Как формируется внебюджетный фонд вуза и на что тратятся эти деньги? Об этом я решила расспросить Сергея Александровича Запрягаева – первого проректора Воронежского госуниверситета, самого крупного вуза в Черноземном регионе.
Выяснилось, что сегодня общий бюджет высшего учебного заведения складывается из трех примерно равных частей: одну треть составляет государственное финансирование, а две других трети зарабатываются на платных образовательных услугах и научно-исследовательской деятельности. Здесь и получение международных грантов, и работа по хоздоговорам, издание книг и научной литературы. И только очень маленькая часть – около пяти процентов – приходится на доходы от университетской “социалки” – гостиниц, баз отдыха. Самой больной, а точнее, затратной для вуза до недавнего времени была статья расходов на коммунальные платежи. У ВГУ, например, долги достигали 30 миллионов. Сейчас они сократились до трех миллионов, потому что, как рассказал мой собеседник, бюджетного финансирования стало хватать не только на зарплаты и стипендии, но и на коммунальные платежи и даже на приобретение кое-какого оборудования. Но это не означает, что за все платит государство, скорее всего в ситуации, когда вузы сами стали зарабатывать, такого и быть не должно.
Каким же образом распределяются доходы внебюджетного университетского фонда? Статьи расходов все те же: заработная плата преподавателей – порядка 30 процентов, столько же уходит на ремонт и “коммуналку”, еще 30 – на обновление материально-технической базы, а оставшиеся 8-10 процентов тратятся на новые книги для вузовской библиотеки.
В прошлые годы, когда преподаватели месяцами дожидались своих честно заработанных денег, а долги по зарплате разрастались подобно снежному кому, вузы часто упрекали в том, что большая часть внебюджетных фондов расходуется на оплату преподавательского труда. Сегодня ситуация лучше, а возможностей заработать больше. И это не только зарубежные и отечественные гранты, но и, как в ВГУ, преподавание в университетских филиалах, которые вуз открывает в сельских районах области. Средний бюджетный заработок профессора – около 1900 рублей, доцента – 1200, но если ты начинающий преподаватель, не имеющий степени и стажа, твой доход вряд ли превысит 300 рублей. Вообще по ВГУ, например, средняя зарплата около 700, ведь, кроме 1200 преподавателей, из которых лишь 70 процентов считаются высокооплачиваемыми, есть еще 1800 инженеров, лаборантов и людей других специальностей, обеспечивающих работу вуза. И тут уже сам университет должен думать, как и кому помогать материально из того же внебюджетного фонда или каким-то другим образом. Молодежь, к примеру, привлекается для работы в филиалах, где, помимо оплаты часов, выдают “командировочные”, что совсем нелишне при трехсотрублевом заработке.
Можно было бы государственному вузу зарабатывать больше? Разумеется. Но главным ограничителем здесь выступает Закон “Об образовании”, который запрещает набирать более 25 процентов от числа студентов-бюджетников на платные отделения суперпопулярных сегодня экономических и юридических факультетов. И хоть говорит служба занятости, что в скором времени юристам и экономистам будет трудно найти работу, желающих поступить на эти специальности не отбавляется. Видимо, срабатывает западный тип мышления – за границей без знания этих дисциплин хорошей карьеры не сделаешь. Так вот, закон, запретивший госвузам набирать столько студентов-контрактников, сколько хочется, к частным вузам отнесся более чем лояльно – у них никаких ограничений нет (кроме элементарных, продиктованных санитарными нормами, метражом аудиторий, библиотечным фондом и так далее). Забота государства о бесплатном высшем образовании понятна и всячески одобряется, но, как говорят преподаватели госвузов, лоббирования интересов негосударственных учебных заведений быть не должно. Должен быть механизм, или статьи закона, защищающие бесплатное образование, но не ограничивающие искусственно прием студентов по договору.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии