search
main
0

Три линии жизни Игоря Грабаря: ко дню рождения художника

Часто ли мы бываем в Третьяковской галерее? Увы, нет. Конечно, не все имеют такую возможность. Для начала нужно приехать в Москву. Но и москвичи нередко равнодушны к изучению живописи.

Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой

Те же, кто ее изучает и постоянно посещает выставки и музеи, зачастую знают довольно мало. Это я отношу, прежде всего, к себе. Конечно, все знать невозможно. Но можно попытаться расширить свои горизонты познания, попытаться успеть…

Вот, например, много ли я знала об Игоре Эммануиловиче Грабаре? Сразу вспоминаются его живописные пейзажи: русские усадьбы, голубое небо, снег, солнечные блики, деревья, цветы… Его знаменитый автопортрет в дорогой шубе. И, увы, все. А ведь этот выдающийся художник получил юридическое и художественное образование, поездил по миру, участвовал в десятках выставок, общался с великими и просто интересными людьми. Он был выдающимся организатором, писателем и ученым. Но это я узнала только на юбилейной выставке в Третьяковской галерее. Я благодарна судьбе, что успела побывать там.

Итак, три линии жизни Игоря Грабаря.

Директор Третьяковской галереи

В 1913 году Игорь Грабарь стал попечителем, а вскоре и директором галереи, и был им в 1918-1925 годы. В переломные трагические годы – война, создание нового государства, полное переустройство жизни. Третьяковская галерея была частным музеем. В течение десяти лет она была преобразована в крупное государственное учреждение со своей структурой. Произошло переустройство экспозиции, системы учета и хранения экспонатов, составления каталогов. Были созданы новые отделы, новые формы функционирования библиотеки, архива, фотолаборатории, реставрации. Грабарь организовал Ученый совет как руководящий орган в галерее. Большое значение придавалось лекционной, экскурсионной и, конечно, выставочной работе.

Тогда, в период грандиозных изменений, было особенно важно пополнять фонды, расширять коллекцию. Начались активные поиски произведений древнерусского искусства – до этого имелись только иконы из личного собрания П. М. Третьякова. Начали приобретать и работы представителей авангарда: Гончаровой, Ларионова, Фалька, Лентулова, Машкова… Это стало началом новой вехи в истории галереи. Первыми в музее оказались произведения Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Затем поступили декоративные натюрморты Ильи Машкова «Камелия» (1913 год) и «Тыква» (1914 год). «В них соединились поразительное техническое совершенство и последнее слово живописных исканий», – писал Игорь Эммануилович.

Многое тогда пришло в галерею из Государственного музейного фонда, который тоже создал и возглавлял Грабарь. Фонд был местом, куда поступали национализированные произведения, которые потом распределялись по музеям.

Грабарь — организатор реставрационных мастерских

Грабарь участвовал в организации музейного дела в масштабах всего государства. По его инициативе, 10 июня 1918 года в Москве была создана Всероссийская комиссия по поиску и сохранению памятников древнерусской живописи. В ее главные задачи входило обнаружение, учет, спасение и реставрация произведений искусства.

В 1924 году Комиссия была реорганизована в Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с директором (Грабарем до 1931 года). За это время удалось наладить систему государственного управления сферой охраны и реставрации памятников искусства, научную работу в области теории и методики реставрации, публикацию научных трудов. В Мастерских открыли лабораторию физико-технологических исследований, которую возглавил профессор С. А. Торопов. Начались экспедиции в регионы, их было более сорока. Русский Север, Кавказ, Урал, Крым, Беларусь… По всей стране собирали экспонаты. Множество древнерусских памятников попало тогда в музейные собрания.

Мастерские развивали связи с зарубежными странами. Тогда в России понимали, что открытость миру чрезвычайно важна во всех сферах, а в искусстве особенно. Важным событием стала уникальная выставка «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков». Она с успехом прошла в 1929-1932 годах в Германии, Великобритании и США. Были представлены известные и неизвестные работы, а также были продемонстрированы успехи в реставрации. «Я перенес всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины… Это дело увлекло меня всецело».

Грабарь – ученый

Академик, председатель научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР. Директор Института истории искусств Академии наук СССР, действительный член Академии Художеств СССР, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, научный руководитель Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР – вот далеко не полный перечень званий и заслуг Игоря Эммануиловича Грабаря.

В искусствоведении он начал научную деятельность в конце 1880 годов – как автор художественных обзоров и литературных эссе в журнале «Нива», затем начал печататься в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотой век», «Старые годы». Постепенно от небольших критических статей Грабарь перешел к крупным исследованиям и монографиям. Наиболее известны его труды о творчестве архитекторов Д. И. Жилярди и М. Ф. Казакова, иконописцев Андрея Рублева и Феофана Грека, художников русской реалистической школы В. А. Серова, И. Е. Репина. За свою жизнь он опубликовал более ста научных трудов.

В 1906 году Грабарь стал редактором и одним из авторов «Истории русского искусства» – коллективного сборника, заказанного издательством И. Н. Кнебеля. После Великой Отечественной войны был инициатором переиздания этого фундаментального труда.

А еще была огромная переписка. Погружение в чтение. Общение с семьей – женой и двумя детьми. Как Грабарю удавалось так много успевать? Он постоянно работал. Вставал в 6.00, ложился в 22.00, и как сам писал о себе: «Не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела».

Как хорошо, что состоялась эта выставка. Она закрыла славную страницу истории Третьяковской галереи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте