Первые шаги в школьном образовании компьютерная эра сделала незаметно. Кто скажет, когда и в какой школе появился первый компьютер? Такой даты не зафиксировано. В Перми решающий звонок из Москвы прозвучал 20 декабря 2005 года. Правительство РФ поручило управлению Россвязьнадзора побывать во всех школах региона. Протестировать каждую по 30 позициям: есть ли компьютеры, доступ в Интернет… И подключить к Интернету даже школы лесных поселков, где и телефонной связи-то толком не было. Пробиться в эти школы помогала мощная техника. Чтобы не терялись в тайге бригады специалистов Пермского филиала ОАО «Уралсвязьинформ», устанавливавшие Интернет, их пришлось оснащать спутниковыми телефонами.
Досье «УГ»ПерспективаАлександр ПОНОСОВ, бывший директор Сепычевской средней школы, ныне индивидуальный предприниматель:Равнение на сервер! То, что информатизация должна способствовать улучшению качества знаний школьников, сомнению не подвергается. Сейчас большинство школ Пермского края уже выяснили для себя плюсы информатизации и наметили направления дальнейшего движения.В частности, школы осознали необходимость создания собственных локальных сетей. А потому развивают и активно используют Интранет. Интранет – это техническая среда, без которой информатизация будет недоинформатизацией. Правда, с универсальными серверами для создания такой среды дело обстоит пока хуже. Хотя их необходимость уже тоже становится очевидной.Чем до сих пор пользуются многие учителя? Учебными программами на СD-дисках. Диски изнашиваются. Программы устаревают. И если педагоги и дальше будут работать только в своих школьных компьютерных классах с готовыми дисками, далеко не продвинутся.Поэтому сейчас многие учителя волей-неволей поворачиваются к Интернету. Начинают сами создавать тексты, разрабатывать методички, интересуются опытом других. Находят единомышленников, обмениваются опытом, совершенствуют свои разработки. Благо внешкольная сеть позволяет общаться и работать дистанционно. И вот в школах начинается движение в сторону универсальных серверов, с помощью которых можно организовать как внутришкольную систему обучения, так и совместную работу в Интернете.«Война» операционных систем все больше уходит на второй план. В принципе не важно, какая из них будет использоваться. В Интранете и Интернете они все равны. Хотя понятно, что если за лицензии на свободное программное обеспечение платить не нужно, а специалист необходим в любом случае, то зачем выкидывать далеко не лишние деньги на платные проприетарные предложения.Главное – организовать внутреннюю сеть, обеспечить безопасный выход во Всемирную паутину, надежно защититься от вирусов и спокойно работать, расширяя горизонты знаний и мировоззрения учеников.
Комментарий «УГ»Вячеслав АСПИДОВ, начальник отдела по управлению проектами Министерства образования Пермского края:- Школы Пермского края получили необычный инструмент, позволяющий выстроить по-новому работу с родителями, сделать ее более управляемой, повысить ответственность родителей за успехи ребенка. Особенность пермского электронного дневника в том, что доступна вся история образовательного процесса: изучаемые темы, домашние задания и в ряде школ даже материалы уроков, такие как презентации, задания, упражнения, которые педагог использовал на занятии.Сейчас школы учатся предоставлять услугу «Электронный дневник». Это непростая задача: каждая страница дневника должна быть своевременно и качественно заполнена. Учителям приходится осваивать новую среду и привыкать к новому регламенту учета образовательного процесса. Руководителям – обустраивать рабочее пространство педагогов так, чтобы им было удобно пользоваться электронными журналами. Завучам – учиться работать с электронными отчетами, чтобы извлечь максимальную пользу из собираемой информации для эффективного управления школой. Что в результате? Рост посещаемости электронных дневников и возможность постоянного контакта с родителями для поддержки успехов их детей.
К 1 сентября 2007 года все 1103 школы края получили доступ к скоростному Интернету, виртуальным учебникам, сетевым лабораторным практикумам… Регион вошел в десятку территорий, справившихся с этой задачей особо успешно.
А сегодня Пермский край называют одним из самых продвинутых в использовании компьютерных технологий в общем образовании. По данным Министерства образования края, на одного школьного учителя в Прикамье приходится один школьный компьютер. Персональные компьютеры имеют более 90 процентов семей городских школьников и более 60 процентов сельских. В регионе реализуются три мощных информационных проекта. Это формирование телекоммуникационной образовательной сети края, дистанционное обучение детей-инвалидов и дистанционное образование старшеклассников.
Известный пермский персонаж – второклассник и второгодник Иван Семенов о своих школьных успехах дома предпочитал умалчивать. Сейчас бы этот номер у него не прошел. В Прикамье сегодня никого не удивишь школьными сайтами, где помимо информации об истории школы, ее выпускниках и учителях публикуются школьные новости. Более того, 260 школ края в этом учебном году начали вести электронные дневники и журналы.
Зайдя на сайт WEB2EDU.RU в качестве гостя (это может сделать каждый желающий под именем pupil и паролем pupil), можно, к примеру, открыть демонстрационный дневник ученика 6-го класса и посмотреть оценки за прошедшие четверти, за любую неделю и даже рейтинг по предметам…
Но в отличие от бумажных аналогов электронный дневник не просто фиксирует расписание, оценки и домашние задания. Около 20 процентов школ, участвующих в эксперименте, пошли дальше. Информируют родителей и учеников о содержании уроков и будущих домашних заданиях на неделю вперед с указанием времени, необходимого на выполнение заданий.
Через такой дневник учитель может послать записку родителям. В свою очередь родители могут задать вопрос педагогу и получить на него ответ, не выходя из дома. Ребенок, выполняя домашнее задание или готовясь к олимпиаде, может по ходу дела посоветоваться с учителем.
Конечно, все это дополнительная работа для преподавателя, требующая времени. Не все еще отлажено. Бывает, «виснут» компьютеры. Бывает, школьные машины не всегда свободны. Заносить сведения в электронные дневники и журналы приходится дома.
Но сеть тем не менее развивается. Обрастает личными блогами учеников, учителей, родителей со статьями, фото- и видеоматериалами, презентациями, созданными по результатам выполнения домашних заданий и проектов… Сейчас в школьной блогосфере уже более 4,5 тысячи блогов. Создаются сообщества для общения по интересам, совместного решения задач…
Для лучшего освоения этой социальной сети в регионе проводятся сетевые игры. Вот и сейчас 2400 семей из разных территорий Пермского края приняли участие в «Звездном приключении», попутно обучаясь ведению блогов, публикации фотографий и файлов, проводя обсуждение лучших работ.
Электронные дневники в Прикамье имеют более 40 тысяч школьников. Кстати, постановлением правительства края в проекте бюджета на 2010 год предусмотрены финансовые средства на доплаты учителям за ведение электронных журналов и дневников: 426 рублей в год на одного ученика в городской школе и 592 рубля в сельской. Естественно, при наличии заполненных электронных дневников.
Головоломка на дистанции
Виталик Шулепов по состоянию здоровья школу посещать не может. Но он может легко общаться со своими учителями благодаря компьютеру. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №154 Перми, где он учится, принимает участие в федеральном проекте «Дистанционное обучение детей-инвалидов».
В сентябре 2008 года 22 ученика этой школы с 3-го по 11-й класс получили все необходимое для дистанционного обучения по целевой федеральной программе «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями».
– Сначала мы думали, что дистанционно будут учиться ребята из старших и средних классов. Но большой интерес к проекту проявили и ученики начальной школы, – говорит завуч Елена Коротаева.
С помощью компьютерных программ школьники изучают такие курсы, как «Окружающий мир», «Мировая художественная культура», решают математические головоломки, выполняют занимательные задания по биологии, химии, русскому языку… Педагоги школы разработали специальные учебные модули, развивающие мышление ребят. Кроме собственных, используются материалы дистанционных курсов, разработанные в Москве.
Итог предыдущего учебного года всех приятно порадовал. 16 из 22 учеников вышли на летние каникулы с оценками «4» и «5». На основе наработанного опыта педагоги подготовили три сборника работ и провели городскую научно-практическую конференцию.
Сейчас на базе школы организован Центр инновационного опыта в рамках университетского округа Пермского государственного педагогического университета. Созданы условия для дистанционного обучения 46 детей-инвалидов.
«Паутина» для старшеклассников
Как подучить физику, математику, иностранный язык и другие предметы, готовясь к ЕГЭ и поступлению в вуз, если не удалось попасть в специализированную школу или гимназию? Четыре тысячи старшеклассников в 24 городах и районах Пермского края подскажут. Можно дистанционно заниматься на базе информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение». Здесь собраны учебные курсы базового и профильного уровней для учеников 10-11-х классов, материалы для подготовки к ЕГЭ и комплекты лабораторных практикумов. А ориентироваться во всем этом помогает сетевой педагог. Он конструирует образовательный процесс с учетом запросов конкретного ученика. Используются такие инструменты платформы, как система открытого планирования тем и разделов, интерактивные тексты и тренажеры, виртуальные лаборатории. В сети есть терминологические словари и справочники. Ведутся обсуждения и дискуссии…
В краевом министерстве посчитали – хорошо отлаженная система дистанционного обучения по затратам на один ученико-час сопоставима с нормативами обучения традиционным способом! Вот так!
P.S.
Специалисты ОАО «Уралсвязьинформ» рассказывали: когда добирались до селений в таежной глухомани, люди встречали их чуть ли не со слезами на глазах. Компьютеризация всех школ и параллельная установка таксофонов с номерами, на которые можно позвонить, воспринимались как кампания по электрификации всей страны. Государство вспомнило о своих гражданах и подняло из информационного небытия даже поселки, где электричество подавалось движком лишь несколько часов в сутки. Чтобы детям, живущим здесь, были так же доступны интернет-ресурсы, как и их сверстникам в больших городах. Что сегодня и происходит.
Комментарии