То березка, то рябина, куст ракиты над рекой… В свое время из окон любой школы, будь то городская или сельская, лились слова песни про край родной, навек любимый. А уж про школьные годы чудесные, которые быстро летят, обязательно пели все выпускники.
Создал песенные шедевры композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Дмитрий Борисович Кабалевский. Пожалуй, трудно найти музыкальный жанр, в котором не проявился его незаурядный талант. Оперы и симфонии, оперетты и вокальные циклы на стихи Шекспира, Маршака, Долматовского, инструментальные пьесы и музыка к театральным постановкам и кинофильмам… В 1970 году Кабалевский разработал программу «Музыка» для общеобразовательных школ. Это был, по сути, революционный переворот в преподавании «второстепенного предмета». Музыкальная безграмотность не менее порочна, чем безграмотность вообще, утверждал композитор. В союзники себе он брал огромную армию учителей. В «Учительской газете» в 1968 году появилось глубокое эмоциональное обращение к педагогам. Смысл педагогической концепции композитора-подвижника можно выразить кратко так: «Гармония ума и сердца – конечная цель воспитания человека».
В обращении к последователям этой идеи Дмитрий Борисович заостряет внимание на важной проблеме. А она в том, что «незаметно входит в незрелое сознание молодежи всяческая пошлость и безнравственность, отравляет сознание, постепенно делая его нечутким, невосприимчивым к прекрасному и доброму. Иммунитет к дурному не выработан, хороший вкус не воспитан…» Эти строки будто написаны о сегодняшнем времени. (Статья «Иммунитет против пошлости» вышла в свет в 1967 году.)
Вырастить культурного слушателя музыки, способного любить и ценить самые серьезные произведения великого искусства, – вот задача, которую должны были решить уроки музыки в общеобразовательных школах. Прекрасное побуждает доброе, утверждал автор программы. Воспитание должно быть целостным, говорил он, если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению…
«Три кита» – песня, танец, марш – жанры, доступные восприятию ребят даже на начальной стадии их музыкального развития.
Книги («Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники»), статьи в журнале «Музыка в школе», постоянные ответы на многочисленные вопросы учителей, переписка с ними, огромная просветительская работа. Энергии и увлеченности композитора хватало и на проведение вечеров «Ровесники» в Колонном зале Дома союзов, и на цикл незабываемых бесед в Третьяковской галерее «Музыка, живопись, жизнь».
В 1973 году Дмитрий Борисович стал работать учителем музыки в 209-й московской школе. Семь лет он вел уроки здесь. (Ныне это центр образования №1601.)
Поистине программа Кабалевского стала прорывом в художественной педагогике, особенно такой ее ветви, как педагогика искусства. «УГ» неоднократно в своих публикациях подчеркивала, что система Кабалевского с позиции науки – это оптимальный вариант музыкального образования. Одна из самых подробных аналитических статей появилась в «УГ» 26 мая 1982 года.
Дмитрия Борисовича Кабалевского не стало в 1987 году. С распадом СССР об этой уникальной программе забыли на долгое время.
– Вся беда в том, – говорит дочь композитора Мария Кабалевская, – что мы так и не научились бережно относиться к прошлому. Перечеркиваем все…
В 2004 году скромно и незаметно для широкой общественности прошел 100-летний юбилей со дня рождения композитора Кабалевского. Но все-таки хочется верить, что здравый смысл возьмет свое и идеи музыканта-просветителя не пропадут втуне.
В феврале 2005 года на базе МГПУ при поддержке Департамента образования города Москвы был создан Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского. Возглавила его дочь композитора. И она сразу же взялась за издание журнала «Учитель музыки».
– Хочется возродить тот особый «кабалевский» дух и ту атмосферу, – говорит Мария Дмитриевна, – которые пробуждали в людях воодушевление и веру в то, что их участие в музыкальном воспитании детей и юношества очень важно для страны.
Дочь композитора в свое время, как она шутит, стала заложницей папиной экспериментальной программы.
Музыке она училась в обычной школе, хотя, как говорили педагоги, из нее вышел бы способный пианист.
– Но не выдающийся же, – улыбается Мария Дмитриевна.
Мария Кабалевская выбрала профессию педагога. Долгие годы преподавала историю и английский студентам, правда, музыкального училища.
Теперь возглавляет центр, выпускает журнал. От судьбы, как говорится, не уйдешь. Мы рассматриваем редкие фотографии. Дмитрий Борисович в Артеке. Он вел там цикл бесед о музыке. На другой – композитор в Куйбышеве, здесь на музыкальном факультете пединститута он нашел единомышленников. А на третьей фотографии – в пионерском лагере… Незадолго до своей кончины Кабалевский горестно заметил, что все негативные явления, которые, к сожалению, выплыли на поверхность, – это все результат не того, что плохо учили в школе химии, географии или математике, а того, что не воспитывали душу человеческую, сердце не воспитывали, сознание не воспитывали. Воспитания не было.
Сказаны эти слова в декабре 1986 года. Но разве не актуальны они сегодня?
Фото из семейного архива Марии Дмитриевны Кабалевской
Дмитрий Кабалевский
Комментарии