search
main
0

Три года назад в 15-й ростовской школе появился кружок аквариумистов. Создавался он с нуля. А теперь база кружка представляет собой уникальную коллекцию редких экзотических животных и насчитывает 32 вида рыб, рептилий и беспозвоночных. Широко представлены наиболее древние виды рыб: двоякодышащие (многоперы, протоптер), хрящевые (скаты, осетр). Уникальность коллекции в том, что на базе школы впервые в Ростове-на-Дону созданы и функционируют морские замкнутые аквасистемы с искусственной морской водой и сложной системой ее регенерации.

Замечательный российский биолог и педагог Н.Ф.Золотницкий (годы жизни 1851-1920) на съезде преподавателей естественной истории Московского учебного округа так говорил о значении аквариума для учебного и воспитательного процессов: “…При преподавании естественной истории никакой рисунок, никакая фотография, никакое чучело или засушенное растение не в состоянии сравниться с живым объектом. …Объекты эти можно найти в аквариуме, представляющем собой в миниатюре небольшую, но полную картину жизни в природе. Аквариум – это ничем не заменимый для преподавания естествознания объект”.

Программа кружка, рассчитанная на 3 года обучения, гармонично вписывается в концепцию эксперимента. Ее основные цели:

Дать детям углубленные знания по биологии, ботанике, химии, физике, экологии, а также предметам, не предусмотренным школьным учебным планом: гидробиологии, водной токсикологии, ихтиологии, рыбоводству; научить их ставить эксперименты и делать полезные выводы.

Формирование экологической культуры.

Развитие эстетического чувства.

Опыты и наблюдения за животными увлекают детей, превращают их в исследователей. Занятия и практическая работа создают психологически комфортную, творческую обстановку, помогают ребенку проявить свои таланты и возможности. Общение с животными, забота о них формируют в детях планетарное мышление, воспитывают их как людей, ответственных за будущее нашей планеты.

В кружке – 84 человека. Изучая материал, я использую различные формы работы: лекции, практические занятия, исследовательскую работу, проведение конкурсов, викторин, выставок, постановку спектаклей.

Кружок дружит с преподавателями биологии. На нашей базе проводятся заключительные уроки по теме “Рыбы” в 8-х классах, познавательные экскурсии для учеников школы.

Елена САНАДЗЕ, руководитель школьного музея-аквариума, педагог дополнительного образования

Сценарий спектакля

“Планета океан”

(Занавес закрыт. Звучит шум морского прибоя)

Голос за занавесом:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивает пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век…

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ты, Человек?

(Открывается занавес. На заднем плане сцены сидят Нептун, Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Перед ними танцуют русалки).

Нептун (3 раза стучит трезубцем): Все! Хватит развлечений! Пора браться за дела неотложные! Что скажешь нам, Индийский океан? Порядок во владениях твоих?

Индийский океан: О Бог, Великий наш Нептун! С начала года все спокойно. Лишь только у 8 акул диагноз – несварение желудка. Рентген нам показал: виной тому – проглоченные туфли, ящик банок майонеза, большой арбуз, 4 барракуды, а у одной акулы даже медный таз. Их лечат наши лучшие врачи, хирурги-рыбы. Но очень беспокойны пациенты и норовят хирургов проглотить. Не нравится им та диета, что им прописана была.

Нептун: Но почему же в акульих классах уроков нет по ОБЖ?

Индийский океан: Все дело в том, что для акульих классов не можем педагога мы найти. За месяц они съели 30 нянек.

Нептун: Да что ж такое! Неужели в своих владениях порядок мы не можем навести?

Индийский океан: Великий Бог! Всего неделю, как обучает их компьютер, пока все цело, а о знаниях нам рано говорить!

Атлантический океан: Я думаю, что поздно, а не рано о знаниях каких-то говорить! Родители шары глотают, а что такое для акулы какой-то пентиум – компьютер проглотить! Съедят и даже не заметят!

Нептун: Потише там! Отрадно новости такие слышать. Что скажешь ты нам, Тихий океан?

Тихий океан: Великий Боже! Жалуются рыбы, что корма стало меньше, вода загрязнена. Селедка похудела. Лосось отнерестился, но немногим продолжить род свой удалось. По берегам рек опять стояли люди, загородив все реки крепкими сетями. В Японском море потерпел крушение российский танкер. 30 тысяч тонн мазута километровой пленкой по океану разлились. Хоть люди и пытаются ее собрать, но безуспешно.

Нептун: Рыб срочно удалить от места катастрофы! Бактерий там собрать, планктон, кораллы и приказать, чтоб очищали воду! Поможем людям справиться с бедой.

Тихий океан: Исполнено уже.

Нептун: Докладывать мне, как идут дела в Японском море, ежедневно. Что в Атлантическом творится океане? Прекращена ль война барракуды с молот-рыбой?

Атлантический океан: Война прекращена, а барракуды, зачинщики военных действий, отселены подальше в западные воды. И в океане стало все спокойно. Но нас волнуют очень реки. Так, Потомак, где расположен Вашингтон, уж “при смерти”, а слой отходов, которые лежат на дне, превысил 3-метровую отметку. На Амазонке вырубаются леса, а бедных рыб безжалостно вывозят для украшения жилищ людей. В Ростове-на-Дону была река, по которой царь Петр водил свой флот. Сейчас река с названием Темерник превращена в болото. Там не живет никто. А Рейн, легендами воспетый! Официально назван сточной европейской ямой.

Голос за занавесом: Внимание! Внимание! Обитатели вод срочно в укрытие! Пятно нефти приближается ко дворцу!

(Русалки, сидящие за Нептуном и океанами, подают им зонтики, выбегают на передний план сцены и поют песню на мотив “То ли еще будет”).

Русалки:

Загрязнять все больше вы

Стали год от года.

Реки, где рождались мы,

Стали, как болота.

Человек, ты задаешь

Трудную задачу:

Обитатели воды

Над задачей плачут.

То ли еще будет,

То ли еще будет!

Что же дальше будет?

Буль, буль, буль!

Нептун: (Стучит трезубцем, русалки убегают за его трон). Долго мы терпели равнодушие и эгоизм людей! Их не волнует даже то, что они оставят после себя своим детям! Они забыли, что 3/4 поверхности планеты покрыто водой. Названа она была Землей лишь по ошибке. Они забыли, что если растопить льды и всю массу воды распределить ровным слоем, то исчезнут все континенты, и слой воды, покрывающей Землю, достигнет 3 км. Пора напомнить об этом людям. Пора назвать нашу планету правильно – ОКЕАН.

Посыльный: Прошу простить меня, Великий Бог, что речь твою я прерываю, но срочный факс прислали из Ростова, в нем ничего понять я не могу.

Нептун: Читай!

Тихий океан: Опять, наверно, рыбы просят спасти их от людей.

Посыльный:

Нептун Великий! Бог морей!

Тебя на праздник в школу

приглашаем.

Хотели представить мы тебе

людей,

Которых очень уважаем!

Нептун: А что дальше?

Посыльный: И подпись дальше: скаты, дискусы, трофеусы, сомы-кукушки, прототер, многоперы.

Нептун: Ну что, помощники мои, кто скажет мне, откуда вдруг скаты, дискусы и прочие водяные твари попали вдруг в Ростов, и даже в школу?

Атлантический океан: Докладывал тебе, Великий Бог, что их безжалостно вывозят из Амазонки для украшения жилищ людей!

Нептун: Но не о помощи они нас просят, на праздник приглашают! Живется им неплохо у людей, раз празднуют и в гости нас зовут.

Посыльный: Что мне ответить им, Великий наш Нептун?

Нептун: Что приглашение их мы принимаем и прибудем скоро. Сам разобраться в этом я хочу.

(Посыльный уходит. Занавес закрывается. Звучит шум прибоя).

Голос за занавесом: Вода – источник жизни на Земле. Именно в ней миллионы лет назад зародилась первая жизнь. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты и есть сама жизнь!

(Из-за занавеса выходят Нептун, Океан, Русалки).

Нептун: Порадовали люди нас! Не выходя из школы, смогли мы сразу побывать на берегах лесистых Амазонки, на Африканском континенте, в озерах Ньясса, а воды Нила вовсе не мутны.

Атлантический океан: Такой воды, как в Амазонке, я не пил лет 300. Кристально чистой, вовсе без фенолов.

Тихий океан: Особенно приятно было слышать, что рыбы рассказали о своем рожденье, как человек в искусственных сосудах создал им здесь родные реки, кормил, заботился и даже помогал рождаться им вдали от рек родных и нерестилищ.

Индийский океан: Нептун Великий, я думаю, что дети, воспитанные в этой красоте, познав все тонкости природы, помогут Землю сохранить, исправить все ошибки предков.

Нептун: Что ж, люди! Я очень рад за вас. Скажу вам откровенно – такого уголка, как в вашей школе, пожалуй, нет нигде. И в вашей власти о нем заботиться, его хранить. Я очень благодарен всем тем людям, что помогли создать вам этот уголок. И, выполняя подданных своих – питомцев ваших пожеланье, я наградить хочу их здесь сегодня своей охранной грамотой. Надеюсь, что она поможет им и дальше бороться, побеждать людскую черствость, эгоизм и глупость.

Мы, бог морей, владыка океанов,

Мы, повелитель бурь и ураганов,

Чертей морских водитель и

учитель,

Русалок, Нимф и водяных

родитель,

Нептун Великий

(он же Посейдон),

Сегодня, посетив ваш

школьный дом,

Сей грамотой охранной

награждаем,

Своим наместником считать

повелеваем.

Ну что ж, пора нам во дворец! Там ждут дела. До новых встреч!

(Все уходят со сцены, звучит шум прибоя).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте