет, чтобы заинтересовать зрителя, все преувеличивается для того, чтобы привлечь внимание. На самом деле даже в самой плохой школе все не так плохо. Что касается определения подростков как некой стаи, честно говоря, школа – это часть общества, и там есть какие-то свои традиции, правила. Ученики могут делиться на низший и высший слои. И есть между ними противоречия, но не очень заметные.

– Вас в школе когда-нибудь обижали?

– Конкретно меня не всегда любили учителя.

– А кого не обижали в школе!

– Если человек адекватный и умеет сотрудничать, тогда, конечно, все можно наладить. В любом обществе есть какая-то иерархия, есть свои проблемы и свои стаи. Школа – одна из социальных групп.

– Я не считаю, что подростки – это стая. Отдельная группа людей, это можно назвать так, но не стая.

– Вот вы сказали, что иногда вас учителя обижали, почему?

– Я сама была виновата. Я не идеальная ученица, хотя без троек учусь. Но были столкновения с учителями, одним я не нравлюсь, другие мне не нравятся. Впрочем, со многими были хорошие отношения.

– И у нас в классе хорошие взаимоотношения. Недавно приехал из другой страны новенький. Мы его приняли с распростертыми объятиями. Все с ним подружились в отличие от фильма, в котором новенького избили.

– Школа – отражение нашего общества.

– Мы тоже пытаемся выразить свое мнение. Нам говорят учителя: «Вы виноваты», либо идут на контакты и стараются что-то исправить.

Ситуация, как в сериале

– Мне кажется, что сериал «Школа» не показывает чего-то приукрашенного. Я поменял три школы. Во второй была та же атмосфера, что и в сериале, может быть, еще уже. Наблюдал, что десятиклассники вели себя почти так же, как в фильме. Получается, что наша молодежь еще хуже, если она думает о пиве и сигаретах даже не в 10-м классе, а в шестом. Ну а последняя школа, в которой я учусь, очень хорошая. Мне очень повезло. Но не все у нас хорошо. Молодежь действительно развращена. К сожалению, в сериале нет ничего доброго, хорошего. Ведь если взять самого ужасного хулигана и двоечника, у него тоже можно найти какие-то положительные качества. Бывает, что он их скрывает, потому что стиль поведения ему часто диктует окружение. И отрицает этим все хорошее.

– А Епифанов – отрицательный или положительный герой?

– Мне кажется, он больше отрицательный, но есть и положительные качества. Он заботится о матери. Подрабатывает. Есть у него и отрицательные поступки – курение, алкоголь. Это очень яркий, запоминающийся герой, я встречал ребят, которые уже сделали из него какого-то кумира. Этот сериал принес каких-то злых героев. У нас может появиться много фанаток Епифанова. Смотря с какой точки зрения рассматривать сериал. Если он создан как крик: «Посмотрите, у нас погибают молодые люди, у нас умирает нация. К 10-му классу это уже опустившиеся личности», – то, может быть, этот сериал актуален. Ну а если он сделан как аналог других сериалов, которые тоже затрагивают школьную тему, тоже скандальные, то это пиар. Люди стали его смотреть после того, как вокруг сериала возник ажиотаж. Первый канал показывает свои программы на всю страну, потому что другие в глубинке просто не работают, и там волей-неволей будут смотреть сериал. Будут подражать героям. Может, это задумка – обратить внимание родителей на молодое поколение, чтобы они больше занимались детьми. Может быть, все по-настоящему забьют тревогу после этого сериала?

– С одной стороны, в 14-16 лет хочется быть самостоятельным, ни от кого не зависеть. На все есть своя точка зрения, на все есть свое решение, но, с другой стороны, глубоко подсознательно в душе каждого человека сидит желание, чтобы его любили, особенно родители, чтобы он был нужен. Мы очень часто не понимаем, что происходит с нашими детьми, в какой момент мы именно нужны. Бывает момент, когда мы им не нужны, когда ребенок хочет побыть сам. А бывает и наоборот: родитель нужен, а его нет рядом. Как часто мы, взрослые, вас не понимаем.

– Достаточно часто. И мы часто испытываем ощущение одиночества и непонимания.

– В этом возрасте мы обращаемся чаще к друзьям, чем к родителям.

– У меня вопрос: с какой целью был создан этот сериал, если он показал проблему, но нет ее решения?

– Мы видели пока только 8-10 серий всего, а их 60.

– Мне кажется, ничем хорошим не закончится, если уже в 10-й серии я не увидела хороших, положительных героев.

– В жизни, наверное, нет чисто положительных героев. Даже у идеальных людей.

Погоня за деньгами или стремление показать правду

– Здесь показаны только отрицательные, только одни проблемы. Конечно, есть такое среди молодежи – и курят, и пьют. Все это есть, но есть же и другие ребята.

– А какие?

– Те, которые с удовольствием помогают родителям, которые вообще не знают, что такое бутылка пива или сигареты. Их, наверное, мало, но они есть.

– Мое мнение о фильме полностью отрицательное. После того как посмотрела первую серию, у меня не возникало больше желания продолжать смотреть. Настолько было противно.

– Я не знаю, как обстоит дело в других классах, но у нас такого нет.

– Получается так, что мы судим только по своей школе. Я, правда, три школы сменил, и у меня сложилось объективное мнение. Мое отношение к сериалу чисто отрицательное. Если еще учесть, что госпожа Германика, по ее же словам, снимала этот фильм, потому что у нее не было денег, и это уже не вызывает уважения, так же как и ее работа.

– Раньше у меня была другая школа, в которой учились беспризорники. Я помню, что я ходил по стенке, помню, боялся заходить в туалет. В ней были проблемы, которые есть в сериале. Но в нем показано все как-то навыворот, нет никакого сюжета, просто показывают: это гадость, это гадость, это гадость. И так из серии в серию. И снято это как-то ужасно – то крупным планом показывают кусок человеческого тела, то крупным планом щека, половина глаза. Это ужасно.

– Ни одно произведение искусства, даже самое великое, не решало ни одной проблемы. Самое главное, что должно делать произведение искусства, – это заставить человека сопереживать, размышлять. Кстати, чем больше интерпретаций возникает у произведения, тем это произведение лучше.

– Вы сказали – искусство, значит, это должно быть именно искусство. В сериале должны быть характеры, поведение персонажа должно вытекать из его характера..

– Хочу сказать, Валерия Гай Германика вообще не училась в школе, она училась только в начальных классах. И потому она не знает школьной жизни. Как она может сделать про нее фильм? Она совсем не знает современной школы.

Стоит ли так жить?

– В девушке, которая занималась на дому, я в какой-то степени увидела себя. Это правда, что не всегда хорошо принимают новеньких. Сначала были конфликты, и чуть не до драк доходило. Захотелось тоже выделиться из этой массы. Стала несколько вульгарной, ярко одеваться, хотела стать не такой, как все, для того только, чтобы обратили внимание. У родителей представление о школе одно: дочь учится, получает хорошие оценки, значит, у нее все хорошо. Дети с родителями одни, а за пределами дома у них начинается совсем другая жизнь. Алкоголь и сигареты я не отрицаю. Все с этим сталкиваются. Я тоже, я просто пыталась кому-то доказать. Смотрите: вот я взрослая, сейчас я понимаю, что это было не совсем взрослое поведение.

После просмотра сериала мама ко мне подошла и спросила: «Ты не хочешь мне что-то рассказать?» Мы с ней даже сблизились после этого фильма.

– А я хотел бы сказать про учителей. Мне не понравилось, что в начале Года учителя на них такое гонение. Они не такие. А в фильме показаны взяточниками, развращенными. И учительница физики тоже.

– Весь педагогический состав в этом фильме какой-то странный. Три школы поменял, но нигде таких учителей не было. У нас учителя намного лучше. Я и друзей опрашивал.

– У нас замечательные учителя. У нас был классным руководителем веселый молодой человек. Когда я смотрел фильм, то подумал: детям и нужны молодые учителя. Они харизматичнее, чем пожилой учитель. Они легче нас могут понять. Ведь наши бабушки и дедушки – они вообще не понимают молодежь. И те же учителя для нас являются такими же бабушками и дедушками. И как строить урок, и как отношения в коллективе налаживать? Все это за гранью их понимания. У нас такая пропасть между поколениями…

– Это не проблема обучения, а проблема отношений учителей и детей. И она сейчас, возможно, острее стоит, чем проблема учебы. Дети ходят в школу не только учиться, а и чтобы общаться. И в сериале мы видим, что ребята могут ходить во время урока, перебивать учителей, ненавидеть их, для них главное – общение друг с другом.

– Если ребенок будет ходить только для получения знаний, то он никогда не научится правильно общаться.

– Подожди, ты прощаешь срыв урока в пользу общения.

– Я не говорила, что нужно срывать уроки, чтобы пообщаться.

– А думаю, что общение не должно быть на первом месте, а потом учеба. Вот они пришли пообщаться, а тут учительница вздумала их просвещать.

– Как будто ты сидишь на каждом уроке и внимательно слушаешь?

– Конечно, нет, я не говорю, что я безгрешен.

– Я считаю, что Валерия Германика – молодец, ей нет еще 25 лет, а ее сериал два раза в день показывают по Первому каналу. Она просто гениально зарабатывает деньги. Во-вторых, я считаю, что это довольно хороший сюжет, фильм снят, хорошо подобраны актеры. В нашей школе семь молодых учителей. Но я не люблю молодых, потому что они считают, что они самые умные, они еще не доросли, чтобы учить нас. Люди разные, и по-разному все воспринимают.

– Каждый человек немного другой. И очень сложно узнать себя настоящего, это проблема философская, бесконечная. Я не знаю, где я настоящий – в школе, дома, в каком-то коллективе. Может, ты врешь себе, и не знаешь, что врешь.

– Я хочу тебя успокоить. Это зависит и от характера, и воспитания, и многого другого. Еще заметил, что говорим только то, что человек хочет услышать. Люди по своей природе обращают особое внимание на более негативное. Скажем, журналисты, услышав что-то плохое о школе, тут же просят развить эту тему. Так оно есть и в этом сериале. Все негативные проблемы соединили воедино. Ни одного плюса. Просветите меня, есть ли там хоть один положительный персонаж? Есть что хорошего хоть немного в этой «Школе»?

– Это просто шоу.

– А на самом деле это всего лишь успешный кинопроект. Валерия Гай Германика хотела взбудоражить общественность. Она это сделала. Она зарабатывает деньги. Как это делает, это уже все равно.

– Проблемы, которые там подняты, настоящие или придуманные? Это реальная школа? Реальный Епифанов?

– Они существуют по отдельности, а не вкупе. Этот сериал объединяет все проблемы, которые существуют во всей России. Если показывать обычный день из жизни отдельного школьника, никто не будет смотреть.

– Я еще раньше сказал, что фильм создан только ради денег.

– Да забудь ты про деньги…

– Здесь вокруг денег все крутится.

– Нет, у нее были деньги, потому что до этого она сняла несколько фильмов.

– Она получила премию на Каннском фестивале. Деньги дал ей Эрнст, и вообще это была ее идея.

– У меня создалось впечатление, что на самом деле это проект, который направлен на то, чтобы

повысить популярность Первого канала, сделать популярной самого режиссера.

– Первый канал все смотрели и до этого сериала.

– Эти проблемы существуют, но почему бы не рассказать о них по-иному, чтобы было интересно смотреть. Мне этот сериал не нравится, потому что он скучный.

– Все говорят о проблеме курения, о проблеме алкоголя, о мате, но меня, хотя я всего смотрела две или три серии, больше поразило, что школьники там очень злые. Я таких детей не встречала, и, может быть, меня как ученицу даже немного обидело, я считаю это недостатком фильма.

– А вы знаете, что психологи говорят, что дети по своей сути жестокие.

– В школе я не встречала таких людей, которые могли бы себе позволить оскорбить человека, его родителей. И если у кого-то проблемы дома, то эту тему обходят стороной. Я тоже сменила три школы, и не видела, чтобы кто-то кого-то обидел или плохо отзывался о его родителях.

– Дети действительно часто оскорбляют друг друга, они очень злые существа. Группы подростков – это особое общество, и там существуют свои правила. Но ведь во все времена дети были злыми, а не только сегодня. Взрослые тоже злые. Такие проблемы существуют, как показано в сериале. По-моему, этот сериал интересный.

– Там был показан интересный момент, когда учительница литературы не может держать класс в руках. Ей советуют в учительской: ты просто не обращай внимания, пускай дети, что хотят, то и делают, а ты просто стой, как будто это тебя не касается. Этот эпизод ничему не учит.

– Это не какой-то проблемный класс, а наоборот, образцовый. Учитель говорит: у меня образцовый класс. Показываются как норма и грубость, и злость, и плохое поведение. Я считаю, что это не норма. Наоборот.

– Может, это своего рода крик: посмотрите, что считается нормой в подростковой среде! Но это не может быть нормой! На мой взгляд, об этом главный мессидж сериала.

– Я думаю, что никто не считает это нормой.

– Мне кажется, что не школу надо менять, а мировоззрение, общество.

– Я считаю, что школа меняется вместе с обществом. Меня другие мысли тревожат сейчас. Я очень много здесь слышал разных предложений, как нужно себя вести. Мне кажется, этот сериал в первую очередь – произведение искусства, отражающее, как человек видел школьный мир, так он его и изобразил. Смотреть этот сериал – выбор каждого. Кому-то понравится, он будет смотреть, а если кому-то не нравится – никто не заставляет смотреть.

– Мне кажется, что проблема поставлена правильно, но нельзя в фильме показывать столько негативного, нужно что-то положительное. Ну не все так плохо. Нужно показать и какие-то хорошие стороны нашей школьной жизни.

– Вы задали вопрос, может ли школа измениться? На самом деле, как мне кажется, каждый человек за свою жизнь эволюционирует, как и общество, но все равно многое остается таким, как было раньше. Наша учительница говорит, что люди того времени жили для себя, без цели. И сейчас есть немало таких людей. Все повторяется.

– Указанные проблемы показали реальную жизнь обычной школы. Они поставлены четко. Многое преувеличено. Если мы не задумаемся, что происходит, то мы будем катиться все дальше и дальше вниз. Некоторые этот фильм восприняли, грубо говоря, как руководство к действию: они так делают, значит, и я так должен делать. А некоторые восприняли это по-другому и задумались. Стоит ли нам так жить?

– Каждая ситуация испокон веков повторяется, но люди и их поведение деградируют. Как вели себя на балах, а теперь ведут на дискотеках? Я смотрел только одну серию. Вот в самом начале мальчик бросил снежком в девочку. Эта атмосфера грубости среди учеников, среди учителей. Режиссер фильма ничего особенного не сделала, просто она захотела обратить внимание людей на эти проблемы. Она показала собирательный образ школы. Она молодец, я буду смотреть.

– Каждый этот фильм воспринимает по-своему. А люди все разные, но нужно все показывать объективно.

– Режиссер своим фильмом всех обвиняет.

– Она никого не обвиняет.

– Смотреть фильм интересно, но никаких выводов из него сделать нельзя.

– Каждый должен сделать свой вывод. Очень хотелось бы, чтобы этот сериал посмотрели учителя и родители.

«Круглый стол» записала Маргарита КУРГАНОВА

P.S. Продолжение обсуждения фильма читайте в следующих номерах «УГ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте