Все понимают, что нет ничего дороже человеческой жизни, и вопросы охраны труда находятся в центре внимания практически каждой профсоюзной организации. Вместе с тем в сфере образования в этой области много болевых точек, требующих новых подходов к проблеме создания здоровых, безопасных условий труда. Поделюсь некоторыми мыслями.
В первую очередь хотелось бы затронуть проблемы финансирования мероприятий по охране труда. Действующее законодательство предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета, региональных, местных бюджетов и внебюджетных средств. Мне кажется, что эта абстрактная формулировка не обязывает органы власти предусматривать конкретные суммы расходов на охрану труда с учетом выделения средств на каждого работника образования, как это делается в других отраслях.
Сегодня самый важный и сложный вопрос в образовательных учреждениях – аттестация рабочих мест. Ее основная цель – защитить права работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый человек должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье, к каким последствиям они могут привести. Аттестация рабочих мест, если проводить ее неформально, – процесс длительный, сложный и требует значительных затрат. Своими силами, без дополнительного финансирования, нам с этой работой не справиться. Поэтому районный и краевой комитеты профсоюза ставят этот вопрос перед Министерством труда, Министерством образования, Министерством финансов Ставропольского края. Но сейчас, в условиях финансового кризиса, наша главная задача – не допустить отмены доплат за опасные, вредные и тяжелые условия труда, несмотря на то, что финансовые органы дают указания об установлении доплат только по результатам аттестации рабочих мест.
Исследования, посвященные здоровью педагогов, результаты которых были опубликованы в газете «Мой профсоюз», показали, что до 64% болезней учителей развиваются на нервной почве – из-за конфликтов с «трудными» учениками, родителями школьников, отрицательного отношения к учителю администрации школы. По мнению педагогов, на их самочувствие также негативно влияют нервное напряжение на уроке, стихийность мероприятий, командно-административный тон руководителей, низкая зарплата и падение престижа профессии. А вот успехи учеников, уважение школьников и их родителей, комфортный моральный климат в коллективе оказывают положительное влияние. Значит, и у администрации, и у профсоюза есть повод задуматься о том, как можно своими силами поддерживать здоровье учителя.
К сожалению, у большинства образовательных учреждений до сих пор нет возможности ввести в штат квалифицированных специалистов по охране труда. Как правило, этими вопросами занимаются сотрудники, не имеющие специальной подготовки, для них эта деятельность – лишь один из пунктов в длинном списке функциональных обязанностей. Подобное положение дел не может не тревожить. Реальной возможностью защитить интересы и права работников в таких условиях является четко спланированный и хорошо организованный профсоюзный контроль над соблюдением правил и норм охраны труда. Сегодня во всех образовательных учреждениях избраны уполномоченные, созданы комиссии по охране труда. Но, несмотря на положительную динамику, следует отметить, что эффективность их работы все еще остается низкой. Конечно, очень сложно направлять предписание директору, от которого зависишь практически во всем. Но там, где первичные организации профсоюза принципиально подходят к подбору кандидатур, уполномоченные работают не один год, приобретая опыт и заслуживая авторитет и у руководителя, и у коллектива.
Один из наиболее сложных и ответственных – вопрос об организации обучения работников. Советский район стал пилотной территорией в Ставропольском крае, где реализуется российско-шведский проект по организации профсоюзных кружков. Эта новая форма работы позволяет вовлечь большое число педагогов в процесс обучения, сделать его более неформальным. Мы решили, что на занятии профсоюзного кружка должны обсуждаться в том числе и вопросы охраны труда. На состоявшемся в Зеленокумске краевом семинаре внештатный инспектор райкома профсоюза по охране труда, председатель первичной профсоюзной организации школы №13 Ольга Панфилова показала открытое занятие по теме «Действия администрации и профкома при несчастном случае. Предупреждение травматизма в образовательном учреждении». Это занятие получило высокую оценку всех гостей, в том числе главного технического инспектора краевого комитета профсоюза Владимира Каленникова.
К Всемирному дню охраны труда, который отмечался 28 апреля, мы приурочили целую серию мероприятий:
за период с 17 по 28 апреля в образовательных учреждениях района проведены 23 рейда комиссий по охране труда;
итоги обследований обсуждены на совместных расширенных заседаниях профкомов и администраций в 14 образовательных учреждениях;
итоги работы комиссий по охране труда проанализированы на заседаниях 12 профсоюзных комитетов;
отчеты работодателей и профкомов о выполнении мероприятий и соглашений по охране труда заслушаны на собраниях в 8 трудовых коллективах;
вопрос об ответственности руководителей за состояние охраны труда и действиях по защите прав работников на доплаты за вредные условия труда при переходе на НСОТ рассматривался 23 апреля на Совете руководителей образовательных учреждений;
29 апреля прошел районный праздник, посвященный Всемирному дню охраны труда, в рамках которого разыгрывались скидки на приобретение спецодежды фирмы «Росспейс», скидки от 3 до 10% получили 12 коллективов образовательной сферы, в том числе и районный комитет профсоюза;
по итогам конкурса по организации работы по охране труда среди учреждений бюджетной сферы грамотой администрации Советского муниципального района и ценным подарком награжден коллектив школы №3 Зеленокумска (директор Валентина Степановна Радченко, председатель первичной профсоюзной организации Марина Дмитриевна Барабанова).
Считаю, что контроль над созданием безопасных, комфортных условий труда в образовательных учреждениях – одно из важнейших направлений деятельности профсоюза.
Светлана ЧАДОВА, председатель Советской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Ставропольский край
Комментарии