Урок математики,
1-й класс (1-4)
Тема: “Геометрический материал. Знакомство с треугольником и его видами”
Цели:
1. Дать представление о треугольнике, показать, что треугольники могут быть разных форм и размеров. Учить детей различать и правильно называть треугольники.
2. Закрепить навыки счета в пределах 10, счет на слух.
3. Развивать память, математическую речь, сообразительность детей.
Демонстрационный материал: сюжетные и предметные картинки, геометрические фигуры.
Раздаточный материал: конверты с треугольниками (у каждого), счетные палочки.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в страну Геометряндию. Нас ждут неожиданности, испытания и трудности. Чтобы преодолеть все это, нам необходимо хорошо считать, запоминать и быть внимательными.
Нас ждет первое испытание, чтобы добраться до первого города страны Геометряндии. Вы готовы отправиться в путешествие?
Итак, мы отправляемся на… а вот на чем, вы должны отгадать. Согласны?
Тогда слушайте внимательно:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
На чем же мы отправимся в путешествие? (На самолете).
– Молодцы! Отправляемся в путь.
3. Физкультминутка.
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай “раз” и делай “два”.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
(Имитируем движения самолета).
4. Устный счет.
– Но что это? На нас движется стена облаков. Кто же это мешает нам двигаться дальше? Кто это летит к нам навстречу? (Баба Яга.)
– Да, это Баба Яга. Она не пропустит нас, пока мы не выполним ее условия. Она просит нас помочь ей вернуть облака, которые вырвались наружу. Поможем?
– Но это не просто. У каждого облака есть номер, и если мы отгадаем задачки, то облака под своими номерами залетят к Яге. Согласны?
– Тогда внимательно слушайте.
1-я задача.
5 ворон на крышу сели,
2 еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (Семь).
2-я задача.
3 гуся летят над нами,
3 других за облаками.
2 спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? (Восемь).
3-я задача.
В одном кармане 4 каштана,
В другом кармане их 5.
Я попрошу, ребята,
Каштаны пересчитать. (Девять).
4-я задача.
Бегали по лесу
Восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
5 козочек белых,
Сколько было серых? (Три).
5-я задача.
В хоре 7 кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре 5 кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов? (Два).
– Молодцы! Путь свободен. Движемся дальше.
5. Физкультминутка.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4 –
Полетел наш самолет.
(И.п. – руки в стороны, ноги врозь; 1 – поворот вправо; 2 – И.п.; 3 – поворот влево; 4 – И.п.).
6. Новая тема.
– Мы подлетаем к стране Геометряндии. Первая остановка в городе, название которого нам предстоит выяснить.
Посмотрите, какие интересные клоуны встречают нас у ворот города. Сейчас они нам расскажут о жителях этого города, а мы попробуем отгадать, как называется город. Хорошо?
Тогда слушайте внимательно:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
– Итак, в какой город мы прилетели, и кто в нем живет?
(Мы прилетели в город треугольников, и живут в нем треугольники).
– Молодцы! Вот как говорят о себе жители этого города:
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Я тупо-, прямо-, остро-
Угольный треугольник!
– В этом городе не только жители треугольной формы, но и растения и животные.
7. Закрепление.
– Посмотрите, какие интересные цветы цветут здесь.
– Из скольких треугольников состоит каждый цветок, кошечка и собачка? (Смотрим картинки. Дети считают и отвечают на вопросы).
– Давайте построим домик для кошечки и собачки.
(У каждого по 10 треугольников. Каждый строит свой домик).
– Молодцы! Какие красивые домики получились.
А теперь вернемся к нашим клоунам, ведь они тоже состоят из треугольников. Давайте скажем, из скольких треугольников состоит каждый клоун? (Задание по вариантам: 1-й вариант – первый клоун; 2-й вариант – второй клоун).
(1-й вариант; 2-й вариант)
– Мы с вами сосчитали количество треугольников. А по каким признакам вы определили, что это треугольники? (У этих фигур 3 стороны и 3 угла).
– Молодцы! А теперь попробуем сами построить треугольник при помощи палочек. Сначала из 3, затем из 2, а потом с помощью одной. (У каждого по 3 палочки).
– Молодцы! Все справились.
8. Итог занятия.
– С какой геометрической фигурой мы познакомились? (С треугольником).
– Почему фигура получила такое название? (У треугольника 3 стороны и 3 угла).
– Молодцы!
Светлана ЛЫКОВА,
учитель начальных классов средней школы N 5
поселок Айхал,
Мирнинский улус,
Республика Саха (Якутия)
Комментарии