search
main
0

Три кита Подмосковья. На них стоит система непрерывного педобразования

Московская область – один из крупнейших и высокоурбанизированных регионов Российской Федерации, общая площадь которого составляет 46 тысяч квадратных километров. Численность населения – 6,6 миллиона человек (4,5 процента населения России). Плотность населения более чем в 16 раз выше среднего показателя по стране. В 2006 году здесь работали 1847 дошкольных образовательных учреждений с количеством детей свыше 210 тысяч, более 1500 общеобразовательных учреждений, где обучались более 576 тысяч учащихся. Сельские общеобразовательные учреждения составляют 43 процента от общего числа общеобразовательных школ.

В региональной системе образования работает свыше 120 тысяч педагогов. Из них количество учителей общеобразовательных школ в 2006 году составляло 11333 человека. Кадровые потребности области удовлетворены на 97 процентов. Специальности, по которым имеется наибольший дефицит педагогических кадров: ОБЖ, «трудовое обучение», «физкультура», «английский язык», «музыка и пение», «информатика», «русский язык». Данные предметы в школах ведутся, однако учителя работают с перегрузкой; к преподаванию привлекаются учителя-совместители, а также студенты старших курсов педагогических вузов и ссузов. Ощущается существенная нехватка учителей-логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования. Возрастает потребность в социальных педагогах. Таким образом, как и в целом по стране, проблема кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях остается до сих пор острой.

Работа по управлению системой педагогического образования в Московской области строится исходя из основополагающего принципа развития образования, который рекомендован Организацией Объединенных Наций мировому сообществу. Это принцип непрерывного образования в течение всей жизни. Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников приобретают все более острое значение в условиях быстро меняющихся политических, нормативно-правовых и социально-экономических отношений современного общества.

В Подмосковье сложилась система непрерывного педагогического образования, которая представляет собой совокупность преемственных профессиональных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Система непрерывного педагогического образования развивается на основе положительного опыта прошлых лет, учитывая изменения, происходящие в социально-экономической, правовой и культурной сферах, демографической ситуации. Она выполняет региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических, научных и научно-педагогических кадров. Подготовка кадров ведется по традиционным и новым специальностям для всех типов образовательных учреждений. Повышение требований к качеству непрерывного педагогического образования становится насущной проблемой и одним из условий устойчивого развития региона.

Кит первый: хорошая школа

В настоящее время региональная система непрерывного педагогического образования объединяет 10 учреждений, финансируемых из областного бюджета.

6 – среднего педагогического образования:

– Московский областной педагогический колледж в Серпухове,

– Московский областной музыкально-педагогический колледж в Егорьевске,

– Зарайский педагогический колледж,

– Орехово-Зуевский педагогический колледж,

– Истринский педагогический колледж,

– Ногинский педагогический колледж.

3 вуза:

– Московский государственный областной университет,

– Коломенский государственный педагогический институт,

– Московский государственный областной педагогический институт в Орехово-Зуеве.

– Педагогическая академия последипломного образования.

Весомый вклад в развитие подмосковного образования вносит созданная в 2004 году Академия социального управления – многофункциональный центр, создающий условия и обеспечивающий развитие всех уровней образования, включая повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.

В систему образования Подмосковья органически вписываются и федеральные вузы: Московский государственный педагогический университет, Московский государственный открытый педагогический университет, а также ряд филиалов негосударственных вузов, ведущих подготовку в основном по направлениям «социальная педагогика», «психология» и «лингвистика и межкультурная коммуникация». Образовательные учреждения Московской области успешно сотрудничают с рядом отраслевых институтов повышения квалификации, Российской академией образования, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московским государственным университетом, что значительно расширяет выбор образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Кит второй: учитывая реалии времени

В учреждениях высшего и среднего педагогического образования ежегодно обучаются и повышают квалификацию свыше 20 тысяч человек. Ежегодно в областные учреждения высшего и среднего педагогического образования принимаются в общей сложности более трех тысяч студентов. Ежегодный выпуск составляет более 2,5 тысячи человек. 55 процентов приступают к работе в общеобразовательных учреждениях по состоянию на начало учебного года.

В целом региональная система непрерывного педагогического образования – это динамично развивающаяся система, в которой каждое образовательное учреждение занимает устойчивое положение. Ее отличают открытость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость.

Развитие системы непрерывного педагогического образования характеризуется гибкой ориентацией на рынок труда, повышением квалификации и переподготовкой профессорско-преподавательского состава учреждений высшего педагогического образования и педагогов учреждений среднего педагогического образования, опережающей подготовкой педагогических кадров по остродефицитным специальностям, приоритетом подготовки кадров для сельских школ, дальнейшей работой по расширению спектра педагогических специальностей, в том числе инженерно-педагогических кадров как педагогов профессионального обучения для системы начального профессионального образования, развитием целевой формы подготовки педагогических кадров, формированием учебных округов учреждениями высшего педагогического образования, внедрением принципа создания квалификационного запаса, развитием дистанционных технологий в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров. Все они заложены в «Концепцию модернизации педагогического образования в Московской области» и реализуются через областную целевую программу «Развитие образования Московской области» и московские областные гранты в сфере образования.

Стратегия формирования кадровой политики в регионе ведется с учетом изменений, происходящих в социуме.

Кит третий: благодарность

Для решения актуальной задачи по обеспечению педагогическими кадрами системы образования области через государственные областные учреждения высшего педагогического образования проведено масштабное социологическое исследование ситуации с трудоустройством выпускников областных вузов. На основе полученных данных разработаны рекомендации по закреплению выпускников педагогических вузов на рабочих местах в системе образования. Создан Московский областной центр интернет – образования учителей на базе МГОПИ в Орехово-Зуеве.

В целях материального поощрения талантливых студентов учреждены 140 именных стипендий «Подмосковье», гранты – для проявивших склонность к научной работе студентов, аспирантов, докторантов, курсантов и адъюнктов, ежемесячная именная стипендия для детей и подростков, обучающихся в школах, учреждениях начального, среднего профессионального и дополнительного образования детей, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта. Ежегодно 200 педагогов становятся обладателями премии губернатора Московской области. Выпускникам педагогических вузов и ссузов, приступившим к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях, выплачиваются единовременные пособия. Кроме того, молодые специалисты, работающие в образовательных учреждениях, в течение 2 первых лет работы получают ежемесячные доплаты.

Большое значение для профессионального становления молодых учителей, вчерашних студентов, имеют встречи с руководством Министерства образования и ведущими учеными-педагогами, которые проводятся в Педагогической академии последипломного образования. Здесь молодежь узнает о возможностях своего дальнейшего профессионального и научного роста, знакомится с работой кафедр и бесценным опытом старших коллег.

Правительством Московской области уделяется большое внимание вопросу повышения престижа профессии учителя. В первую очередь этому служит проведение ежегодного областного конкурса на звание «Педагог года Подмосковья». В 2002 году учреждена премия губернатора Московской области за достижения в области образования – это заслуженная награда за большой вклад в развитие образования Московской области и за внедрение и популяризацию передового педагогического опыта. К числу наград регионального уровня в плане морального поощрения, кроме почетной грамоты Министерства образования Московской области, относится широкий спектр наград губернатора: благодарственное письмо, благодарность, почетная грамота, почетное звание «Заслуженный работник образования Московской области», знаки отличия «За заслуги перед Московской областью», «Благодарю», «За труды и усердие», «За полезное».

Приказом министра образования правительства Московской области устанавливаются доплаты к должностным окладам руководителей областных образовательных учреждений всех типов. Подобные доплаты руководителям существуют и на муниципальном уровне.

Таким образом, в Московской области реализуется принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов всего населения, служит удовлетворению потребности граждан в образовании, обеспечивает подготовку кадров, обусловливает конструктивное взаимодействие регионального и муниципальных органов управления образованием по формированию целостной региональной системы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте