Знаете, почему герб Австралии украшают кенгуру и страус? Уверен, что никогда не догадаетесь. У нас, группы представителей российского образования, которая побывала в этом году в Сиднее, Мельбурне и Канберре с деловым визитом, тоже ничего не получилось. Все наши версии отметались как несостоятельные. Наконец наш гид смилостивилась над нами и сказала, что изобразили их на гербе потому, что они не могут пятиться назад, им обязательно нужно развернуться на сто восемьдесят градусов. Вот так и страна должна всегда двигаться вперед и только вперед.
Смех – всему голова
Австралия единственная страна, занимающая целый континент. Страна, где практически до сих пор отсутствует серьезный криминал и где все до недавнего времени строилось на доверии. Предпоследняя волна эмигрантов из Советского Союза разрушила то, чем отличалась Австралия от других стран мира. Когда ты приходил наниматься на работу, то просто заполнял анкету, и никто не сомневался в ее правильности и твоей честности. Но в конце шестидесятых один дотошный клерк вдруг заподозрил неладное в документах соискателя. Претендовал тот на очень незначительную должность, но в анкете значилось, что на родине был чуть ли не академиком, сотни монографий написал, лекции по всему миру читал. Устроили проверку, оказалось все липа.
Или другой пример. Приходит бывший советский гражданин за справкой в местный жэк или муниципальную контору. Ему говорят: через три дня к двенадцати часам ваши документы будут готовы. «А раньше нельзя?» – интересуется наш бывший соотечественник. «Нельзя!» – отвечает строго чиновник, не понимая, как это можно сделать раньше, если по инструкции на подготовку такой справки отпущено ровно 72 часа и ни минутой больше, ни минутой меньше. «А если попробовать?» – настаивает проситель. «Ничего не получится», – все еще вежливо отвечает австралиец. И тогда незаметным жестом наш человек кладет на стол конвертик, в котором банкнота или две-три, в зависимости от важности справки. Рассказывают, что первый чиновник, открыв конверт, бухнулся в обморок.
Усилия засланных казачков не прошли даром. Австралийские социологи назвали это «советской инфекцией». Ментальность наших бывших соотечественников и настоящих австралийцев и в самом деле сильно отличается. Мы много ездили по стране на микроавтобусах. Водители менялись. В Сиднее мы намучились. Нам попался бывший соотечественник, сбежавший в свое время с военного корабля. Он вечно опаздывал, хотя его автобус был заказан на целый день. Пока шли в университетах и школах наши встречи, он еще где-то подрабатывал. В Канберру нас вез австралиец. Оказалось, что один из дней в столице у нас практически свободный, и мы спросили его: не сможет ли он нас повозить по городу и окрестностям, зная, что автобус – его личная собственность. Но Джордж работал на туристическую компанию, и прежде чем согласиться, позвонил хозяину. Обошлось нам это в сто долларов на десятерых. Девяносто из них водитель отдал фирме, десять оставил себе.
По утрам австралийцев будит не гимн, а заливающаяся смехом кукабара, немного похожая на нашу сороку. Может, именно поэтому все австралийцы такие жизнерадостные. А смех – один из обязательных элементов жизни школы.
Синий океан, медовая пустыня
Австралия среди мировых лидеров по компьютеризации образования. Взять хотя бы штат Виктория. Каждый учитель здесь в прошлом году получил бесплатно портативный компьютер. На каждую машину в школе приходится в среднем 3,93 учащегося. В начальной школе этот показатель чуть ниже – 4,08, в средней выше – 3,86. Это лучшие показатели в Австралии, и они входят в первую десятку мировых индексов. Стоит также сказать, что 64 процента используемых в школе компьютеров не старше трех лет, остальным от 4 до 5.
Правительство штата собирается сделать так, чтобы машинный парк школьных заведений обновлялся каждые два года. Это техническая сторона дела. Что же касается качества образования, то компьютеры в австралийских школах используются как инструмент для получения новой информации, реализации различных проектов и общения. Примеров сотни. Приведу лишь один, он и самим австралийцам нравится. В начале учебного года школы выбирают себе партнеров, с которыми будут разрабатывать совместный проект при помощи интернета. Надо не просто найти партнера, но и заинтересовать его, вовлечь в свои планы. В прошлом году ученики шестых классов нескольких школ в рамках предмета естествознание (или сайенс) исследовали влияние климата Антарктиды на погоду Австралии. Они обменивались информацией, задавали друг другу вопросы, строили диаграммы и графики, консультировались у известных ученых. Все были поделены на несколько групп, и у каждой группы была своя задача. Надо было использовать знания из разных предметов: географии, физики, химии, биологии, математики. В конце года прошла заключительная видеоконференция, на которой команда, составленная из представителей всех школ, участвующих в проекте, защищала свои результаты перед жюри, состоящим из серьезных экспертов. Взрослых поразили не только научные выводы ребят, но и великолепные фотографии, сделанные ими. Две из них обошли все популярные издания. На одной расплавленный, как червонное золото, песок пустыни, такого же цвета небо и сидящий на корточках малыш-абориген с закрытыми глазами и поднятыми к небу руками. На другом снимке: синий спокойный океан, переходящий в такое же синее спокойное небо, и малыш, выпрыгивающий из воды…
Информационные технологии по-настоящему начинают изучать в двух последних классах австралийской школы. В девяносто первом году по семь с половиной процентов учеников выбрали себе профильные предметы из двух образовательных областей «информационные технологии» и «техника и технологии». В первую область входят такие предметы, как устройство компьютера, дизайн и создание программного обеспечения, информационные технологии, информационные системы, менеджмент в сфере информационных технологий. Вторая область включает материалы и технологии, дизайн и технологии, текстиль и дизайн, промышленный дизайн. Ученику достаточно выбрать один предмет для специализации. Но многие выбирают по два (статистика свидетельствует, что таких 10 процентов) и по три предмета (4 процента). За прошедшие годы количество ребят, занимающихся технико-технологическим профилем, выросло в два раза, а тех, кто осваивает информационные технологии, стало в три раза больше.
Информационные технологии привлекают больше ребят, чем девушек (пропорция 7 к 3). Как ни странно, но те, у кого самые высокие академические показатели за девятый класс, в старшей школе выбирают не информационные технологии своим профилем. Среди будущих компьютерщиков большинство твердые середнячки. В государственных школах немного больше ребят, увлекающихся компьютерами, чем в частных (независимых). Кстати, их также больше в городских школах, чем в сельских.
Декларация будущего
Австралийские учителя свободны в выборе учебных планов и программ, методических материалов и информационных ресурсов. Здесь считают: не важно, какими методами учитель работает, какими учебниками пользуется, как построил учебную деятельность, главное, чтобы результат на выходе соответствовал Национальным целям, которые были приняты в апреле 1999 года в Аделаиде. Это четкий и точный документ. Его нельзя цитировать частями. Потеряется смысл. Чтобы понять, куда движется австралийское образование, давайте прочитаем его полностью. Кстати, хотя декларация подписана только министрами образования всех штатов Австралии, ее обсуждали и принимали на так называемом Министерском совете с участием руководителей министерств труда и занятости, переподготовки кадров, по делам молодежи. Итак, основополагающий документ для системы австралийского образования звучит следующим образом:.
«1. Образование должно развить все таланты и способности каждого учащегося.
Заканчивая школу, учащиеся должны:
1.1. Уметь анализировать и решать проблемы, обмениваться идеями и информацией, планировать и организовывать деятельность, сотрудничать с другими.
1.2. Обладать чувством уверенности и самоуважения, оптимизма, ответственности, которые должны стать основой для выполнения в будущем таких социальных ролей, как член семьи, сообщества и рынка труда.
1.3. Уметь правильно разбираться в вопросах морали, этики, социальной справедливости; быть способными понять смысл собственного мира, происхождения вещей и понятий; уметь принимать рациональные и аргументированные решения и брать на себя ответственность за совершаемые действия.
1.4. Быть активным и информированным гражданином, понимающим и оценивающим по достоинству австралийскую систему власти и гражданскую жизнь.
1.5. Иметь трудовые навыки и представления о рынке труда, вариантах карьеры и путях их достижения как основу для профессионального образования, переподготовки, работы и обучения на протяжении всей жизни.
1.6. Быть уверенным, креативным и продуктивным пользователем новых технологий, в особенности информационных и коммуникационных, понимая их значение для общественного развития.
1.7. Понимать проблемы окружающей среды, заботиться о ней, иметь знания и умения для поддержания экологически устойчивого развития.
1.8. Иметь знания, умения и установки, необходимые для поддержания здорового образа жизни, для творческого и приносящего удовольствие досуга.
2. Что касается содержания образования, то учащиеся должны:
2.1. Достичь высоких стандартов в знаниях, умениях и понимании через всесторонние и сбалансированные учебные планы в девяти образовательных областях: гуманитарные науки, английский язык, здоровье и физическое образование, второй язык, математика ( точные науки), обществознание и окружающая среда, технология и через межпредметные связи.
2.2. Достичь умений в исчислении и грамотности, чтобы каждый учащийся умел считать, читать, писать, говорить и общаться на должном уровне.
2.3. Участвовать в программах профессионального обучения, иметь доступ к профессиональным программам как части среднего образования.
2.4. Участвовать в программах и деятельности, которые благоприятствуют и развивают предпринимательские умения и навыки, включая те, которые позволяют развить максимальную гибкость и адаптироваться в будущем.
3. Школа должна быть также и социальным институтом, поэтому:
3.1. Результаты учащихся не зависят от их пола, языка, культуры, происхождения, религии, физических недостатков. Не может влиять на результаты также разница в социально-экономическом и географическом положении.
3.2. Результаты педагогически неблагополучных детей улучшатся, и они со временем достигнут уровня остальных.
3.3. Учащиеся-аборигены будут иметь равный доступ и возможности для образования, в следствие чего результаты их обучения улучшатся и достигнут уровня остальных учащихся.
3.4. Все учащиеся должны понимать и знать ценность культуры аборигенов и обитателей островных территорий для австралийского общества и обладать знаниями, навыками и умениями для установления согласия между коренными и некоренными австралийцами.
3.5. Все учащиеся должны знать и понимать ценность культурного и языкового разнообразия и обладать знаниями, умениями и пониманием того, что выигрывает австралийское сообщество от такого разнообразия.
3.6. Все учащиеся имеют доступ к качественному высшему образованию после окончания 12-го класса средней школы или его эквивалента в училище».
Разрушая, созидай
Австралийские чиновники делают упор на то, что школы будущего должны быть «богаты технологично», а преподавание и обучение в них должно быть – «технологически интенсивным». Информационные и коммуникационные технологии будут играть главную роль в процессе обучения. Ибо только с их помощью можно максимально расширить возможности для поиска информации, обмена опытом и результатами. ИКТ все больше разрушают заданные временные и пространственные рамки или границы учебного процесса. Но это разрушение созидательно, потому что на смену устоявшимся (школьное расписание, сетка часов, занятие в классе) приходят абсолютно новые и неожиданные формы. Уже никто не удивляется тому, что все больше учителей занимаются индивидуально со своими учениками не в классе за партой, а через сеть, что многие темы исследуются групповыми методами в ходе видеоконференций.
Кто-то даже придумал для школы будущего такое определение: «Это агентство знаний, менеджмента, творчества и созидания». А будущие учащиеся состоятся только в том случае, если сумеют стать членами «сетевого сообщества».
В каком-то смысле некоторые из нынешних ребят уже обладают этими навыками. Все они компьютерно грамотны. Часто намного лучше учителей используют ИКТ для своих личных нужд. Школе нужно построить свою деятельность так, чтобы все эти навыки ребята использовали осознанно для решения «обучающих задач», применяя «сетевые навыки» более продуктивно для повышения своей научной и математической грамотности.
Примером такой школы будущего может служить Глен Уэйвелл Колледж, ставший одним из семи участников так называемого проекта школ-навигаторов в Виктории. Ученики здесь полностью автономны. Им ничего не навязывается. Они сами выбирают стиль обучения. Учитель лишь разрабатывает образовательную стратегию вместе с учеником. Консультирует, как ее реализовать. В такой школе учителю надо быть мастером на все руки, знать не одну дюжину методик и обучающих стратегий или, как мы их называем, «педагогических приемов». Это одна из немногих школ не только в Австралии, но и в мире, где в уставе записано, что главную ответственность за свое образование несет ученик.
Школа отлично оснащена. Здесь 450 компьютеров, связанных в единую сеть. Установлены самые современные программы и скоростной выход в интернет. Есть свой научно-технологический центр. Многие университеты и корпорации не скрывают своей зависти. Современные научные лаборатории, качественное оборудование, дизайнерские демонстрационные экраны в аудиториях и классных комнатах. Здесь уверены, что важны не только технические характеристики ИКТ, но и то, как все выглядит, какие эмоции вызывает техника у учеников и учителей. «Артистический или художественный интернет, – говорят в школе, – предлагает не только широкий спектр услуг для школьников и родителей, но и обеспечивает базу для обучения посредством «документированных обучающих проектов».
…Австралия дала миру шесть нобелевских лауреатов. Здесь был создан первый на планете дистантный университет. За последние пятнадцать лет количество ежегодно выпускаемых специалистов с университетскими дипломами по информационно-коммуникационным технологиям увеличилось в два раза. Ни одна другая специальность не развивалась так динамично и так стремительно. Власти страны, заявив, что будущее зависит от того, будет ли каждый гражданин Австралии иметь необходимые знания, понимание, умения и ценности для продуктивной и полезной, вознаграждаемой по заслугам жизни, всерьез занялись образованием. И не только информационно-коммуникационными технологиями.
Москва – Сидней – Мельбурн – Канберра – Москва
Комментарии