Каким был 2005 год? Что удалось, что запомнилось, какую оценку можно выставить ему в символическом дневнике жизненных вех?
Геннадий СОКОЛЕНКО, первый заместитель председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга: Не все можно измерить в баллах
Довольно трудно оценить в баллах уходящий год. Не столько потому, что я вообще осторожно отношусь к балльной оценке, сколько потому, что год уходящий был очень напряженным. Судите сами: переход городских образовательных учреждений на работу в новых финансово-экономических условиях, введение новой отраслевой системы оплаты труда, разработка методики нормативов финансирования.
Кроме того, серьезные изменения происходили и происходят у нас в контексте модернизации образования: расширение эксперимента по ЕГЭ, переход на предпрофильное и профильное обучение в старшей школе.
В сущности 2006 год станет для петербургской школы годом проверки эффективности всех начинаний 2005 года.
Валерий НЕСТЕРОВ, министр общего и профессионального образования Свердловской области: Ситуация выбора
Сложно давать оценку отдельным событиям 2005 года, потому как все происходящее в образовании нужно воспринимать как непрерывный процесс. А что тогда становится главным? Важно, чтобы процесс шел, как ему положено идти, а не характеризовался определенными отдельными событиями. Вредно, когда есть какие-то события, но нет процесса.
Нельзя не сказать, что год был событийным для Свердловской области. Мне бы хотелось отметить важную тенденцию, связанную с понятием «ситуация выбора». Для этого нужен обмен мнениями, диалог между учеником, учителем, родителями. Склонен думать, что все это постепенно входит в систему образования.
В 2005 году мы приняли государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) начального и среднего профессионального образования, позволивший сформировать основания и условия для достижения социальной и профессиональной компетентности обучающихся.
Другим серьезным мероприятием для системы образования Свердловской области стало проведение эксперимента по ЕГЭ. Мы изначально очень аккуратно подходили к этому вопросу. Главное – не доложить, что мы провели эксперимент, главное – чтобы все участники этого процесса подошли к нему осознанно. Наш подход к ЕГЭ таков: да, можно выбрать такую форму итоговой аттестации, но можно предпочесть и иную. Вот он, выбор.
В течение года вновь и вновь приходилось обращаться к обсуждению вопросов педагогического образования. И это важно. Время предъявляет учителям новые требования, важны социально-профессиональная компетентность, креативность, способность к самоанализу. Сейчас педагоги прежде всего должны быть специалистами в сфере общения. И это тоже, если вдуматься, к вопросу о выборе. Все взаимосвязано.
Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки: Мне выпало большое счастье
Год был непростым, ведь шла в полном смысле борьба за повышение зарплаты, был проведен очередной этап Всероссийской акции протеста бюджетников.
Знаменательной считаю свою встречу с Президентом РФ в составе делегации ФНПР – рада, что мне удалось рассказать лично Владимиру Владимировичу Путину о тех проблемах, которые есть в педагогическом сообществе по части зарплаты и социальной защищенности.
Удачей года считаю то, что удалось вместе с Рособразованием провести очередной конкурс «Студенческий лидер». Ребята доказали: у профсоюза есть огромный кадровый резерв, которым он может гордиться.
Весь год мы отмечали 100-летие российских профсоюзов – делегаты нашего профсоюза участвовали во внеочередном съезде ФНПР. Наша дата – 15-летие Профсоюза работников народного образования и науки – скромнее, но все территориальные организации отметили ее, и это было подведением итогов и обсуждением планов на будущее.
В этом году мы присудили премию имени Владимира Михайловича Яковлева, который был первым председателем нашего профсоюза. Ее получили генеральный секретарь Интернационала образования Фред Ван Люен, (шведский профсоюз), руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Артемович Балыхин, ректор РУДН Владимир Михайлович Филиппов и ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Антонович Садовничий.
Лично мне в этом году выпало большое счастье – я стала бабушкой и теперь, как бы поздно ни заканчивалась работа, спешу увидеть самого дорогого человека на свете.
Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию: Новостройки для Беслана
Уходящий год был трудным. В этом году мы построили и сдали в Беслане две школы, начали прием учреждений среднего и высшего профессионального образования из других ведомств под эгиду Рособразования. Должен сказать, что это очень сложное дело: приходится решать непростые финансовые и организационные вопросы.
Рад, что в этом году мы покончили с идеей о введении государственных именных финансовых обязательств – эксперимент закончится, поскольку министерство посчитало его нецелесообразным. Также ушла идея и о ГМАНО, поскольку при этой организационно-правовой форме есть опасность утраты государственной собственности.
В этом году наконец появился проект отраслевой системы оплаты труда и надежда на то, что в 2007 году она будет введена. Эту работу мы ведем уже несколько лет, теперь нужно будет провести обсуждение проекта, добиться консенсуса в образовательном сообществе и согласовать все с экономистами. Считаю, большим достижением и то, что удалось при поддержке «Единой России» добиться решения о повышении надбавок за ученую степень для кандидатов и докторов наук. Самое замечательное, что с этим согласилось Министерство финансов РФ.
О чем сожалею, так это о том, что в 2006 году не будет программы «Молодежь России». Правда, удалось запланировать в бюджете 2006 года расходы на отдельные мероприятия не в 90 миллионов рублей, как было в нынешнем году, а в 120 миллионов.
Что касается следующего года, то это год Собаки, мой год, а по всем предсказаниям в такие годы работа складывается самым наилучшим образом.
Александр ЛАТУШКО, председатель Комитета по культуре и образованию Воронежской областной Думы: На бумаге одно, на деле другое
Сначала о грустном. Ни правительство, ни Министерство образования по-прежнему не уделяют должного внимания воспитанию подрастающих россиян. У нас нет государственной политики воспитания детей. С каждым годом дело все хуже: многие СМИ и телевизионные каналы пропагандируют образ жизни, свободный от закона, совести и морали. В почете криминальная добыча денег, но никак не честный труд.
Еще одна проблема – формирование разновозрастных классов, или, как их называют, классов-комплектов, когда первоклашки обучаются вместе со вторым классом, третий – с четвертым. В Воронежской области в этом году во многих сельских школах появились подобные классы. Для чего это делается, непонятно. Для экономии? Давайте говорить откровенно: это такое общегосударственное бесстыдство, что дальше некуда! При колоссальнейшем профиците, который сегодня перевалил за триллион долларов, мы экономим на нормальном обучении наших детей!
Мы вступили в полосу государственного лицемерия, когда провозглашается одно, на бумаге пишется другое, а на деле делается третье. За это всем нашим горе-реформаторам очередной «неуд».
Тройка – слишком общая оценка, и претендентов на нее так много, что устанешь перечислять, поэтому перехожу сразу к четверке. На «хорошо» я бы оценил президентские инициативы в области образования. Само внимание президента к педагогам – это прекрасно. Но обидно, что оно носит, на мой взгляд, импульсивный характер. Мне кажется, это некая вынужденная, пожарная мера, возникшая в результате необыкновенной остроты проблем, назревших в образовании. Не замечать эти проблемы уже нельзя.
Пятерку я бы поставил за следующее событие. В Воронежской области в 2005 году звание «Народный учитель» нашло своего героя. Оно совершенно заслуженно было присвоено самому, на мой взгляд, творческому, мудрому и энергичному педагогу Воронежской области Альбине Васильевне Золотаревой. Под ее началом в Центре дополнительного образования детей занимаются три тысячи мальчишек и девчонок. Причем не только из Воронежа, но и из районов области.
Александр РАХНО, учитель истории Петропавловской школы Муромцевского района Омской области, лауреат конкурса «Учитель года России-2004»: С властью на равных
В этом году наша школа превратилась в лицей. Исчез курс краеведения. Это расстроило. Что значит интеллект без любви к Родине? Отстоять не смог.
Осенью поучаствовал в местных выборах. Неудачно. Противно, конечно, чувствовать себя половой тряпкой. Зато понял, что педагогу во власти делать нечего. Пока, во всяком случае. Либо детей воспитывать, либо – народ.
Осенью же занялся организацией регионального клуба «Сибирский пеликан». Это общественная организация, повышающая статус педагога, позволяющая ему говорить с властью на равных, отстаивать свои позиции. Уже как президент клуба был приглашен на встречу с губернатором, которую ждал с момента победы на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Губернатор обещал поддержку, приятно удивив заинтересованностью в педагогических вопросах.
Я бы оценил этот год на «4». Внешне ярких событий произошло немного. Но многое изменилось в сознании, а это, пожалуй, важнее.
Елена РОДИОНОВА, заместитель директора Департамента образования Нижегородской области: На сто процентов!
Радует, что были на сто процентов реализованы все программы, которые помогли улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений. Это и компьютеризация, и снабжение спортинвентарем, и «Школьный автобус», и «Учебники».
То, что в этом году были сохранены все льготы на коммунальные услуги педагогам области, – это тоже плюс.
Комментарии