Роль государства в жизни общества огромна. А вот с ролью общества в жизни государства определиться еще предстоит. Общество привыкло считать, что не может влиять или вносить свой вклад в решение отдельных задач государства. Однако все чаще и чаще органы власти издают законы и постановления, настаивающие на активном участии народа в жизни страны не только посредством семейных походов на выборы. Одна из таких возможностей поучаствовать в жизни государства – государственно-общественное управление. Оно подразумевает создание сети управляющих советов на уровне школ, муниципалитетов и регионов, в которых может участвовать практически каждый рядовой россиянин. Заместитель директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Любовь КОВЕШНИКОВА уверена, что управляющий совет школы – это не только общественно-образовательная потребность, но и возможность улучшить имидж образовательного учреждения: «Статус образовательного учреждения вполне может меняться – повышаться или понижаться – в зависимости от качества работы совета».
– Любовь Николаевна, что несет в себе термин «государственно-общественное управление»?
– Государственно-общественное управление в общем образовании создается, функционирует и развивается в целях реализации прав граждан в области образования и вовлечения общественности в процессы управления образованием для создания эффективных механизмов, обеспечивающих повышение его качества, доступность для населения и удовлетворение гражданского заказа на образование. Это равноправно управляющее взаимодействие государства и общества в определении и проведении образовательной политики.
Эксперимент по государственно-общественному управлению образованием идет в 31 субъекте РФ. На сегодняшний день мы единственная территория, которая в целях развития института государственно-общественного управления отдельно приняла региональный закон. Случилось это еще в октябре 2006 года. Также впервые в российской юридической практике в сфере образования в законе введены и развернуты такие понятия и механизмы, как публичная отчетность образовательного учреждения и территориальной образовательной системы; общественное участие в аттестации и лицензировании, в образовательной экспертизе. Существует региональная программа внедрения государственно-общественного управления в образование. Кроме того, мы приняли ряд постановлений правительства о реализации этого закона, в том числе по утверждению формы публичного доклада в сфере государственного образования.
Цель понятна – расширение общественного участия в сфере образования. Мы сейчас говорим не об образовательной политике как таковой, потому что образовательная политика – дело государственное. Субъект Федерации разрабатывает и принимает такие нормативные правовые акты и программы, которые не противоречат государственной политике, а направлены на социально-экономическое развитие нашего региона в части образования. Это и предоставление качественных услуг, и обеспечение доступности образования, и многое другое. Упор мы делаем на то, чтобы образование было качественным и было соотнесено с потребностями населения и социально-экономического развития округа. Следовательно, мы в первую очередь должны спросить у общества, чего же оно ждет от нас, педагогов. Поэтому для нас управляющие советы всех уровней – это своего рода инструмент общественного среза. С их помощью мы узнаем, чего же, собственно, общество ждет от системы образования. Через эти же советы мы выясняем, насколько качественно мы предоставляем услуги, насколько каждый вложенный рубль бюджетных денег эффективно и рационально вложен, насколько мы достигаем тех показателей и результатов, которые в конечном итоге влияют на качество жизни населения, а значит, и на уровень социально-экономического развития нашего региона.
– Какова структура государственно-общественного управления?
– Управляющая вертикаль выстроена таким образом: существует школьный управляющий совет, на муниципальном уровне создается муниципальный управляющий совет по общему образованию, на региональном уровне создан государственный общественный совет по общему образованию – коллегиальный представительный орган, формируемый исполнительным органом государственной власти Югры в сфере образования. При этом образовательные учреждения повсеместно и полномасштабно в практику своего функционирования вводят публичные отчеты. Публичные отчеты управляющих советов и директоров школ в обязательном порядке представляются общественности. Так вот эти советы заслушивают публичные отчеты, программы развития, одобряют планы развития и помогают выстраивать систему развития образования в округе.
Надо сказать, что вовлечение общественности в разного рода образовательные мероприятия нам не внове. С общественным участием у нас проходят все без исключения конкурсные отборы и конкурсные процедуры – будь то конкурсы лучших педагогов и лучших школ, будь то конкурсные отборы среди молодежи, каких-то проектов. Общественное наблюдение обеспечивается нами и при проведении итоговой аттестации выпускников.
– Кто входит в состав государственного совета по общему образованию Югры?
– Самые разные люди – педагоги, школьники, родители, представители общественности и органов государственной власти округа, органов местного самоуправления, органов управления образованием, а также представители иных юридических лиц, действующих в сфере образования. Вообще, о желании войти в государственный совет заявило достаточно большое количество руководителей предприятий. Что понятно – благодаря совету у них появится возможность влиять на формирование регионального заказа на подготовку кадров. Особенно учитывая, что в округе внедряется профильное обучение, цель которого предоставить ученикам возможность спроектировать свое будущее и обрести ключевые компетентности. Иными словами, услуги школа должна предоставлять такие, чтобы дети могли не просто выбрать профессию, а найти сферу своей будущей деятельности, которая будет востребована в округе.
При этом надо понимать, что в условиях подушевого финансирования школе очень трудно будет открывать профильные классы с малой наполняемостью. Ведь согласно нормативам профиль открывается для 25 детей в классе для города и 16-20 – для села. А члены управляющего совета могут заявить, что, мол, нет, нам надо больше профилей, пусть даже они будут с меньшей наполняемостью, а мы для этого готовы привлечь финансовые средства предприятий. Это возможность и право управляющих советов – привлечь другие источники финансирования в школу, обеспечив оптимальное качество образования в старшей школе.
– И каковы на сегодняшний день результаты работы государственного общественного совета Югры?
– В марте в Нижневартовске состоялась первая региональная конференция школьных общественных управляющих. В рамках этой конференции прошло и первое заседание нашего государственно-общественного совета по общему образованию. Собралось триста человек, в том числе 125 членов регионального государственного общественного совета, в который вошли все без исключения территории автономного округа. Съезд нам помог понять, насколько отрефлексирована на уровне каждого члена этого совета – каждой школы, каждого учителя, родителя, представителя заинтересованных структур, общественных организаций – идея государственно-общественного управления. Как реализуются механизмы разработанных правительством автономного округа нормативных правовых актов. В ходе обсуждений мы выяснили, какие функции управляющих советов работают, что недоработано, какие функции нужно им отдать, а какие попросту излишни.
Кстати, гости конференции сами просили нас, чтобы на съезде можно было не только пообщаться и послушать доклады, но и чему-то научиться, поэтому мы организовали семинар для тьюторов, представителей муниципального образования. Надо сказать, что одновременно прошло первое заседание государственного общественного совета по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа, на котором избран председатель. Им стал заместитель председателя Думы Югры Александр Сальников.
– Вернемся к базовым элементам созданной системы – школьным управляющим советам. Кто в них входит?
– Членами совета являются непосредственно участники образовательного процесса. Он состоит из представителей учеников старших классов, части родителей, некоторых кооптированных и приглашенных членов – обычно это руководители или представители предприятий, выпускники этой школы, бизнесмены, члены общественных организаций. Фактически – это как раз потребители услуг. В состав совета в обязательном порядке входит и директор школы. Но возглавлять совет он не может, а просто является его членом. Председателем управляющего совета становится, как правило, независимый от системы образования человек. Кроме того, в состав совета непременно входит представитель учредителя школы.
При этом мы понимаем, что в управляющие советы вошли не только педагоги, в основном это непрофессионалы. Так что мы запланировали на 2008-2009 годы меры по повышению квалификации школьных управляющих из числа «непедагогов».
– Каковы функции школьных управляющих советов?
– Функции самые разные. Это и влияние на учебный план школы в части, формируемой образовательным учреждением, и утверждение программ развития образовательных учреждений, и привлечение спонсоров вкупе с определением, на какие виды деятельности в программе развития школы привлеченные средства будут направлены. И, конечно, рассмотрение вопросов, касающихся внутренней жизни школы, например рассмотрение вопросов введения обязательной школьной формы, проведения референдумов среди учеников и родителей по этому поводу.
В полномочия совета входит также и оценка эффективности деятельности педагогов в школе. Напомню, что с этого года все образовательные учреждения региона переходят на новую систему оплаты труда, в основе которой лежит результат работы педагога. Вот как раз в рамках этой системы качество предоставляемой педагогической услуги будет оцениваться и членами управляющих советов.
Советы могут включать различные комиссии, каждая из которых ведет свое направление. Например, финансовая комиссия контролирует составление и соблюдение сметы, качественное и целевое ее исполнение. Таким образом, мы можем гарантировать обществу, что финансовые бюджетные и внебюджетные средства, которые приходят в школу, будут потрачены целевым образом на развитие образовательного учреждения и на предоставление качественной образовательной услуги.
– Любовь Николаевна, понятно, что к любому нововведению люди поначалу относятся с некоторой опаской. Были ли проблемы со становлением института управляющих советов, и если да, то какие?
– Самая главная проблема – это естественное сопротивление руководителя образовательного учреждения поначалу. Ведь по закону только директор школы является распорядителем средств, которые выделяются школе из бюджета, имеет право на прием и увольнение, формирование контингента школьников и педагогов. Поделиться своим правом влиять на развитие школы директорам было очень страшно. Вероятно, первая мысль, возникавшая у директора в этой ситуации, была: «А зачем мне новый контролер в лице управляющего совета?».
Мы очень много беседовали с директорами на эту тему, провели несчетное количество семинаров, деловых встреч, «круглых столов». Когда же в результате нашей работы появились первые ласточки, то директорам стало понятно, что на самом деле бояться нечего. Ведь кроме их права безраздельно влиять на жизнь школы на их плечах лежит и серьезная ответственность. Управляющие же советы – прекрасная возможность эту ответственность с кем-то разделить. Директор уже не самостийно решает, что школа пойдет в определенном направлении, а советуется с обществом.
Так что директора поняли, что управляющий совет несет в себе не опасность, а серьезную моральную и тактическую помощь, не говоря уже о помощи финансовой. Людям стало ясно, что работать с управляющим советом лучше. На данный момент работа продвигается успешно. Повсеместно начинают создаваться школьные управляющие советы. С 2006 по 2007 год на территории Ханты-Мансийского автономного округа было создано 149 управляющих советов. Всего в Югре 407 общеобразовательных школ, в том числе шесть негосударственных. Так что 37 процентов учреждений советами уже обзавелись.
Однако работа продолжается, и в нее включаются все больше учреждений общего образования. Ведь школьные советы, в которые входили родители и школьники, существовали у нас всегда. Но когда к ним присоединилась еще и широкая общественность, появилась возможность понять со стороны, какой социальный эффект дает наша работа. Конечно же, мы сейчас стоим даже не в середине пути, а еще только в самом начале. Мы дали себе разбег – программа распланирована на три года для того, чтобы институт государственно-общественного управления распространился на все уровни образования региона. Мы надеемся, что за эти три года мы достигнем определенных результатов.
Комментарии