Материнская карьера и карьера профессиональная для женщин, имеющих маленьких детей, – несовместимы. Эту для многих очевидную истину в очередной раз подтвердили результаты недавно завершившихся крупномасштабных исследований, проводившихся на протяжении трех последних десятилетий британскими социологами. Что же так долго отслеживали эксперты Института социально-экономических исследований? Они отслеживали, как развиваются, учатся, приобретают собственную профессию и место в жизни взятые под наблюдение маленькие британцы, родившиеся в 70-е годы. Иначе говоря, был отслежен жизненный путь представителей одного поколения, начиная от малышового возраста до полного взросления.
И вот какую закономерность вывели при этом социологи: успех и в жизни, и в образовании, и в профессиональной карьере 1 263 представителей “группы 70-х” оказался в прямой зависимости от того, работали их матери в ранний период их детства или нет и как делилось время мамы между работой и домом.
Наибольший успех выпал на долю тех, чьи матери посвящали себя до исполнения ребенку пятилетнего возраста своему малышу, пожертвовав ради него на это время профессиональной карьерой. Именно эти “мамины” детки оказались успешнее остальных сверстников в учебе, в будущей профессиональной карьере, наконец, просто увереннее и счастливее в жизни. Зависимость между временем, проведенным мамой в стенах дома, и успехом ее ребенка в учебе, как выяснилось, столь велика, что любой лишний час, “отвоеванный” малышом у маминой профессиональной карьеры, прибавлял ему дополнительные очки в его последующих достижениях. Так, среди детей, чьи матери в первые пять лет жизни их ребенка работали на полную ставку лишь в течение 18 месяцев, смогли успешно сдать так называемые “эй-левэлз” – то есть набрать те баллы на выпускных школьных экзаменах, которые требуются для поступления в университет, – 64 процента. Среди тех, чьи мамы работали на полную ставку не полтора, а два с половиной года, успешно сдали экзамены лишь 52 процента.
Однако замеряли исследователи не только интеллектуальное развитие детей и способность их к учебе, но и психическое, эмоциональное состояние. Зависимость последнего от маминого присутствия в стенах дома достаточно красноречиво доказана и здесь: у тех, чьи матери проработали до исполнения малышам пяти лет лишь полтора года, различного рода психологические проблемы возникали в их взрослой жизни реже – они отмечены у 23 процентов.
Общий вывод исследования, таким образом, однозначно свидетельствует в пользу того, что место матери дошкольника – дома, рядом со своим малышом. И как бы неоднозначно ни относились к данному выводу нацеленные на абсолютное равноправие с сильным полом и равные шансы на профессиональную карьеру женщины, приведенные факты свидетельствуют сами за себя. “Результаты нашего исследования однозначны – говорит его руководитель профессор Джон Эрмиш, – если родители не смогли уделить своим детям в их дошкольном возрасте достаточное количество времени, они тем самым увеличили риск негативных последствий для их отпрысков в будущем”.
Иными словами, закладку фундамента успешного будущего своего ребенка отложить на “потом” невозможно. И если родители рассчитывают стратегию своей семьи таким образом, что сначала встают на ноги сами, зарабатывая деньги, служебные посты, связи и прочая и откладывая при этом заботу о растущем малыше на лучшие времена, то они тем самым допускают стратегическую ошибку. Ибо ни “купленные” впоследствии места в престижных учебных заведениях, ни обеспечение подросшему отпрыску всех мыслимых благ уже не восполнят и не компенсируют упущенного в раннем возрасте момента истины. Каждодневное присутствие матери, ежечасное общение с малышом так же драгоценно для его личностного становления, как материнское молоко драгоценно для становления физического.
Но если в первую очередь это исследование апеллирует непосредственно к родителям, то отнюдь не во вторую очередь – к государству, автору трудового законодательства и социальной политики. “Наше исследование – довод в пользу той политики, которая выступает в поддержку прав родителей на длительный оплаченный отпуск по уходу и воспитанию детей, – заявляют его авторы. – Обеспечивая родителям эти права и возможности, мы тем самым инвестируем в высокий потенциал наших завтрашних трудовых ресурсов”.
Эту, в общем-то, нехитрую истину испокон века усвоили те страны, чья культура и исторические традиции продолжаются сегодня в современной социальной политике их правительств: замещать трудовые места мужчинами-отцами на тот период, покуда их жены растят дома их маленьких детей. В Японии, одной из тех стран, где наиболее последовательно проводится подобная политика, вышедшая замуж женщина, как правило, оставляет работу. И возвращается на службу лишь тогда, когда выполнен ее первейший с точки зрения японской морали долг перед обществом – когда встали на ноги, подросли и окрепли ее дети. Возможно, кому-то подобная мораль кажется патриархальной, далекой от современных критериев равенства полов и мало совместимой с критериями женской независимости. И однако именно эта мораль и именно такая политика отлично работают как на благо процветающей японской экономики, так и на благо японской семьи.
В области дошкольного воспитания возможны любые социальные и педагогические эксперименты, которые, как известно, на протяжении последнего столетия повсеместно и неоднократно ставились. Но эксперимент над природой вряд ли обречен на успех. Природа же, как известно, требует присутствия рядом с детенышем его ласковой, нежной и заботливой матери. И человеческий “детеныш”, как в очередной раз доказано британским исследованием, отнюдь не является исключением.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии