search
main
0

Три года стали подготовкой к новому старту

​1991 год, когда появилась возможность открыть свой счет и перейти на финансово-хозяйственную самостоятельность, я воспринял как огромный шаг в будущее. У нас даже появился так называемый надтарифный фонд в размере 25% от фонда оплаты труда, и была предоставлена достаточная самостоятельность в его распределении. Но очень скоро Департамент образования и Правительство Москвы решили зарегулировать всю финансовую деятельность учреждений, «надтарифный фонд» отобрали и постановлением правительства четко определили, «сколько – кому – за что». И если сделал шаг вправо, то ты уже нарушитель. Снова приходилось мудрить, придумывать малозаконные схемы финансово-хозяйственной деятельности. А часто было так: необходимо поощрить педагогов за их инициативу, творчество, результаты работы, а деньги тратить не можешь. Я считаю, что отсутствие возможности материального стимулирования серьезно тормозило развитие педагогики, хотя «реформы» шли одна за другой.

Но вот пришло долгожданное нормативное финансирование, мы уже планировали статьи расходов своих нормативных средств, но снова облом – деньги перераспределяли между учреждениями, потому что кому-то они «были нужнее». Опять рушились планы, перераспределялись статьи расходов, но мы не опускали рук, ведь надо было жить и развиваться. Даже когда в учреждении появились кое-какие средства и возможности, проблемы все равно оставались. Наше учреждение достаточно большое, примерно 180 дошкольников и около тысячи школьников. Существует определенная структура: дошкольное отделение (или детский сад), начальная школа – около 400 учащихся, средняя школа – примерно 600 учеников, внеклассно-социальное отделение, куда входят педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и педагоги-организаторы, финансово-хозяйственное отделение, которое обслуживает все учреждение. Каждое отделение обижается, что не полностью выполнены их заявки и просьбы. Поэтому мы решили, что каждое отделение должно иметь свою смету, определенную на основе существующего норматива, и ни в чем себе не отказывать. Теперь администрация отделения и педагоги (в лице трудового коллектива) более строго подходят к своим же запросам, учатся экономить коммунальные расходы – средства передают в отделение, оптимизируют свои штатные расписания, они стали действительными хозяевами финансов. Бухгалтерия, конечно, осуществляет всю техническую работу, контролирует законность расходов, но определяют все педагоги в отделениях. Когда вышел приказ Министерства образования и науки РФ о переходе на новую систему оплаты труда и определены сроки ее внедрения в регионах, мы решили не ждать, а попробовать начать введение оплаты за результаты и качество своими силами и средствами. Разработали критерии, определяющие результаты и качество работы педагогов, обсудили их на административном совещании, совете трудового коллектива, производственном собрании. Из средств экономии ФОТ приказом по учреждению были определены персональные надбавки. Конечно, было много вопросов: «А почему мне меньше других?», «А почему вы не учли, какой у меня трудный класс?», «Я в этом году много болел, и ко мне надо быть снисходительным!», «А я столько души вложил в свою работу!». Все эти вопросы, конечно же, мы обсуждали не раз и не два, мы возвращались к корректировке определения показателей за результаты и качество работы. В результате введения персональных надбавок стала активней работа всего педагогического коллектива. Если раньше надо было кого-то уговаривать, то сейчас педагоги сами предлагают свое участие в методической работе и предметных неделях, значительно активизировались работа с одаренными учащимися и экспериментальная работа, введение показателя подтверждения оценок независимой комиссией заставило учителей более принципиально подходить к выставлению оценок учащимся. Конечно, появилась и определенная доля меркантильности, педагоги часто заранее интересуются, сколько баллов они получат за те или иные результаты, выбирают наиболее баллоемкий. Учитывая это, мы стараемся скорректировать критерии, чтобы наиболее трудоемкая и ответственная работа «стоила» наибольшее количество баллов. Для того чтобы все видели итоги оценок за результаты и качество работы в июне администрация отделений выставляла оценки в таблицу, которая была размещена в электронной сети учреждения и на стенде в учительской. Каждый мог увидеть свои итоги, сравнить себя с коллегами, выразить свое несогласие, уточнить тот или иной показатель. Затем в кабинете директора собиралась комиссия в составе администрации и совета трудового коллектива отделения (начальной, средней школы, дошкольного отделения, внеклассно-социального отделения) и окончательно подводила итоги работы педагогов за год. В сентябре, после тарификации по каждому отделению Центра образования, мы уточняем наличие средств на выплату персональной надбавки за результаты и качество и, поделив сумму баллов всех педагогов отделения, выясняем цену балла, а затем и размер персональных надбавок каждого педагога. Когда появилась реальная возможность перейти в эксперимент по программе «Пилот», на производственном собрании коллектива мы решали вопрос о сроке перехода на новую систему финансирования и оплаты труда, абсолютное большинство высказалось за скорейший переход. Значит, три года наших проб и ошибок не прошли даром. Мы верим в дальнейший успех. Мы еще раз пересмотрим свои финансовые возможности на второе полугодие 2011 года, ведь дополнительных средств нам не дадут. Мы уже решили оптимизировать свои расходы и максимально направить средства на оплату труда, ведь теперь не надо за несколько месяцев писать письма, чтобы получить согласие вышестоящих чиновников на передвижку средств. Уже определена комиссия в составе администрации отделений, руководителей методических объединений, членов совета трудового коллектива, которая будет организовывать и отслеживать деятельность педагогов, определять оценки за результаты и качество. В конце августа – начале сентября мы еще раз уточним критерии оценок и утвердим их на заседании управляющего совета учреждения.Геннадий ЯКОВЛЕВ, директор Центра образования №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте