search
main
0

Треугольник наук. ​Забытая педагогика

Педагогика является той сферой жизни общества, в которой задействованы все человековедческие науки. Это было известно издревле, но теоретически оформлено в 1868 г. К.Д.Ушинским в «Педагогической антропологии»: педагогика «почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее целей», из «обширного круга антропологических наук», к которому «принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая Землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, то есть человека».

Антропологические науки, из которых педагогика «почерпает знания», складываются в систему, базирующуюся на положении о биосоциальной сущности человека, понятие о которой еще не было сформулировано во времена Ушинского. Природная ипостась человека (сфера действия закона природосообразности) изучается естественными науками, прежде всего комплексом биологических дисциплин (теория эволюции, антропогенез, генетика и др.). Социальная ипостась (сфера действия закона культуросообразности) – философией, общественными и гуманитарными дисциплинами. Цементирует всю систему психология (сфера действия закона самодеятельности).На значение психологии в системе наук в целом посмотрим через «треугольник наук» Б.М.Кедрова (1908-1980). Вершина треугольника – естественные науки, углы основания – философия и общественные науки, а в центре – психология, соединенная линиями со всеми углами. Стороны треугольника обозначают сферы научного знания: между философией и общественными науками – сторона гуманитарных наук, между философией и естественными науками – фундаментальных наук, между естественными и общественными науками – технических наук.Место и роль психологии в системе наук определяют и ее расположением в треугольнике – в центре. В практическом плане это означает, что психологические качества ученого, его личностные характеристики, исповедуемые им религиозные, социальные и этические ценности, его политические пристрастия и прочее могут влиять и влияют на результаты его научных исследований не только в философии, в общественных и гуманитарных науках, но и в естественных науках, даже таких, как физика и астрономия.Теоретически это доказал американский ученый Томас Кун (1922-1996) введением понятия «парадигма». Парадигма – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. История науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической Античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска.В быту механизм смены научных парадигм выражен трехчленной формулой: 1. Этого не может быть! 2. В этом что-то есть! 3. Кто же этого не знает! Поэтому астрономические открытия Д.Бруно, Г.Галилея не укладывались в мировоззренческую парадигму средневекового общества («Этого не может быть!») и вызвали гонения на их авторов, но сейчас трудно найти человека, который не признал бы их значения («Кто же этого не знает!»). Все это в полной мере относится и к смене педагогических парадигм.Итак, педагогика заимствует информацию из системы антропологических наук, исследующих бинарную сущность человека как основу его воспитания и обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте