В конце 1990-х годов в российских школах появились учебники «География России», написанные с учетом принципиально иного подхода к преподаванию этого курса. В издательстве «Дрофа» выходит два таких учебника: первый – под редакцией доктора географических наук, профессора географического факультета МГУ Александра Алексеева, второй – под редакцией доктора географических наук, декана географического факультета МПГУ, профессора Виктора Дронова. Учебники «География России» стали ядром формирующихся авторских содержательных линий, отражающих идеи модернизации географического образования. О том, чем интересны для учителя эти учебники и УМК к ним, мы беседуем с сотрудниками издательского дома «Дрофа» – Ольгой ПАНАСЕНКОВОЙ, ведущим редактором редакции «География», и Владимиром СИРОТИНЫМ, главным редактором картографического издательства «ДИК».
– Что явилось основой для создания современных учебников по географии?
– Не так давно была принята новая концепция содержания школьного географического образования. Группа разработчиков, ведущих ученых и методистов-практиков страны была организована во временный научно-исследовательский коллектив, который возглавили академик РАО Владимир Максаковский и профессор МПГУ Виктор Дронов. Они вместе с другими сотрудниками ВНИКа и разработали те подходы, которые целиком вошли в новый образовательный стандарт по географии. Основная идея концепции – комплексное изучение территории, то есть рассмотрение природы, населения и его хозяйственной деятельности на этой территории в их взаимосвязи, гуманизация географического образования. Это не антропоцентризм, в рамках которого природа рассматривается лишь как источник ресурсов, нет, все «три кита» – человек, природа и хозяйство – являются равноправными. Такой подход помогает ребятам лучше понять, почему та или иная территория отличается от других, а значит, сформировать полный образ своей страны как «единства в многообразии».
Несколько лет назад проводились исследования на предмет того, как меняется отношение школьников к географии на протяжении всего периода ее изучения. Выяснилось, что пик интереса приходится на 7-й класс, а далее, в 8-9-х классах, когда как раз изучается география России, наблюдается резкий его спад. Одна из причин этого – рассмотрение человека, населения где-то «на задворках» курса, между природой и особенностями хозяйства. Поэтому ребятам и не было понятно, для чего, собственно, им вообще нужно изучать природу и хозяйство. В новых учебниках авторы постарались преподнести человека как гармоничную и неотъемлемую часть всего окружающего мира.
– Необходимость создания новой концепции, очевидно, назрела давно?
– До 30-х годов прошлого века в школах России изучали единую географию без искусственного ее деления на природную и общественную составляющие. Затем было принято политическое решение о делении единого комплексного курса на две части: физическую географию и экономическую географию. Два подобных школьных курса географии изучаются во многих регионах России до сих пор. Чем это плохо? Характерный пример: получив сведения о природе, скажем, Урала в 8-м классе, ученики начинают изучать социально-экономические особенности Уральского района лишь через год, в 9-м классе, когда знания о природных особенностях территории уже порядком выветрились. Это приводит к тому, что качество образования в целом снижается и происходит трата учебного времени на повторение материала. А самое главное, сведения о природе, населении и хозяйстве регионов России никак не связаны. Кроме того, курс, построенный по принципу жесткого отделения природы от населения и хозяйства, получается довольно сухим. Авторы новых УМК, по сути, руководствовались страноведческим принципом, дающим целостное представление об окружающем мире, своей родине, стране. Сначала формируются представления о земле (землеведение), затем – о странах и народах (страноведение), далее – комплексное представление о своей Родине (отечествоведение). В старшем школьном звене в условиях профильного обучения учащиеся вновь возвращаются к мировой географии, но уже на новом качественном уровне. При этом мир изучается в органической связи с географией России, подчеркивается роль и место нашей страны в мировой экономике и политике.
– Чем обеспечен новый УМК?
– Новые линии учебников, отличающихся своим содержанием от прежних, нуждаются в новом сопровождении, которое помогало бы детям постичь тонкости географии, полюбить предмет и легко ориентироваться в океане информации. Поэтому издательство параллельно с учебниками выпускает новые атласы, карты – контурные и настенные, методические пособия для педагогов. И это не случайно, ведь тем, кто долгие годы преподавал по старинке, требуется много сил и времени, чтобы научиться работать по новому комплекту. Регионы России рассматриваются комплексно не только в новых учебниках, но и на новых картах, где показываются особенности природы, влияние природы на жизнь и деятельность человека и хозяйствование человека на данной территории, то, насколько рационально ему удается использовать природные богатства. Это, на наш взгляд, должно привести к повышению качества преподавания географии в школе и интереса школьников к предмету. Красочные атласы снабжены новейшей информацией, карты отражают современное административно-территориальное деление России, а контурные карты задают алгоритм деятельности ученика на уроке и дома. Новые эксклюзивные настенные социально-экономические карты всех крупных регионов Российской Федерации со справочными данными по их населению помогут ребенку сформировать представление о современной роли данных регионов в экономике страны.
– Насколько необычен комплект по своему методическому содержанию?
– Современный учебник должен отличаться от традиционного. Сейчас, когда информация общедоступна и ее количество постоянно увеличивается, функция учебника как единственного источника информации и учителя как передатчика знаний постепенно уходит в прошлое. Педагог на уроке должен организовывать деятельность учеников по усвоению содержания школьного курса, формировать у них ключевые компетенции, то есть те умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Учебник посредством своего методического аппарата может помочь школьнику научиться работать с информацией, представленной в разном виде, а также искать эту информацию, то есть способствовать формированию информационной компетенции. Крайне важно, чтобы ученик научился грамотно подходить к решению проблем. Новые учебники создаются в соответствии с практико-ориентированным деятельностным подходом к усвоению материала, так как информация в них не всегда подается в готовом виде, а часто усваивается в процессе ответов на вопросы. Ведь известно, что знания тем прочнее, чем больше сил ученик вложил в их поиск. Необходимо только, чтобы поиск этот был не бестолковым, а осуществлялся с пониманием главного: эта информация пригодится в дальнейшем, поэтому рисунки, карты и текст учебников скомпонованы таким образом, чтобы стимулировать поисковую деятельность детей.
– Как вы считаете, трудно ли будет учителю начать работать по новому комплекту?
– На самом деле учебники «Географии России» появились в школах достаточно давно, в 2001 году, и многие учителя уже установили с ними тесные и дружеские отношения. Как вы уже знаете, авторы учебников посещают регионы, где работают по их комплекту, и подробно рассказывают учителям о его особенностях. Конечно, поскольку педагоги – народ довольно консервативный, требуется время для того, чтобы все встало на свои места. Но главное, что многие начали понимать, насколько новые подходы выгодно отличаются от прежних.
– Чем отличается урок по новому комплекту от традиционного урока?
– Пожалуй, принципиальное отличие в том, что учитель теперь не должен много говорить, объяснять и тем более давать что-либо под запись. Его роль – организовать деятельность ученика на уроке. Сейчас, к сожалению, многие учителя задают детям прочитать и пересказать текст параграфа, в лучшем случае – найти в параграфе ответы на вопросы. А ведь существует множество видов работы с текстом! Даже если педагог незнаком со всеми этими видами, соответствующие вопросы легко можно заложить в учебник и рабочую тетрадь.
География вносит очень большой вклад в формирование мировоззрения. И здесь очень важно уметь развить коммуникативные компетенции, организуя на уроке дискуссии, семинары, «круглые столы», конференции. Все это невозможно без развития самого умения вести дискуссию: слушать мнения других, высказывать свое, взвешивать различные аргументы, делать выводы и обобщения. Желательно, чтобы вопросы для обсуждения были проблемными, но это вовсе не значит, что сама проблема в ходе дискуссии будет окончательно решена. Важно, чтобы ученик попытался найти выход из ситуации, используя подчас нестандартные, непредсказуемые варианты решения проблемы. Но самое главное – это все-таки найти тот проблемный вопрос, который воодушевил бы детей на поиск его решения. В этом учителю опять же могут помочь новые УМК.
– В последнее время много говорится о патриотическом воспитании школьников. Насколько эта тема отражена в УМК?
– Патриотизм должен на чем-то основываться. Глубокие знания о своем родном крае – именно то, что нужно для его воспитания. Здесь важно все – какими природными богатствами мы владеем, какие отрасли промышленности развиты, какие народы проживают на нашей территории, с какими странами у нас установлены торговые отношения и так далее. Ведь однобокое изложение материала может привести к тому, что человек начнет воспринимать свою или чужую страну как сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы или место для складирования ядерных отходов. В географии вообще заложен мощный воспитательный потенциал. И учебники новых линий помогают его раскрыть. Невозможно полюбить свою страну за то, что она, скажем, производит больше всех в мире танков – есть масса других интересных фактов, которые помогут понять, в чем же уникальность России как огромного государства. И вообще, надо сказать, у современных детей чувство патриотизма развито достаточно сильно. Период простого сравнения – что хорошо на Западе и что плохо у нас – прошел, началось осознание своих возможностей и перспектив. Учебник же всячески помогает подкрепить это чувство всеми доступными способами. Не только территория с ее природными ресурсами, но и человек, который на ней живет, – вот главное богатство любой страны!
Комментарии