На новый закон «Об образовании в РФ» учителя возлагают большие надежды. Зарплаты, как обещается, вырастут, повышение квалификации можно будет проходить там, где захочется, профессиональное образование станет доступнее. Произойдет ли это на деле и не вызовет ли дополнительных проблем? Обсуждение законопроекта идет уже не первый месяц, но что о нем думают те, кто находится ближе всего к реалиям российского образования – учителя в глубинке? Мы побывали в Яльчикском районе Чувашской Республики – далеком от столичных кабинетов, где принимаются решения, и узнали, что тревог у педагогов пока больше, чем радости.
Секундный задумчивый взгляд и протяжное «о-о-о-о-х-х-х…». Становится ясно – разговор о новом законе «Об образовании в РФ» не вызывает у директора Яльчикской средней школы Ларисы Васильевой искреннего оптимизма. Как управленец, она в первую очередь беспокоится о коллективе, который, по ее прогнозам, может в скором времени сократиться. Причиной тому, казалось бы, позитивная норма нового закона, согласно которой школьники смогут поступать в колледжи без экзаменов.«Для многих школ это может стать реальной проблемой. Если начнется отток девятиклассников, то сократится нагрузка на педагога в старшей школе. В первую очередь это отразится на зарплатах учителей. Меньше учеников – меньше зарплата», – поясняет Лариса Васильева.Впрочем, по сравнению с большинством сельских школ Яльчикская СОШ выглядит вполне привлекательной для учеников. Она является ресурсным центром, районный физкультурно-оздоровительный комплекс – базовая площадка школы, есть своя хоккейная площадка. Материально-техническая база не выглядит стареющей, скорее наоборот – современной, что непривычно для сельской местности. К тому же школа собирает учеников из 19 близлежащих деревень, то есть, говоря рыночным языком, спрос есть.«Я сама, как мать, разве отправлю своего ребенка в столицу учиться в колледж? Где он будет жить, чем питаться? В 15 лет отправлять чадо в самостоятельное плавание я бы не решилась. Думаю, такого же мнения придерживается большинство родителей из глубинки, поэтому надеемся, что большого оттока не будет», – говорит директор главной сельской школы района.Куда острее эта проблема стоит в малокомплектных школах. За примером далеко ходить не надо. Байглычевская школа Яльчикского района рассчитана на 320 человек. Сейчас в ней учатся 80 школьников. В условиях подушевого финансирования школа уже сегодня с трудом сводит концы с концами.«Здание надо содержать, платить за обслуживание. Мечтать о каких-нибудь интерактивных досках и о прочих радостях современного образовательного процесса даже не приходится», – рассказывает учитель иностранных языков Раиса Федорова.Председатель районной организации профсоюза Сергей Скворцов обеспокоен более глобальным вопросом. Если закон будет принят в нынешнем виде и оплату труда учителя уравняют со средней зарплатой по экономике региона, то в дотационных субъектах педагоги будут получать меньше, чем в регионах-донорах. Учитель русского языка, к примеру, в Самаре или Татарстане, будет зарабатывать 20-25 тысяч рублей, а его коллега в Чувашии – чуть больше 13 тысяч. Такова, по данным Чувашстата, средняя зарплата в республике.«Может случиться так, что в Чувашии учителя будут получать чуть ли не самую низкую зарплату в России, работая при этом не меньше. Конечно, мы с таким положением дел будем не согласны. Необходимо решать этот вопрос на федеральном уровне, иначе ситуация с педагогами в глубинке станет еще хуже», – поясняет председатель районной организации позицию профсоюза.Его поддерживают и директора школ. Старение педагогических кадров на селе куда более ощутимо, чем в городе. Если молодым учителям предложат лучшие условия в соседнем регионе (а Яльчикский район Чувашии граничит с Татарстаном), проблема нехватки педагогов на селе обострится.«Подтягивание» зарплат учителей до средних по экономике может вызвать и другие проблемы. Если не будет дополнительного финансирования, придется оптимизировать штаты и сеть образовательных учреждений. Проще говоря, малокомплектные школы закрыть, часть педагогов уволить и за счет экономии поднять зарплату тем, кто останется работать, считает начальник отдела образования и молодежной политики Яльчикского района Леонард Левый.Проблемы, связанные с принятием нового закона, касаются не отдельно взятой школы или района. Проанализировать все возможные риски для Чувашского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ – первоочередная задача.«Мы сейчас активно собираем мнения педагогического сообщества республики. Встречаемся, обсуждаем, слушаем предложения. Наша задача – довести до федеральных властей все чаяния педагогов, обозначить те проблемы, с которыми придется столкнуться и властям, и учителям после принятия нового закона. Нас услышат, если мы не будем бояться выражать свое мнение, будем настойчивыми. И тогда, возможно, условия жизни и работы педагогов станут лучше не на словах, а на деле», – не без оптимизма резюмирует председатель рескома профсоюза Зинаида Степанова.
Комментарии