Андрей ТРОШИН еще в школе решил, что свяжет жизнь с гуманитарными науками. Участвовал в конкурсах и олимпиадах. Признается: «Поступал не столько в педагогический университет, сколько на филологический факультет». Была мысль стать журналистом. Но впереди – пять лет учебы и педагогическая практика. И на этой самой практике Андрей увидел и осознал, что получает от общения с детьми огромное удовольствие. Когда настал решающий момент, выбрал школу, став учителем русского языка и литературы не только по диплому, а, что называется, по жизни. Сыграло свою роль знакомство с учителем года-1999 Александром Сопиным, вошедшим тогда в пятерку лучших участников Всероссийского конкурса. «Он – человек, который может повести за собой», – отмечает Трошин. После университета Трошин пошел за ним в школу №40 города Иркутска, а затем в третью гимназию, директором которой Александр Сопин является и по сей день.
Последние несколько лет Трошин работал со старшими классами. С этого учебного года взял младших школьников, пятые классы гимназии, все параллели. Придя в гимназию и оформляя кабинет, отказался от традиционной формы, когда на стенах висят портреты литературных гениев. Класс украшают картины одной из его выпускниц. Надо сказать, что гимназия №3 города Иркутска оригинально подходит к оформлению залов и кабинетов. В одной из рекреаций есть живой уголок, где за стеклом живут гигантские заморские тараканы, бассейн похож на тропический лес, а столовая напоминает украинский хутор: вдоль стен подсолнухи, на плетне связки чеснока (конечно, искусственного). Гимназия №3 в Иркутске – одна на большой Ленинский район.
Перед Всероссийским конкурсом журнал «Учитель года» писал, представляя иркутского учителя: «Попробуйте сказать Андрею Трошину, что жизнь и творчество А.С. Пушкина – прочитанная книга, в которой все и так понятно, где не осталось белых пятен и места для тайны. В лучшем случае Андрей Сергеевич удивится, в худшем – возмутится: ведь все, что связано с «солнцем русской поэзии», для него свято, изучение пушкинского наследия – его главное научное увлечение, его конек». Я спросил Андрея, что привлекает его в творчестве этого поэта.
– Думаю, что любой учитель русского языка и литературы назовет в числе своих любимейших поэтов имя этого гения. Я работаю по авторской программе доктора филологических наук Юрьевой Ольги Юрьевны, которая большое внимание уделяла творчеству Пушкина. В 9-м классе у нас дается очень углубленное изучение его творчества. Мы с ребятами пытались глубже проникнуть в биографию Пушкина, в особенности его произведений. Часто ездили в Иркутскую библиотеку имени А.С. Пушкина, беседовали с научными сотрудниками. Эти беседы подвигли меня к созданию урока «Треугольники Пушкина», который я давал в рамках городского и областного конкурсов «Учитель года». Я открыл для себя много тайн, касающихся не только его биографии, но массу интереснейших фактов, деталей, новых подходов к изучению его наследия. Мой принцип таков: если интересно мне, значит, будет интересно и детям.
– В чем тайна творчества Пушкина?
– Наверное, в том, что ее до сих пор невозможно разгадать. Имя Пушкина на устах у всех, но мы до сих пор его открываем и нуждаемся в нем.
Готовя конкурсный урок, Андрей Трошин использовал статью литературоведа Вадима Кожинова о «треугольниках Пушкина». Убийство поэта рассматривалось как политический заговор.
– Мы сравнивали два треугольника – политический и любовный. Любовный всем известен: Наталья Гончарова, Дантес и Александр Сергеевич. Но мы выяснили, что свою роль сыграли Нессельроде, царь Николай… Я не настаивал на чем-то одном, что это, например, только любовная драма или заказное политическое убийство. Хотелось дать понять, что в этой ситуации не все так просто, что ее не нужно понимать по-бытовому упрощенно. Целью урока было заинтересовать фактами биографии Пушкина. Я – сторонник умеренного проникновения в жизнь известных людей. Сейчас хватает «желтой» литературы. Я хотел показать, что в жизни и творчестве поэта еще много тайн, и не все в его гибели объяснено. К концу урока было много мнений, кто-то придерживался социально-бытовой версии, кто-то принял точку зрения Кожинова. На мультимедийном проекторе высвечивалось письмо-пасквиль на французском языке, который пришлось выучить за ночь. Анализируя его, мы пытались разобраться, кто же все-таки и с какой целью его написал.
…Обсуждать на уроке литературы можно все, считает Андрей Трошин. Можно взять творчество любого писателя.
– Можно вынести и Владимира Сорокина, которого винят во всех грехах. Но я считаю, что в подготовленном классе некоторые произведения в качестве примеров можно подавать. Можно закрывать глаза, обозвать это порнографией, сказать, что это не нужно, что здесь мат, но… Дети же выйдут во взрослую жизнь и с этим так или иначе столкнутся. Так, может быть, стоит пояснить, для чего это делается, с какой целью. Но без назидательного давления: «Это плохо, а вот это хорошо». К сожалению, современные учебные программы не дают возможности работать по новейшей литературе. Между тем, хотя рейтинг технических наук сегодня резко пошел вверх, я считаю, что литература остается и останется тем предметом, который формирует душу. Технарь может человеку объяснить, как управлять трактором, но только литератор объяснит, с какой целью ему нужно за этот трактор садиться.
Андрей Трошин относит к числу своих самых удачных и оригинальных находок урок-театр. «Я большой театрал, – говорит он о себе, – но стремлюсь посещать его не только как зритель». С выпускным одиннадцатым классом Андрей поставил спектакль-импровизацию по известной пьесе Горького «На дне». Называлась она «Человек – это звучит гордо?». Именно так, со знаком вопроса в конце.
– Так я открыл новый путь сотрудничества с учениками. Вышел с ними на одну сцену. До этого я ставил с ними «Горе от ума», «Недоросля», «Грозу», но я был режиссером, координатором. В спектакле участвовали только дети. А тут побывал с ними «в одной шкуре».
В пьесе Горького Трошин сыграл Костылева, хозяина ночлежки.
– Почему вы поставили знак вопроса? – спрашиваю я.
– На мой взгляд, монолог Сатина из четвертого акта звучит несколько искусственно. Уж очень психологически немотивированно звучат слова о вере в Человека из уст шулера и пьяницы, и циника Сатина. Действительно, если проследить за его поведением, то четвертый акт несколько «выпадает». Поэтому в импровизации мы от него отказались вообще и закончили все убийством Костылева. То есть меня. В нашей импровизации даже не звучал этот классический монолог: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Я хочу, чтобы дети сами ответили на этот вопрос. Другое дело, что я, конечно, надеюсь, что они ответят утвердительно… Но, понимаете, на уроке можно сколько угодно говорить об уважении к людям, но в то же время фыркать и отворачиваться, проходя мимо человека, роющегося в мусорном баке. Мы порой очень легко на уроках литературы анализируем тот или иной образ этого ночлежника, но в то же время, когда выходим за стены гимназии, брезгливо отворачиваемся от человека, который просит милостыню. Причем неизвестно, кем этот человек был еще год назад. Наша жизнь такова, что по большому счету неизвестно, кем мы сами станем года через два. Вот эта параллель: литература и реальная жизнь – тоже является важным моментом.
– Как вы чувствовали себя на сцене?
– Я получил огромнейшее удовольствие. И дети тоже. Кто-то даже сказал, что приятно почувствовать себя с учителем на равных.
– Андрей, – спрашиваю я вновь, – будете ли вы что-то ставить теперь, когда в старших классах уже не ведете?
– Хочется, присматриваюсь. Потенциал, мне кажется, у ребят есть. А если нет, то мы его разовьем.
В следующем году Иркутску исполняется 345 лет. Андрей Трошин жалуется, что у многих учеников есть пробелы в знаниях истории края. Не могут порой ответить, кто жил на этих землях до пришествия сюда русских казаков. Помимо литературы Андрей взялся вести факультатив «Культура Сибири», один час в неделю. На занятиях изучается все, что касается Сибири-матушки: топонимика («откуда пошла есть иркутская земля»), народы этого края и, конечно, сибирская литература. Иркутская область, если взять только ее, – родина многих писателей, и это не только Распутин, Вампилов, Евтушенко, но ряд других, значительных, но, может быть, не столь известных имен.
Комментарии